Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: кадр из фильма «Служебный роман»
Источник: кадр из фильма «Служебный роман»

Роман с интеллектом

Как отношения с Новосельцевым раскрывают чуткость Калугиной

Людмила Прокофьевна из кинокомедии «Служебный роман» Эльдара Рязанова кажется гибридом «Железной леди», Бабы-Яги, Жанны д’Арк и Золушки. Жесткость, воля, самоотречение, подавление эмоций – казалось бы, ее ключевые качества, а на деле – своеобразная броня, доспехи. В общении с Новосельцевым она снимает эту железную экипировку, доверяется своему эмоциональному интеллекту (emotional quotient – EQ), проявляет отзывчивость и человечность, а в итоге и находит свое счастье. Умение  Калугиной считывать чувства людей рассматривает в «сериале» IQ Media об эмоциональном интеллекте киноперсонажей-лидеров автор методики развития EQ, преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ Виктория Шиманская. 

name

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта, преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ.

Золушка в доспехах

«Черствая», «бессердечная», «сухая» Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа» – на деле добрая, чувствительная и отзывчивая. В начале фильма окружающие видят в ней прежде всего начальницу с твердым характером и строгим отношением к работе. Но ее образ многослоен и показывает ее эмоциональные и личные трансформации. Героиня раскрывается – и вместо «Железной леди» мы видим Золушку, которая наконец-то встречает своего Принца.

Душа под броней

Калугина живет по принципу самоотречения: работа для нее всегда на первом месте. Её самоидентификация сильно связана с профессиональной сферой, что приводит к тому, что личная жизнь и эмоциональные потребности героини оказываются подавленными. Она старается сохранять строгую дистанцию с коллегами, держится замкнуто, избегает личных разговоров и любых проявлений близости. «У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать», – иронизирует Калугина.

Этот строгий образ подчёркивается её внешним видом – блеклой, грубоватой и мешковатой одеждой, лишённой какой-либо мягкости, женственности или открытости.

Скрытая за этим образом личность – женщина, которая пережила немало разочарований, отчего решила полностью посвятить себя работе. Это яркий пример «выключения»» эмоций. В глубине души Калугина испытывает страх быть уязвимой и отвергнутой, что делает её отношение к жизни жестким и несколько отчуждённым. Подобный стиль жизни создал вокруг героини своеобразную броню, защищающую её от боли, но одновременно лишающую радости общения и принятия.

Именно поэтому такая броня на самом деле малополезна, что и раскрывает нам дальнейший сюжет.

Преображение Железной леди

Людмила Прокофьевна на первый взгляд кажется человеком с низким эмоциональным интеллектом, поскольку она избегает проявления эмоций и часто демонстрирует безразличие к переживаниям окружающих. Однако в ходе развития сюжета становится ясно, что её эмоциональная закрытость – это не отсутствие чувств, а их подавление и «выключение». Калугина постепенно начинает раскрываться, и мы видим, что ей свойственно глубокое чувство привязанности и симпатии. Это позволяет ей в конце концов разглядеть в Анатолии Ефремовиче Новосельцеве не просто подчинённого, а человека с его достоинствами и недостатками, разглядеть Мужчину.

Эмоциональный рост Людмилы Прокофьевны в фильме показывает, что она склонна к саморефлексии и трансформации, что служит важным элементом эмоционального интеллекта. Её преображение из замкнутой, суровой начальницы в открытую и обаятельную женщину иллюстрирует её способность воспринимать обратную связь от окружающих и меняться.

Теперь проанализируем поступки Калугиной. 

От холода и отчужденности – к душевному теплу и счастью

Поведение Людмилы Прокофьевны продиктовано её изначальной уверенностью в том, что отстранённость и холодный профессионализм помогают ей поддерживать авторитет в коллективе. Кстати, это «модель», которую часто используют начальники, чтобы дистанцироваться от подчиненных.

Действия Калугиной можно интерпретировать как стремление к контролю и к предотвращению любых ситуаций, в которых она может оказаться уязвимой. Но постепенно под влиянием Новосельцева её поступки начинают меняться. Она перестаёт воспринимать его попытки пошутить или сблизиться с ней как угрозу и начинает открываться, испытывая новые для себя чувства – любовь, нежность и симпатию.

Людмила Прокофьевна Калугина предстает примером того, как можно раскрыться и переосмыслить себя, даже если это требует значительных, кардинальных изменений. Она служит яркой иллюстрацией разумному правилу: нужно не контролировать, а именно управлять эмоциями!

Редактировала Ольга Соболевская