Исторические события в Либерии ощутимо повлияли на психологическое благополучие ее жителей. После окончания гражданских конфликтов в начале 2000-х годов страна столкнулась с ростом случаев посттравматического стрессового расстройства и депрессии. В условиях разрушенной инфраструктуры и ограниченных ресурсов официальные службы психиатрической помощи не смогли удовлетворить потребности выживших. Как решались эти проблемы в Либерии, размышляет в новой статье цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.
Оксана Михайлова
Доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Содержание:
В традиционной либерийской культуре психологическое неблагополучие описывается через особые идиомы. Например, «open mole» – «открытый родничок», уязвимое «мягкое место» в черепе, вызывающее головные боли, бессонницу и эмоциональную нестабильность. Подобные локальные метафоры подчеркивают соматический компонент переживания психотравмы и требуют особого подхода к лечению, который учитывал бы культурные представления народа.
Так или иначе, традиционные практики психологической помощи играют особую роль в терапии травм. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные целители («country doctors») в Либерии – важнейшее звено поддержки при психологических расстройствах. Они сочетают использование растительных экстрактов, молитвы и ритуальные обряды. Такие знахари доступны в каждом сообществе, зачастую живут рядом с клиентами и хорошо знакомы с локальными верованиями. Поэтому традиционные целители ближе и понятнее населению, чем специалисты из удаленных городских клиник.
Традиционные методы включают выявление «причины» страдания через магические и духовные практики, применение трав, заговоров, пение псалмов и обращение к духам предков. Целители нередко проводят ритуалы очищения с использованием воды, песка и травы, а также обряды изгнания злых духов. Подобные действия сочетают психологический эффект группы поддержки и работу с верой, что помогает клиенту восстановить чувство контроля над собственной жизнью и обрести эмоциональную стабильность.
Традиционные целители зачастую готовы сотрудничать с западными профессионалами, чтобы расширить собственные знания и получить доступ к диагностическим инструментам, лабораторным исследованиям и обезболивающим препаратам.
Целители подчеркивают, что стремятся не соревноваться с врачами, а дополнять их. Особенно в ситуациях, когда травяные настои не дают желаемого эффекта или требуются хирургические вмешательства.
А как развивается формальный сектор психологической помощи в Либерии?
Официальная система психиатрической помощи в Либерии характеризуется острым дефицитом кадров:
Нехватка специализированных учреждений и дороговизна медицинских услуг вынуждают большинство населения обращаться к народным методам или к кратковременным программам гуманитарных организаций.
После военных конфликтов и эпидемии Эболы международные агентства и неправительственные организации начали оказывать либерийцам психосоциальную поддержку в формате групповой терапии, тренингов по стресс-менеджменту и мобильных психологических бригад. В этих инициативах часто участвуют местные волонтеры и работники без медицинского образования, которые обучаются базовым техникам первой психологической помощи и правам человека. Это способствует более масштабному распространению практик самопомощи.
Интерес к интеграции западных методов, таких, как когнитивно-поведенческая терапия, с местными культурными представлениями способствует появлению гибридных протоколов. Подобные подходы учитывают идиомы «open mole», соматизацию и социальный контекст клиента. Это повышает эффективность вмешательств и снижает барьеры недоверия.
В Либерии центральную роль в оказании психологической помощи играют семья и расширенные родовые общины. Совещания в «домах собраний» позволяют высказать переживания в кругу знакомых, получить эмоциональную поддержку и практические рекомендации. Часто именно откровенные признания в группе сверстников или духовные наставления старейшин помогают людям справляться с тревогой и депрессивными симптомами.
В христианских и мусульманских общинах в качестве форм самопомощи практикуются молитвы, читаются религиозные тексты и используются благословения. Такие духовные ритуалы способствуют снижению стресса. Пение гимнов в церкви или коллективные молитвы в мечети создают безопасную эмоциональную среду, что сопоставимо с эффектом групповой терапии.
В городах Либерии стали появляться группы самопомощи, организованные местными активистами и выпускниками гуманитарных программ. Они за короткое время обучаются базовым психологическим навыкам и далее встречаются еженедельно для обмена опытом и практик самоуспокоения – таких, как медитация, дыхательные упражнения и арт-терапия.
Культура психологической помощи в Либерии сформировалась под влиянием тяжелых исторических потрясений и ограниченности формального сектора услуг. Традиционные целители, религиозные общины, семейные сети и группы самопомощи обеспечивают первичную поддержку населению. При этом очевиден интерес к интеграции западных психотерапевтических методик. Разные подходы в комплексе отчасти покрывают дефициты, существующие в официальной системе психологической помощи.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!