Способность предсказать и сформировать будущее — залог успеха не только личности, но бизнеса, страны и даже человечества в целом. На протяжении человеческой истории люди всегда стремились заглянуть в будущее, используя самые различные средства — от обращения к оракулам до научного моделирования. Зачем и как создаются сценарии будущего, почему растет роль писателей-фантастов и влияют ли прогнозы на устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе, рассказал Сергей Жигарев на мастер-классе в рамках III Научно-практической конференции «Инноватика и предпринимательство: теория и практика».
Сергей Жигарев
Футурист, соруководитель профиля «Концепт-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ
Содержание:
Человечество с древности пыталось узнать свое будущее. При этом люди той эпохи, когда господствовали мифы, не представляли себе грядущего как времени, радикально отличного от настоящего. Концепция прогресса, как и сопряженная с ней концепция истории, формировались постепенно. Уже в Средние века будущее виделось европейцам через призму эсхатологии и конца времен. По мере уменьшения роли церкви в жизни людей и развития технологий и научных знаний стало появляться все больше утопических проектов, обещавших человечеству и человеку славное будущее и всеобщее счастье.
Однако делать прогнозы и предсказания — занятие не из простых. В картине «Гадалка» Микеланджело Меризи да Караваджо (ок. 1594) прорицательница в обмен на рассказы о будущем стягивает с пальца у просителя золотое кольцо. Эта сценка, замечает Сергей Жигарев, — метафора того, как следует относиться к инструментам и практике заглядывания в будущее: «Во-первых, нужно быть бдительным. Во-вторых, за знания о будущем необходимо будет заплатить».
Свойственное человеку желание заглянуть не только в свое будущее, но в будущее народа, человечества отражает еще одна картина — работа Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897), изображающая задумчиво сидящих или неспешно бредущих путников в загадочном саду.
В ХХ веке начал формироваться прагматичный подход к будущему. Оно в известном смысле стало объектом управления. «Задача людей, которые профессионально занимаются будущим — прогнозистов, стратегов, футурологов и футуристов, — теперь заключается не в том, чтобы делать прогнозы, а в том, чтобы делать будущее. И будущее стало осмысливаться не как некоторая календарная дата, а как проект, который человек, либо организация, может реализовать», — говорит Сергей Жигарев.
Одним из первых идеологов «исследования будущего» был британский писатель и публицист, основоположник социальной фантастики Герберт Уэллс. Он заявил о том, что необходимы «профессора предвидения» (Professors of Foresight), способные управлять развитием науки и технологий, а также изучать возможные последствия внедрения тех или иных изобретений (так появился широко используемый сейчас термин «форсайт» (от англ. Foresight — «предвидение»). В 1943-м году в переписке английского писателя Олдоса Хаксли и немецкого политолога Осипа Флехтхайма возник термин «футурология» в значении «наука, изучающая будущее».
Прогнозирование и планирование будущего становилось все более серьезным делом.
В 1960-х гг. американский инженер, разработчик теории системной динамики — теоретического фундамента глобального моделирования — Джей Форрестер создал новый тип моделей — имитационные модели, сочетающие преимущества математических и аналоговых моделей. Он разработал первую модель развития человечества — «World-1». Его ученики развили идею наставника, создав модель «World-3», которая легла в основу книги «Пределы роста». В ней авторы рассматривали возможные пути развития человечества, которые неизбежно приводили к исчерпанию природных ресурсов.
«Будущее становится значимым фактором для принятия глобальных управленческих решений», — резюмирует Сергей Жигарев.
Огромное значение для футурологии представляют труды писателей-фантастов. Они обладают рядом особенностей, которые позволяют исследовать различные варианты будущего и задавать новые направления для работы футурологов и экспертов.
В частности фантасты прекрасно улавливают так называемые «тонкие сигналы» - важные для формирования будущего события, явления, тренды, которые обычно не попадают в исследовательские отчеты. Также фантастика как жанр занимаются исследованием «платонических складок», расширяя представление людей о реальности.
