Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Психологическая самопомощь в Африке: кейс Сенегала

Симбиоз традиционного целительства с западной медициной

Центральное место в современной психологической культуре Сенегала занимает госпиталь Фанн при Университете Дакара, где в 1960-1970-х годах развивалась новаторская транскультурная психиатрия. Здесь врачи стремились понять и интегрировать местные целительские традиции с западной медициной. Об этом синтезе знаний о лечении душевных расстройств рассказывает в новой статье цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.  

name

Оксана Михайлова

Оксана Михайлова, доцент кафедры анализа социальных институтовфакультета социальных наук НИУ ВШЭ

Джинны добрые и злые

Сенегальская культура насыщена верованиями в разнообразных духов. Джинны представляют собой исламских духов, которые могут быть как добрыми, так и злыми, способными путешествовать с невероятной скоростью и принимать любые формы. Считается, что сейтане –  это паразитические духи подземного мира, происходящие от Иблиса (дьявола) и питающиеся гневом и злобой. Раб – это духи предков, которые настаивают на общении с определенными людьми и могут вызывать повторяющиеся духовные кризисы до тех пор, пока не будут проведены соответствующие ритуалы.

Особое место занимает феномен каннибалов-ведьм, которые, согласно поверьям, пожирают души своих жертв. Их происхождение связывают с легендарными воинами, которые во время исламской экспансии пили воду, смешанную с человеческой кровью, и приобрели пристрастие к ней. Эти существа, согласно местным верованиям, могут покидать свои тела во время сна и нападать на людей, высасывая их кровь и поедая печень и сердце  – органы, считающиеся вместилищами жизненной энергии.

«Духовные деревья»

Традиционные целители используют сложную систему растительных препаратов в сочетании с мистическими практиками. Они общаются с «духовными деревьями», заставляя их «плакать» и раскрывать свои целебные свойства. По поверьям, каждое растение имеет имя и фамилию, и с ним нужно здороваться, как с человеком. Лечение часто включает рвотные средства, ритуальные омовения водой, которой приписывают мистические свойства, и создание защитных амулетов - гри-гри, которые носят для защиты от злых сил.

Таинство деторождения

Материнство занимает особое место в сенегальской культуре как период особой духовной уязвимости. Роды рассматриваются как время максимальной открытости женщины для духовного мира, когда она может подвергнуться нападению ведьм или злых духов. Считается, что, если после родов тело не «закрывается» должным образом, женщина может страдать от постоянных преследований. Многие случаи послеродовой депрессии и психозов интерпретируются в Сенегале через призму колдовства и одержимости духами.

Непредсказуемое детство

Синдром «нехорошего ребенка» представляет собой уникальное культурное явление. По поверьям, такие дети имеют особую связь с миром духов, что делает их одновременно не такими, как все, и опасными. Они могут принести своей семье как неожиданную удачу, так и несчастье. Эти дети часто демонстрируют необычное поведение: избегают зрительного контакта, предпочитают одиночество, проявляют крайнюю чувствительность и способность «выбирать смерть» по своей воле.

Спасительная гармония в социальных связях

Ритуалы исцеления в сенегальской традиции направлены на восстановление равновесия между миром людей и миром духов. Они включают ритмические песнопения, танцы, применение лечебных растений и сложные церемонии изгнания злых духов. Целители используют специальные заклинания, которые по традиции должны произноситься ритмично и мелодично для установления связи с духовным миром.

Культурная интерпретация болезни в Сенегале кардинально отличается от западного подхода. Здесь болезнь редко рассматривается как личная проблема. Ее почти всегда увязывают с нарушением социальных отношений, конфликтами в семье или сообществе, вмешательством сверхъестественных сил. 

Лечение направлено не только на облегчение симптомов, но и на восстановление гармонии в социальных связях.  

Симбиоз высоких технологий с духовными практиками

Современный Сенегал демонстрирует удивительный синтез традиционных верований с технологическим прогрессом. Магия и колдовство не исчезли по мере урбанизации и распространения образования, а трансформировались, адаптируясь к новым условиям. Специалисты даже говорят об уникальной форме африканского футуризма, где высокие технологии сосуществуют с древними духовными практиками.

Исследования показывают, что физиологические механизмы страха и травмы, лежащие в основе многих духовных кризисов, универсальны для всех культур. Автономная (вегетативная) нервная система реагирует на опасность способами, которые могут интерпретироваться как одержимость духами, колдовство или другие формы духовного дистресса. Это подчеркивает важность культурно-чувствительного подхода к психическому здоровью, который учитывает как биологические, так и культурные аспекты человеческого опыта.

Редактировала Ольга Соболевская