Вход
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

«Калькулятор» желания менять(ся)

Как понять, насколько вы обладаете этим качеством

Самостоятельному поведению детей посвящено множество научных и социальных проектов, есть тематические методички для родителей. А как оценить степень инициативности и независимости поведения взрослых людей? О четырех подходах к таким измерениям в колонке для IQ-Media размышляет социолог, старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ Оксана Михайлова.

Понять смысл действий

«Подсчеты» самостоятельности поведения в социологии могут быть разными. Рассмотрим четыре ключевых подхода.

Самостоятельность тут синонимична агентности – индивидуальному действию, которое изменяет социальную среду, поскольку выходит за рамки типичных логик поведения для конкретного социального института.

Если поведение человека сильно отличается от общепринятого, оно считается самостоятельным, агентным.

Опросить и начислить баллы

Натуралистическая модель объяснения отчасти ориентирована на производство общих законов человеческого поведения (подобно законам в естественных науках). Самостоятельность здесь – социальный факт, который можно измерить с помощью опроса или наблюдения. Социолог-натуралист мог бы выбрать наиболее простое определение самостоятельности, чтобы его было удобнее измерить, и провел бы опрос.

iStock

Респонденты получили бы баллы по шкале самостоятельности, и на этом основании кто-то из них считался бы более самостоятельным. Дальше социолог мог бы составить уравнение, предсказывающее степень самостоятельности человека в зависимости от его социально-демографических, личностных и других характеристик. Обычный человек, не социолог, мог бы найти дефиницию самостоятельности, скажем, в литературе по психологии развития, подобрать опросник в соответствии с возрастом, полом и сферой деятельности и, пользуясь ключами от опросника, выяснить свой уровень самостоятельности.

Выявить последствия поступков

В функционализме поведение людей трактуется в связи с целями существования отдельного человека, социальных институтов и общества в целом. Иногда для понимания целей поступков функционалисты выясняют «реальные» и ожидаемые последствия поведения. Чтобы выяснить, самостоятельно ли поведение человека, мы обращаемся к последствиям его деятельности. Здесь помогут эксперимент / наблюдение / опрос / анализ документов. Так, в психологической теории самодетерминации одной из базовых признается потребность в автономии. Тогда, c функционалистской точки зрения, если эта потребность удовлетворена по итогам действий человека, можно говорить об их самостоятельности.

Ученый измеряет степень удовлетворения потребности в автономии. А обычный человек оценивает, чувствует ли он, что действовал независимо от других. Если да, то его деятельность можно считать самостоятельной.

Ясно, что результаты измерения интересующего нас феномена всегда будут разными в зависимости от того, какой теории мы придерживаемся. Есть даже точка зрения, что самостоятельность человека вообще сложно калькулировать. Это комплексное явление, которое не оценивается по отдельным компонентам. Но это уже другая тема, заслуживающая отдельного внимания.