Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Россия – лидер в работе искусственного интеллекта

Что предпринимается для этого в международном поле

В августе 2025 года российские школьники стали триумфаторами международной олимпиады среди старшеклассников по искусственному интеллекту в Китае. Об этом сообщала пресс-служба вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко. Наша сборная завоевала восемь медалей – шесть золотых, одну серебряную и одну бронзовую. Это лучший результат по количеству золотых медалей среди всех участников, отметили в Центральном университете, который готовил команду вместе с Альянсом в сфере искусственного интеллекта и Московским физико-техническим институтом (МФТИ).

Очевидно, что Россия заявляет о себе как о «центре силы» в сфере ИИ и подтверждает свою позицию активными действиями. Об этом размышляет эксперт Игорь Мищенко во второй статье цикла его работ специально для IQ Media.

Первая статья автора - Риски ИИ, о которых не знают пользователи.

name

Игорь Мищенко

Главный эксперт, частное учреждение «Атомстандарт»

Активная позиция в сфере искусственного интеллекта

Россия не согласна на роль пассивного наблюдателя в создании правил игры для искусственного интеллекта. Наоборот, она активно проявляется и даже заявляет о себе как  о «центре силы», который противопоставляет себя западной системе управления ИИ и который основан на государственном суверенитете и отказе от единоличного развития. Такая позиция является логическим продолжением внутренней политики технологического суверенитета и ответом на международное противостояние.

Россия последовательно отвергает сложившееся положение в международном управлении искусственным интеллектом. Москва видит в инициативах, продвигаемых анти-союзниками, попытку навязать миру правила, разработанные узким кругом акторов в сфере ИИ, причем правила эти созданы без учета интересов других государств. Также действия западных стран показывают, что если какие-то государства не согласны с их позицией, то их попросту исключают из коалиции или не считаются с их мнением. Именно эти решения противоречат принципу России, состоящему в том, что мнения всех государств должны учитываться. Когда Россия, в свою очередь, критикует западников, то часто указывает на то, что они продвигают либеральную повестку как обязательную для всех, а это рассматривается как вмешательство во внутренние дела и ограничения суверенитета других государств в выборе моделей регулирования искусственного интеллекта. К тому же, российские дипломаты подчеркивают, что универсальные стандарты не могут быть основаны на стандартах западных стран, которые их не раскрывают.

Противостоя Западу, Россия создает и продвигает собственную модель, которая основана на определенных принципах, связанных с идеями того, что глобальное управление искусственным интеллектом должно осуществляться только в тесном взаимодействии с ООН как с единственной универсальной международной организацией. Наша страна активно продвигает создание специального межправительственного органа при ООН (например, по аналогии с МАГАТЭ или ЮНЕСКО), где все государства-члены обладали бы равными правами, для того чтобы обеспечить учет мнений всех стран, а не только технологически развитых.

Кредо России в сфере ИИ

Для России основой является наличие государственного суверенитета, когда каждое государство обладает собственном правом определять: 

  • национальные стратегии развития искусственного интеллекта, 
  • рамки регулирования (включая оценку рисков, требования к открытости систем),  
  • сценарии разрешенного и запрещенного использования искусственного интеллекта на своей территории и правила сбора обработки и передачи данных. 

Стоит отметить, что соблюдение международных норм должно основываться на уважении этого права и не допускать вмешательства во внутренние дела под предлогом регулирования ИИ .

Вместо широких этических рамок Россия предлагает сосредоточиться на разработке четких, юридически обязательных международных договоров по конкретным, наиболее опасным применениям ИИ. К примеру – полный запрет на разработку и применение автономных систем вооружений, которые могут быть неподконтрольны человеку. Москва активно продвигает эту идею  как область, где достижение согласия возможно и даже необходимо для предотвращения всеобщей катастрофы. Этот подход позволяет России позиционировать себя как ответственного участника, который фокусируется на реальной безопасности, а не на придуманных ценностях.