Даже детально проработанные прогнозы могут столкнуться с «черными лебедями», которые нарушат запланированный ход событий. Эта концепция известного мыслителя и публициста Насима Талеба, который считает, что в мышлении человека заложены когнитивные искажения, затрудняющие точное прогнозирование будущих событий. Талеб говорит о «платонических складках», где наши представления о мире расходятся с реальностью. И внезапно (!) выясняется, что мир устроен иначе, нежели мы предполагали. Так до открытия Австралии, ареала черных лебедей, европейцы считали, что все лебеди — белые.
Фантастика как жанр рассматривает различные варианты будущего, среди которых есть и утопические, и мрачные.
Роберт Хайнлайн, гранд-мастер американской фантастики, в 1939 году предложил своему редактору последовательность событий, которые, по его мнению, могли произойти в ближайшие столетия. На основе этой хронологии он создал множество произведений, ставших частью его «истории будущего» — уникального взгляда на возможное развитие человечества.
«Идея Хайнлайна заключалась в том, чтобы предположить, какие открытия удастся совершить человечеству, какие изобретения будут сделаны и — что столь же важно — какие социальные последствия эти изобретения и открытия повлекут за собой. Это умение видеть взаимосвязи и динамику развития различных сфер деятельности человека — неотъемлемое качество и хорошего фантаста, и хорошего футуролога», — поясняет Сергей Жигарев.
Вслед за Хайнлайном создавать собственные «истории будущего» стали многие фантасты, среди которых были и отечественные авторы: Иван Ефремов и братья Стругацкие. Постепенно научная фантастика становилась эффективным инструментом для прогнозирования будущего.
Ярким примером может служить серия ежегодных сборников научной фантастики, которую с 2011 года издает Массачусетский Технологический Институт. Задача этого проекта «исследовать роль и потенциальное влияние развития технологий в ближайшем и не очень ближайшем будущем». При этом каждый сборник исследует один из аспектов грядущего мира: от коммуникаций до культуры.
Огромное значение имеет научная фантастика в Китае — Лю Цысинь, автор всемирно известного романа «Задача трех тел» и самый популярный фантаст КНР, был привлечен на государственном уровне к созданию сценариев и планов развития китайского общества.
В России писатели-фантасты также востребованы. Агентство стратегических инициатив в 2024 году организовало на Сахалине Литературную резиденцию , в рамках которой молодые фантасты написали рассказы о России в 2050 году. А организаторы Международной премии в области научной фантастики «История Будущего» предложили писателям — как опытным, так и начинающим — представить, каким будет мир в следующем столетии. В рамках конкурса существуют три номинации: лучший рассказ, лучший рассказ для детей и лучший рассказ на иностранном языке. И испытать свои литературные и футурологические силы может любой желающий.
Еще одно важное свойство научной фантастики для исследования будущего — это способность превратить тенденции и факты, различные сценарии будущего в увлекательную историю.
Художественное произведение намного лучше, нежели сухой отчет с цифрами и диаграммами, способно погрузить вас в мир будущего, познакомить с тем, как значимые тенденции будут влиять на жизнь персонажей. Так что вы сможете в деталях прочувствовать на себе, каково будет жить человеку в том или ином сценарии будущего», — поясняет Сергей Жигарев.
Благодаря этой особенности научно-фантастические произведения помогают не только прогнозировать будущее, но и готовить людей к проблемам и вызовам завтрашнего дня.
Одним из эффективных способов прогнозирования является сценарное планирование. Этот метод заключается в рассмотрении различных, альтернативных вариантов будущего и детальном их рассмотрении: какие события повлекут за собой реализацию конкретного сценария, какими будут последствия.
Футурологи часто работают вместе с писателями-фантастами. Первые составляют прогнозы развития технологий, вторые представляют возможные решения для преодоления идеологических и этических проблем, связанных с развитием этих технологий.
Сценарное планирование будущего предполагает четкий алгоритм действий.
