Вход
Обучены для бизнеса — IQ Media

Обучены для бизнеса

Насколько эффективно предпринимательское образование в России

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Без аншлага

Под предпринимательским образованием в исследовании понимаются очные и заочные программы, дающие знания для создания и управления бизнесом. Такая учеба входит в систему дополнительного профессионального образования (ДПО), получаемого в целях переподготовки и повышения квалификации: курсы, стажировки и проч.

Проанализировав данные Росстата и Минобразования с 2013 по 2016 год, ученые оценили, насколько россияне вовлечены в ДПО, в том числе предпринимательское, и как это влияет на динамику малого бизнеса.

Вовлеченность оказалась аномально низкой. Дополнительное профобразование осваивают менее 1,7 млн человек в год. Свыше 800 тысяч из них — слушатели бизнес-программ, большей частью заочных.

Чаще всего (около 71% аудитории) выбирают короткие модули — до 100 учебных часов. Около 22% предпочитают занятия в диапазоне 100–500 часов. Наименее распространенная форма ДПО — стажировка, ее проходят до 1% обучающихся.

Разница регионов

Уровень вовлеченности различается по субъектам РФ. Исследователи разделили их на три кластера в зависимости от благосостояния, инновационной деятельности и социально-демографических характеристик:

1‑й кластер — благополучные регионы (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Московская области, Москва, Санкт-Петербург);

2‑й кластер — территории с преобладанием социальных проблем (35 регионов);

3‑й кластер — территории с преобладанием инвестиционных проблем (42 региона).

Самый высокий интерес к предпринимательскому образованию в регионах с инвестпроблемами. Например, в Тыве на 10 тысяч экономически активного населения приходится почти 150 обучающихся очно и свыше 280 — заочно, в Томской области — 90 и 175, в Еврейской АО — 70 и 135 чел., соответственно.

Среди благополучных территорий лидируют Москва (80 и 130) и Санкт-Петербург (55 и 100).

Наименьшие показатели во 2-м кластере, в первую очередь в Ингушетии (менее 5 и менее 10), Карачаево-Черкесии (5 и 10), Брянской области (5 и 10).

Отдача для компаний

Получение дополнительного профобразования стимулирует развитие малого бизнеса. Установлено влияние на следующие индикаторы отрасли:

  • численность занятых. Максимальная отдача от обучения наблюдается с лагом в 2–3 года;

  • количество и оборот микро- (до 15 работников) и малых (от 16 до 100 чел.) предприятий: 1–2 года;

  • выручка и численность индивидуальных предпринимателей: 3 года.

Интервал отдачи для инновационного предпринимательства — 5–6 лет, для рутинного — 2–3 года. Более длительный период в случае с инноваторами объясняется бОльшими затратами времени на качественное образование и на достижение высокорискованными бизнесами прибыльности.

Меньше и лучше

Отдача от образования усиливается по мере сокращения размера компаний:

  • заметнее всего она для индивидуального предпринимательства;

  • в сегменте микропредприятий (до 15 работников) связи чуть слабее;

  • для малых предприятий (от 16 до 100 чел.) связи могут затушевываться из-за неоднородности контингента сотрудников;

  • для средних фирм (до 250 чел.) значимым остается только влияние краткосрочных программ и показатели охвата заочным обучением.

«По-видимому, ослабление взаимосвязи отражает сравнительно низкую заинтересованность среднего предприятия в отдельных работниках (проще нанять уже обученного человека, чем обучать собственный персонал)», — комментируют авторы исследования.

Срочно и практично

Сильнее сказываются на активности компаний и популярнее среди потребителей образовательных услуг короткие курсы от 72 до 100 часов. Они ориентированы на практику и чаще выбираются теми, кто уже находится в процессе обдумывания и создания бизнеса.

Роль программ от 500 до 1000 часов (программы лидерства) значительно меньшая. Однако именно они, при условии охвата безработных по направлению службы занятости, наиболее стимулируют к развитию индивидуального предпринимательства.

Существенным для улучшения бизнес-сектора оказалось обучение и краткосрочное повышение квалификации в форме стажировок — программы, совмещающие традиционные занятия в аудитории и участие в реальных проектах.

Обратный эффект

Развивать образовательную систему в России нельзя без учета места проживания. Сравнение территориальных кластеров показало: то, что эффективно в одних регионах, в других может срабатывать негативно.

В благополучных субъектах РФ (1 кластер) бизнес-образование активизирует предпринимательство, а в депрессивных (2 и 3 кластеры) тормозит: ускоряет инновационный микробизнес, но препятствует развитию индивидуального предпринимательства и рутинных предприятий.

Причина — в оттоке кадров: получив образование, люди либо уезжают в перспективные регионы, либо уходят на работу со стабильным доходом, например на госслужбу.

Таким образом, делают вывод исследователи, стимулировать предпринимательство через образовательные программы здесь не актуально. Результативнее — пропагандировать в медиа истории успеха, проводить студенческие конкурсы бизнес-планов с последующим обучением, предоставлением грантов и других видов поддержки. Не забывая, разумеется, снижать ключевые барьеры на пути деловой активности граждан — улучшать экономическое состояние и бизнес-климат региона.