Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Феномен фирм-газелей, операционная эффективность и «узлы» вместо команд

Какие новинки ИД ВШЭ о бизнесе и управлении стоит почитать

Вклад быстрорастущих компаний (БРК) в экономику и занятость, производительность и передовой опыт отечественных компаний, трансформация команды как формы сотрудничества, производство вирусного контента для продвижения бренда — таковы сюжеты новых публикаций Издательского дома ВШЭ. Жанры — самые разные: от аналитики до учебников и переводных монографий с парадоксальным видением привычных понятий.

Что с командами? Забудьте олдскульный подход

Неужели старая добрая команда как способ организации труда и сотрудничества отжила свой век? А командное взаимодействие выглядит не так, как раньше? Определенно, да, убежден директор Центра исследований деятельности, развития и обучения Университета Хельсинки, профессор Юрье Энгестрем. В монографии «От команд к узлам» («From Teams to Knots…», перевод с английского под научной редакцией А. Смирнова) эксперт поясняет, почему, с его точки зрения, универсальность команд сильно преувеличена.

Стоит присмотреться к историческому развитию труда, чтобы понять, что статичная команда — не всегда оптимальное и далеко не единственное решение. «Застывшие» структуры и форматы все чаще замещаются текучими формами или узлами (knots), которые возникают вокруг «ускользающих объектов». Ситуативность, гибкость, маневренность — все это сильные стороны узлов. 

Книга опирается на длительные исследования команд в США и Финляндии (что отчасти отражено в ее полном названии) и показывает, что изменения форм сотрудничества весьма логичны, а привычный «тимбилдинг» придется пересмотреть.

Отличники производства и управления

Заклинание, мантра, максима — так зачастую воспринимается словосочетание «операционная эффективность». На деле магия этого концепта напрямую увязана с прагматикой, а реализация — с качественным, продуманным, «осознанным» (как модно говорить) менеджментом.  

Под операционной эффективностью компании обычно понимают достижение оптимального соотношения между использованными ресурсами и результатами работы . Соответственно, фирма выполняет одинаковые действия быстрее, разумнее и успешнее, чем ее конкуренты. 

Операционная  эффективность — предмет одноименного тематического сборника, подготовленного Высшей школой бизнеса ВШЭ в рамках флагманской серии «Новое в менеджменте». В книгу включены результаты исследования производительности и оплаты труда в крупнейших российских компаниях. В ней представлена и аналитика о путях повышения операционной эффективности, государственных программах увеличения производительности. «На десерт» — передовой опыт отечественных компаний, рецепты отличников. 

Книга пригодится всем, кто ориентирован на качественный менеджмент и стремится к рациональным решениям.

Бег «газелей»: что впечатляет очевидцев

Быстрорастущие компании (БРК), или «газели» — это почти «картина маслом». Все выглядит живописно, даже кинематографично. Такие компании сказочно прекрасны: вносят заметный вклад в экономический рост, приумножают рабочие места, предлагают и тиражируют инновации.

Однако всю эту красоту, маневренность и «прыжки газелей в высоту» активно поддерживают. Как именно — детализирует аналитический доклад Высшей школы бизнеса ВШЭ о быстрорастущих компаниях (под общей редакцией Дана Медовникова).

В Великобритании и странах Скандинавии, например, реализуются программы, использующие инструменты скейларатора (от англ. scale up — «масштабировать») — версии акселератора для зрелых масштабирующихся компаний. Но самая системная зарубежная программа поддержки «газелей» — в Китае. На этом сфокусирован целый раздел доклада — с анализом рынка, программами «постепенного выращивания» высококачественных компаний — «маленьких гигантов» — и кейсами фирм-чемпионов.

Но главный сюжет аналитического доклада и его бесспорная кульминация – «моментальный снимок» российских БРК. Вот пять штрихов к собирательному портрету отечественных газелей:

— Среди них преобладает малый и микробизнес (83%). Наибольшую долю БРК по числу фирм имеют торговля (20,9%), строительство (14,5%) и наукоемкие рыночные услуги (14,3%).  

— Совокупная доля компаний, которые росли со скоростью более 50% ежегодно, составляет свыше четверти (27%) всех БРК.

— Лидерство в распределении по регионам принадлежит Приволжью, Центральному ФО (без столицы) и Москве (по 18-19% от всех БРК).

— Совокупная занятость увеличилась с 1,5 до 2,5 млн человек со среднегодовым приростом 18%.

— «Газели» составляют менее 15% от всех компаний, но ответственны за формирование 60% прироста выручки. Так что большой вклад БРК в экономический рост — отнюдь не фигура речи.    

О «техногазелях» (компаниях в высокотехнологичном секторе), фирмах с повторяющимися скачками роста, компаниях-экспортерах и устойчивости БРК к кризисам — читайте в третьем и четвертом разделах доклада. Причем все эти прыжки «газелей» происходили буквально на наших глазах.  

Продавать смыслы: учимся контент-маркетингу

После блокбастеров о менеджменте самое время — изучить «артхаус». В подборке в этом качестве – учебник «Контент-маркетинг и лингвистические особенности создания текста». Тут все про смыслы. Изложение — эстетичное, но ясное и доходчивое. Как в прекрасном авторском кино. Теории и практики из книги подскажут, как создать вирусный (популярный) контент — от постов в соцсетях до рассылок, продвинуть бренд и нарастить аудиторию.