Россия подкрепляет свою позицию активными действиями, такими, как многосторонняя дипломатия,  в которой ООН является основной площадкой, где используются: 

  • комитет ГА ООН (для продвижения темы запрета возможных рисков ИИ для поддержания стабильности), 
  • группа правительственных экспертов ООН, являющаяся ключевым форумом, где Россия отстаивает необходимость того, что запрет автономного оружия должен быть юридически подтвержден, 
  • другие комитеты (для обсуждения социально-экономических аспектов, прав человека, международного сотрудничества). 

Такие союзы, как БРИКС, ШОС, СНГ, рассматриваются как формы для объединения и сплочения незападного большинства, которые характеризуются формированием единого мнения по регулированию и управлению искусственным интеллектом. Россия активно влияет на включение принципов суверенитета и ведущей роли ООН в декларации и рабочие программы этих организаций. Основной целью на данный момент как раз является создание противостояния западной коалиции.

Россия регулярно вносит в ООН проекты возможных решений, концептуальных записок и заявлений, например:

  • продвижение резолюций по вопросам международной информационной безопасности, где ИИ является ключевым вызовом, который требует регулирования на основе суверенитета и невмешательства;
  • предложения по разработке конвенции / кодекса поведения в сфере международной информационной безопасности под покровительством ООН и конкретные инициативы по автономным системам вооружений в рамках группы правительственных экспертов  ООН. 

Наша страна сейчас занимается поиском союзников в странах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Китай, Индия и Иран разделяют настороженность по отношению к доминированию США и стремятся к большей автономии в цифровой сфере. Благодаря единомышленникам может быть создана модель технологического нейтралитета и взаимной поддержки в отстаивании права на собственный путь развития ИИ. Создаются и национальные стандарты, которые связаны с безопасностью, управлением рисками, требованием к качеству данных и т.д. 

Стратегической же целью является создание неофициального стандарта для стран ЕАЭС, СНГ и других союзников России. Оно позволит создать альтернативное пространство, снизить зависимость от западных стран  и усилить переговорные позиции России при обсуждении будущих международных норм, позиционируя ГОСТы как основу для соглашений в рамках ООН или БРИКС / ШОС.

Образ ответственной технологической державы 

Российские амбиции в глобальном управлении ИИ многогранны и глубоки. Страна добивается признания ее участником и одним из создателей будущей системы международного регулирования искусственного интеллекта, чьи интересы и подходы игнорировать невозможно. Россия стремится создать образ ответственной технологической державы с неординарным видением будущего, укрепить модель многополярности и предотвратить доминирование западных норм, правил и ценностей в ИИ-ландшафте, которые воспринимаются как угроза российской модели государственного управления, безопасности и технологическому суверенитету. Немаловажно создание международных условий, способствующих развитию российского технологического потенциала в сфере ИИ. Это включает: 

  • защиту отечественных разработчиков от несправедливой глобальной конкуренции под предлогом регуляторики, 
  • расширение рынков сбыта для российских ИИ-решений в странах-партнерах, принимающих схожие стандарты, 
  • снижение рисков технологических санкций и ограничений через коалиции и многосторонние механизмы.

Россия ведет свою кампанию по обновлению глобального управления искусственным интеллектом. Ее амбиции идут далеко за рамки простого участия – она стремится сформировать альтернативный и суверенный  «цифровой мир» под эгидой ООН, противопоставленный западным странам. Используя дипломатию в ООН, продвижение правовых инициатив, консолидацию незападных стран и создание собственных стандартов, Россия борется за статус «центра силы» и лидера, способного создавать пространство для развития своей модели управления ИИ. Успех этой стратегии будет зависеть от способности России привлечь достаточное количество союзников и предложить актуальные альтернативы, а также от динамики глобальной цифровой и геополитической конкуренции.

Где учат ИИ

Редактировала Наталия Платонова