Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Список «успеть до 30» — что забываем, что берем с собой

Вы наверняка встречали в интернете списки в духе «30 вещей, которые нужно успеть сделать до 30». Неужели 30 лет — это волшебный рубеж, переступить который можно только с определенным списком достижений?

В специальном выпуске рубрики LessON профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Людмила Жукова отвечает на этот вопрос и рассказывает про стереотипы из списка дел «до 30».

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Расшифровка видео

Вообще говоря, основные возрастные кризисы в вашей жизни уже позади, потому что большинство из них приходится на детский возраст. Это нормативные кризисы. У взрослых жизнь тоже сопряжена с некоторым количеством кризисов. И вот этот самый пресловутый кризис среднего возраста, который, на самом деле, по разным мнениям, приходится совсем не только на 30 лет, может с каждым случиться в промежуток от 30 до 50 и даже до 60 лет.

Существует ли кризис 30 лет?

Кому-то из вас это еще предстоит, кем-то он уже благополучно пройден. Что это за кризис, почему о нем так много говорят? С одной стороны, можно говорить, что это кризис приобретения нового времени. Потому что раньше в средние века жизнь человека была настолько предопределена во всех сферах, и в профессиональной, и в личной, и в семейной, что кризиса среднего возраста, по-видимому, не было. Что касается современных людей, сейчас таких установок меньше, но тем не менее есть некоторые представления, которые мы заимствуем из семьи, есть некоторые общественные установки, что нужно к 30 годам прийти к каким-то результатам. Что это за результаты?

Если погуглить, и я это сделала из любопытства перед записью ролика, это традиционный набор – владеть профессией, достичь в ней каких-то успехов, иметь устойчивые личные отношения, может, даже семью и детей, добиться определенного материального благополучия… И в момент около 30 может начаться этот самый кризис, когда человек начинает инвентаризировать свое прошлое, свои достижения, сравнивать свои достижения с достижениями своих ровесников, не дай бог, ориентируясь при этом на презентацию этих успехов в соцсетях, и впадает зачастую в некоторое уныние. Уныние это может быть связано как с тем, что все, намеченное к 30 годам уже реализовано и возникает вопрос, а чем заниматься вторую часть в жизни. Или наоборот, в этом списке слишком мало галочек и можно констатировать некие неуспехи, и возникают вопросы, а успею ли я, насколько я буду эффективен в своей дальнейшей жизни, если к 30 годам я чего-то не добился.

Пересмотреть взгляды

Эти списки как будто общепринятые. Более того, вы можете найти книгу Мэг Джейн «Важные годы», в которой как раз говорится о том, что важнейшие годы в жизни человека – от 20 до 30 лет, и очень многое нужно как раз в этот промежуток времени успеть. И в откликах на эту книгу в интернете можно прочесть, что книга прекрасная, но не в том случае, когда она попала к тебе в 29 лет. Потому что в этом случае тебя охватывает отчаяние, как же многого ты не добился, и жизнь твоя в дальнейшем обречена на неуспех. Но при этом встречаются и совсем другие списки, очень личные. Мне вспоминается фильм «7 вещей, которые нужно успеть до 30». Героиня этого фильма в преддверии своего 29-летия обнаруживает список, который она написала 17-летнем возрасте, и обнаруживает, что ничего она не успела, не сделала из этого списка. У нее остается короткий промежуток времени, и она старается их реализовывать. Честно говоря, я не помню, удалось ли ей все пункты этого списка выполнить, некоторые из них были очень простыми и легко осуществимыми, вроде татуировки, купания обнаженной и танцев при луне. Один из пунктов был замужество, причем замужество, связанное с определенным человеком.

А нынешние тридцатилетние – это так называемое поколение миллениалов. И с этим поколением дело обстоит немного иначе. Это поколение называют поколением Питера Пэна, напомню, это литературный герой, который не хотел взрослеть. Или кид далтонами, взрослыми детьми. Для представителей этого поколения те ценности, те достижения, которые были важны для поколения их родителей, под большим вопросом. Представители этого поколения не стремятся к тому, чтобы создавать семью рано. Поэтому народная мудрость вроде 20 лет ума нет и не будет, в 30 лет жены нет и не будет, она как будто не про них, потому что у них другие планы на жизнь.

Исчезновение феномена детства

В этом смысле возникает вопрос – актуален ли для представителей этого поколения кризис 30? Помимо особенностей, связанных с взглядами, с идеологией, у этого поколения миллениалов есть еще одна проблема, тема, о которой говорят современные психологи и социологи, это то, что этот переход от жизни в качестве ребенка к жизни взрослого человека затруднен в силу некоторых объективных обстоятельств. Есть такой исследователь Нил Постман, который пишет об исчезновении феномена детства. И исчезновение это связано с тем, что границы между детством и взрослостью размываются, потому что, что определяет эту границу, что ее создает? Это недоступность для детей некоторого знания, и недоступность эта была обусловлена тем, что доступ к источником информации затруднен, нужно быть грамотным, если мы говорим о письменной культуре. Теперь, когда в культуре преобладает визуальная составляющая и любой ребенок может, еще не умея говорить, включать айфон, доступность информации абсолютна. И раньше детям, которые интересовались какими-то взрослыми темами, приходилось предпринимать какие-то нечеловеческие усилия, чтобы что-то узнать, например, про секс.

А сейчас взрослым приходится предпринимать такие же неимоверные усилия для того, чтобы снизить доступность информации, которая кажется им преждевременной для детей. Тайна, которая ограждает взрослую жизнь от детей, исчезает. Граница размывается, информация доступна.

С другой стороны, статус взрослого человека предполагает некоторую завершенность, например, завершенность образования. Мы говорили о кризисе 30, к 30 годам хорошо бы уже получить образование и добиться успехов в карьере, продвинуться по профессиональной стезе. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что невозможно остановиться, реальность настолько подвижна, и все время приходится сталкиваться с новыми вызовами и осваивать все новые и новые сферы. Скажу о себе, я до сих пор очень не люблю все. что связано с онлайн, я не люблю преподавать онлайн, я практикующий психолог и не люблю принимать онлайн клиентов, мне важно живое общение, но деваться некуда. Мне пришлось, я вынуждена, как и все мы, освоить этот формат.

Размытие возрастных границ

В этом смысле дети как будто бы мало чем отличаются от взрослых, в силу того, что информация доступна, а взрослые мало чем отличаются от детей из-за того, что им постоянно приходится учиться. И если говорить о каких-то аналогиях, я говорила о том, что детство как будто бы уходит, и как будто бы есть в этом некоторое повторение ситуации, которая была в средние века. Искусствоведы, анализируя портреты, обращают внимание на то, что  дети на них представлены маленькими взрослыми, там нет специфики, они маленькие. Но одеты как взрослые. Если говорить о современных тенденциях, то мы видим обратную историю, эта граница размывается, но скорее тут тенденция к тинейджерству в моде.

Возьмем меня, 10 лет назад я бы сидела здесь, профессор, в костюме, и я думаю, что если моя мама увидит этот ролик, она будет шокирована. Мы видим такие тенденции, которые говорят о том, что эти классические теории, в том числе теории кризисов, они, наверное, применимы к современным реалиям, но лишь в какой-то степени. И в этом смысле как будто бы у современного поколения 30-летних есть выбор, проходить этот кризис или нет, самим составлять списки того, что им нужно успеть и к какому возрасту. А для представителей более старшего поколения скажу утешительное. Это утешительное и для меня тоже, это такое известное высказывание, 50 – это новые 30.