Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1

Сотрудничать нельзя конкурировать: как академическая среда взаимодействует с корпоративным обучением

Корпоративное образование — динамично развивающееся направление, объем финансирования которого неуклонно растет. Однако при текущем запросе индустрий на постоянное развитие и дефиците на рынке труда корпоративные университеты становятся не конкурентами для академического образования и даже не просто заказчиками, а скорее, партнерами.

Как выстраивать новые коллаборации в этом направлении и почему важно для начала наладить диалог между всеми участниками процесса — представители корпоративных университетов и традиционных вузов обсуждали в рамках Первого московского форума дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения».

Корпоративное образование — повышение квалификации сотрудников, которое организуется внутри компании: профильные сотрудники подбирают спикеров, формируют учебные планы и составляют  методические материалы. В некоторых крупных корпорациях создают отдельные профильные структуры — корпоративные университеты, которые занимаются обучением или профилированием сотрудников.  Эксперты прогнозируют, что на фоне нехватки кадров на российском рынке это направление будет расти и развиваться.

Так, корпоративный университет «Интер РАО» начался как «бутиковая компания» по переподготовке кадров по унифицированным программам, которая была создана, чтобы уйти от внешних провайдеров с разным качеством услуг. После принятия материнской организацией стратегии развития до 2030 г. университет планирует стать основой всего обучения сотрудников и взаимодействия со школами и внешними вузами. 

Директор АНО ДПО «Интер РАО – Корпоративный университет» Татьяна Сон подчеркивает, что роль внутренних университетов растет из-за дефицита на рынке труда. По ее словам, внутреннее закрытое исследование, проведенное в компании, показало, что важнейшей из потребностей квалифицированного персонала является «профессиональное развитие». Чтобы удерживать сотрудников, компании необходимо создавать условия для реализации в том числе и этого запроса. 

Директор департамента развития лидерства Билайн университет Людмила Шавлохова отметила, что их структура была основана в то время, когда в России не было еще ни бизнес-образования, ни даже бизнес–тренеров: создатель корпорации, а потом и ее университета, Дмитрий Зимин стал «первым человеком эпохи просвещения». Однако «старейший не значит лучший»: мир меняется, а вслед за ним должно меняться и образование, подчеркивает Людмила Шавлохова. 

Сейчас Билайн университет до 90% профессионального обучения  закупает извне, при этом на базе корпоративного университета проводится обучение soft skills.

По словам первого заместителя директора ВШБ Дмитрия Волкова, бизнес не может достаточно нарастить внутреннюю профессиональную экспертизу, чтобы полностью отказаться от взаимодействия с традиционной академической средой. Дискуссия о конкуренции бизнес-школ и корпоративных университетов осталась в прошлом. «Ресурсов не так много чтобы тратить их на конкурентную борьбу», — соглашается Людмила Шавлохова. 

В то же время, по словам, Татьяны Сон, бизнес и академическая среда сейчас уходят от дихотомии заказчик-исполнитель и движутся к «сотворчеству».

Например, программы, разработанные вместе с НИУ ВШЭ, позволяют сохранить большую внутреннюю узкоспециализированную экспертизу бизнесу и при этом дать участникам понимание макротрендов в стране и мире, что особенно востребовано топ-менеджментом. 

Один из аспектов, который пока в России обозначился как тренд, но будет набирать обороты, — развитие программ женского лидерства. 

В 2023 году лауреатом Нобелевской премии по экономике стала профессор Гарвардского университета Клаудия Голдин, исследование которой доказало существование “стеклянного потолка” (термин был  введен в теории гендерных исследований в начале 1980-х гг. для описания формально никак не обозначенного барьера, который ограничивает продвижение женщин по служебной лестнице. 

Во многих странах нарастает тренд на феминизм и борьбу за права женщин на рабочем месте, в корпоративной среде РФ эта проблема еще более ощутима, а ее решение максимально деприоритезировано, констатировала Татьяна Сон. Однако, по ее словам, постепенно в нашей стране возникают аналогичные западным программы женского лидерства, в том числе в корпоративной и образовательной среде. 

Это только начало, и очень многое еще предстоит сделать, добавила она.

***

Со всеми программами дополнительного образования НИУ ВШЭ можно ознакомиться и выбрать по ссылке.

name

Автор статьи: Никита Литвинов

Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