Уникальная система психологической помощи в Демократической Республике Конго сочетает в себе тысячелетние традиции с современными реалиями. В конголезской культуре психические расстройства редко рассматриваются как чисто медицинская проблема. Для большинства жителей этой страны причины душевных страданий лежат в сверхъестественной сфере: считается, что влияние предков, одержимость злыми духами, нарушение табу, колдовство или проклятия. Эта философия здоровья кардинально отличается от западного подхода и формирует основу всей системы психологической помощи, рассказывает в свежей статье цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова.
Оксана Михайлова
Доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Ведущими поставщиками психологической помощи в городской среде Конго остаются традиционные целители. Их комплексные методы объединяют фитотерапию с ритуальными практиками. Целители используют лекарственные растения в сочетании с мистико-религиозными практиками и социокультурными ритуалами.
Арсенал традиционного целителя включает травяные отвары и порошки, ритуальные надрезы и шрамирование тела, а также заклинания. Особое место занимает использование священных фетишей, обращения к духам предков на кладбищах и применение пальмового масла в церемониях. Каждая из практик имеет глубокий символический смысл и направлена на восстановление духовного равновесия пациента.
Традиционные целители специализируются на выявлении и устранении сверхъестественных причин психических расстройств. Они проводят сложные диагностические ритуалы для определения того, какие именно духовные силы воздействуют на пациента, и выбирают методы лечения. Диагностика может занимать значительное время и включает в себя общение с духами, анализ снов пациента и изучение его жизненных обстоятельств.
Параллельно с традиционными целителями действуют духовные целители – священники, пасторы, имамы и другие религиозные лидеры. В стране, где большинство населения посещают места поклонения, их роль трудно переоценить.
Методы духовного исцеления включают молитвенные сессии и сеансы освобождения от демонов, духовное сопровождение пациентов и помазание освященным оливковым маслом. Практикуются также молитвы над водой, которую пьет больной, обучение религиозным текстам как способ исцеления и изгнание злых духов перед отправкой пациента в больницу.
Интересно, что духовные целители часто работают в сотрудничестве с медицинскими учреждениями, но категорически отказываются сотрудничать с традиционными целителями, считая их практики противоречащими божественному слову. Это создает сложную динамику в системе психологической помощи, где разные подходы существуют параллельно, но не всегда в гармонии друг с другом.
В конголезской культуре основным источником психологической помощи служит семья. Домочадцы выполняют роли, которыми в западной культуре наделены профессиональные психологи и социальные работники. Семейная терапевтическая система включает постоянное сопровождение и моральную поддержку пациента, мониторинг состояния и обеспечение лечения.
Финансовая помощь семьи становится критически важной в условиях ограниченной социальной защиты. Родственники берут на себя обязанности по сопровождению больных в медицинские учреждения и проведению психологической терапии на уровне семьи. Близкие пациентов часто становятся координаторами лечения, решая, к какому типу целителей обратиться и когда переходить от одного метода лечения к другому.
Семейный подход к исцелению отражает коллективистскую природу конголезского общества, где индивидуальные проблемы рассматриваются как проблемы всей семьи. Лечение становится не только личным «путешествием» пациента, но и коллективным процессом с участием его близких.
Ключевую роль в системе психологической помощи играет и община, которая активно участвует в лечении человека через коллективные методы исцеления. Это включает консультирование по выбору подходящих целителей, разрешение семейных конфликтов, которые могут влиять на психическое здоровье, и организацию социальных визитов поддержки к пациентам.
Особое внимание уделяется поиску социокультурных причин заболевания и предотвращению стигматизации и дискриминации больных. Лидеры общин организуют собрания для принятия коллективных решений о лечении пациентов и проводят просветительскую работу. Такой подход создает защитную социальную сеть вокруг человека с психическими проблемами, помогая ему чувствовать себя частью сообщества.
В целом система психологической помощи в Конго сталкивается с серьезными проблемами. Большинство людей с психическими проблемами не получают необходимой помощи.
Дефицит ресурсов проявляется в острой нехватке психиатрических коек и недостаточном количестве квалифицированных специалистов. Традиционные целители, работающие в консультационных кабинетах, не могут в полной мере покрыть потребности городского населения. Духовные лидеры, традиционные целители, медицинские работники и семьи часто работают изолированно друг от друга, что снижает эффективность лечения. Эта фрагментация системы препятствует комплексному подходу к лечению психических расстройств.
Уникальность конголезской модели психологической помощи заключается в сосуществовании разных подходов к лечению психических расстройств. Пациенты часто используют комбинированный подход, обращаясь одновременно к традиционным целителям, духовным лидерам и современным врачам.
В целом опыт Демократической Республики Конго показывает, что эффективная система психологической помощи не может игнорировать культурные и духовные аспекты понимания психического здоровья. В мире, где западная модель психиатрии часто рассматривается как безальтернативная, конголезский подход напоминает о важности культурной чувствительности в лечении душевных расстройств.
Терапевтическая культура Конго учит тому, что исцеление души требует не только медицинской помощи, но и духовной, социальной и моральной поддержки. В эпоху глобализации этот урок крайне актуален для создания более инклюзивных и эффективных систем психологической помощи во всем мире.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!