«В первую очередь нужно определить, а какие перед человечеством существуют развилки. Какие варианты развития как и для человечества, для общества, для конкретных отраслей и компаний возможны. Определив эти развилки, полезно будет описать возможные сценарии, оценить их вероятность, определить возможность влияния на выбор и реализацию сценариев. И составить перечень действий как для наиболее вероятных сценариев, так и перечень действий для реализации наиболее желаемого сценария», — говорит Сергей Жигарев.
Сценарий будущего содержит детальное представление о грядущем мире, динамике и направлении его развития, важных событиях-вехах и акторах, деятельных участниках.
Футурологи в своих работах рассматривают насущные проблемы человеческой цивилизации и пути их разрешения.
«Когда мы говорим об инновациях, «движимых будущим» (future-driven innovation), мы говорим не о тех новшествах, которые возникли из недавних открытий и новых технологий. Мы говорим о новшествах, которые появятся для решения будущих проблем. Это инновации, возникшие от нашей завтрашней идентичности, от завтрашних ценностей, от того образа будущего, который человек себе представляет. Это инновации имеют особое значение», — подчеркивает Сергей Жигарев.
В качестве примера можно взять кухню будущего. Внешний облик и назначение комнаты будет сильно отличаться в зависимости от того, в контексте какого образа будущего футуролог станет ее рассматривать. Например, если в будущем еда будет рассматриваться лишь как источник необходимых для жизни веществ, то кухня превратится в простой «дозатор питательной пасты». Если движущей силой станет симбиоз человека и природы, то кухня будет промежутком между грядкой и человеком. Если же движущей силой станет социальное объединение людей, то кухня превратится в специальное общественное здание, наподобие, советской фабрики-кухни — огромный цех, где питание готовилось и сразу подавалось на столы.
Благодаря сценарному планированию можно создавать довольно точные прогнозы не только для государства и человечества в целом, но и для бизнеса в частности.
Например, аналитики компании Shell, описав сценарий значительного роста цен на нефтепродукты, смогли подготовить компанию и ее топ-менеджеров к нефтяному кризису 1973 года.
Как говорил британский социолог Джон Урри: «Размышления о будущем и умение его предвидеть — это залог успеха, ключевой фактор почти для всех организаций».
Действительно, компания, которая не думает о будущем, обречена проиграть в конкурентной борьбе .
Можно выделить несколько критериев, определяющих готовность бизнеса к будущему. Например,
Однако с практической точки зрения для обеспечения готовности к будущему (futureproof) бизнеса следует особо выделить следующие показатели:
Эти два критерия, по словам Сергея Жигарева, являются наиболее важными для бизнеса. «Почему это важно? Потому что, как говорили Стругацкие: «Будущее создается нами, но не для нас». И молодые сотрудники — это как раз те, кто создают будущее, и в этом будущем будут жить», — поясняет эксперт.
Для того чтобы повысить устойчивость компании к будущим переменам, спикер рекомендует ее руководителям сделать несколько важных шагов:
В качестве примера сценарного подхода можно рассмотреть несколько вариантов развития торговых центров:
«Дело в том, что сегодня значение пространства для человека меняется. Для многих задач больше подходит интернет-среда, в которой транзакции осуществляются быстрее, с высокой долей надежности. Эти перемены легко увидеть в росте доли покупок в интернет-магазинах и в том, как на месте торговых точек появляются пункты выдачи заказов. Торговые центры фокусируются на тех задачах и активностях, которые связаны с телесностью, с физическим присутствием человека» — говорит Жигарев.
Ежегодная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика» проходит в НИУ ВШЭ уже третий раз. Она представляет собой дискуссионную площадку для обсуждения актуальных вопросов в области инноватики и инновационного предпринимательства представителями науки, бизнеса и власти. Организатор конференции — Школа инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ. Тема этого года — «Креативность и образ будущего как ресурс технологического развития».
Материал по итогам пленарной сессии Креативность и будущее: как найти подход, который позволит России сделать технологический скачок
Автор: Михаил Медведев, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!