Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Как связаны голос и карьера

Театральный педагог, профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерия Устинова рассказывает, на что стоит обратить внимание, чтобы превратить свое звучание в преимущество — в межличностном общении, командной работе и работе онлайн.

Расшифровка видео

Эволюция речевой манеры

Каким образом голос человека может повлиять (или не повлиять) на его карьеру. Скорей всего, когда вы слышите сочетание «голос и карьера», вам может показаться, что мы с вами будем говорить о культуре речи, и о том, что надо говорить правильным голосом, с правильной дикцией какие-то важные в вашей жизни слова. Но это не совсем так, потому что времена меняются, речевая манера меняется, и на рынке у нас работают уже пять поколений. И вот эти пять поклонений тоже говорят разными голосами. И вот эти пять поколений тоже говорят собственными разными голосами, у них разные стандарты восприятия.

Давайте посмотрим, как это может выглядеть. На заре перестройки, 20 лет назад, вдруг в Россию пришла неожиданная манера яркой спонтанной речи, возникли люди-зажигалки, которые вдруг ни с того ни с сего, обращаясь к изумленной аудитории, говорили приблизительно такие тексты: «Добрый день, сегодня мы поговорим с вами о волшебной силе нашего продукта. Почему вы думаете…», и так далее. И вот когда я впервые вдруг наблюдала такую решительную голосовую атаку, я подумала: а не сумасшедший ли он, этот спикер.

Кто победит коммуникацией?

И надо понять, что сейчас с этой иллюзией, что стремительность, псевдояркость и зажигательность решают все ваши карьерные вопросы, – это на самом деле очень большая иллюзия. Потому что сейчас приходит время совершенно других людей, которым так яростно ничего не надо доказывать. Поэтому очень часто для молодого поколения вот такая манера говорить, с быстрым темпом речи и активной подачей слова, она является раздражающей и в каком-то смысле даже насильственной.

Представьте себе, что когда встречается, например, человек, которому далеко за 50, и тот, кому 30, и тот, кому только 20, они могут говорить совершенно разными голосами. И вот тут нужно понять, что коммуникацией побеждает тот, кто лучше, адресно работает со своей целевой аудиторией. Что в вашем голосе может раздражать другого человека, другую целевую аудиторию, не похожую на вашу?

Давайте посмотрим, например, на то, как сейчас говорят многие молодые девушки. Многие говорят, как «тургеневские барышни», каким-то завышенным голосом. И когда человек говорит только какой-то частью себя, ты от этого очень быстро устаешь. Потому что когда человек говорит только частью себя, это то же самое, как если бы с вами здоровались мизинцем. Вот представьте себе, что с вами здороваются не ладонью, а вот только одним мизинцем.

Голос имеет слухово-мышечную природу. То есть, когда звуковая волна идет и достигает вашей барабанной перепонки, то вот барабанная перепонка, образно говоря, испытывает разные ощущения. По ней бьют, ее гладят, с ней договариваются, ее касаются, ее режут. И когда эти все факторы достигают барабанной перепонки, то в этот момент у нас происходит некоторое отторжение или, наоборот, некоторое приятие человека.

Как нас воспринимают во время онлайн-встреч

Отдельный небольшой фрагмент своего выступления хочу посвятить разнице между оффлайн и онлайн-коммуникацией в сфере голоса и речи. Вы можете прекрасно общаться с людьми и держать аудиторию много лет в том, что сейчас называется оффлайн, в живом человеческом общении. Но не надо забывать, что когда мы общаемся вживую, то аудитория или какой-то отдельно взятый человек рассматривает нас полностью, нашу жестикуляцию, наше тело. Он видит все сигналы, которые мы проводим, так или иначе. И поэтому эффект доверия возникает гораздо быстрее.

Когда мы видим только вот эту говорящую голову онлайн, это же как крупный план в кино. То есть чтобы зритель, слушатель, аудитория нам поверили, нам нужно быть непротиворечивыми вот в этой части нашего тела, по ней о нас и судят. Есть такой принцип от Сергея Михайловича Эйзенштейна, принцип монтажа – часть как целая. Вот по этой части судят по нашему целому. И поэтому, когда мы берем какие-то наши успешные, удачные элементы техники и психотехники из оффлайна в онлайн, тут нужно очень хорошо понимать, что работает, а что не работает.

Так же, как на скорости водители могут засыпать за рулем, так же быстрая стремительная речь может усыплять. И то же касается вялой речи. И поэтому ваша вялая речь будет, например, призывать аудиторию закрыться за тем, что мы называем эффектом черных окошек, и вот как-то отстраниться от такого ведущего, от такого выступающего.

Как научиться держать речевой удар

Многие из вас наверняка в детстве работали со скороговорками и чистоговорками. Сейчас, как говорят логопеды, скороговорки и чистоговорки развивают только кончик и среднюю часть языка. Вот задняя часть языка, такой огромный кусок, можно так сказать, мяса, он остается неподвижным. И поколение, которое сейчас приходит учиться или приходит на рынок труда, как говорят логопеды, ему все сложнее и сложнее выдерживать обычную, речевую, я бы так сказала, даже не педагогическую, а просто ежедневную нагрузку.

Если фотосессию можно заказать у хорошего эксперта, специалиста, визажиста, стилиста, фотографа, и вам сделают замечательный лук, то речь нельзя заказать. Помните, как в сказке, «кузнец, кузнец, перекуй мне голос». Так вот, речь становится конкурентным преимуществом, если вы можете внятно, четко, доходчиво, выносливо существовать в течение вашего рабочего дня.

Как на нас действует стресс

В теме «Голос и карьера» мы не можем обойтись без темы «Голос и стресс». Ну, потому что если карьера, то это амбиции, а там, где амбиции, там и стресс где-то рядом притаился. Смотрите, обычно, когда говорят о «голосе», говорят о голосе как инструменте влияния, о голосе как инструменте убеждения. И огромное количество тренингов, программ учат тому, что называется харизма голоса, как голосом зажигать, убеждать, возбуждать, вовлекать и так далее. Но дело в том, что у голоса есть еще одна очень интересная функция, о чем не пишут в книгах. Голос – это как инструмент самонастройки. Потому что голос рассказывает о том, что происходит с нами внутри. Как мы дышим, насколько мы уверены, в каком мы ресурсе. Потому что когда мы испытываем тот или иной стресс, когда мы устали, когда мы после перелета, когда у нас был неприятный телефонный разговор, а у нас сейчас презентация, и мы должны включиться, то вот наш голос предательски начинает испытывать нехватку вот этого дыхания, этой энергии. И мы говорим только частью, только кусочком себя.

Соответственно, справедливо и обратное. То есть если я могу, осознав это, что я говорю только частью себя, то есть я вдруг осознаю, что я стою на одной ноге, я же могу стоять на обе ноги. То же самое и с голосом и дыханием. Если я понимаю, что я начинаю говорить какой-то обездвиженной, обезвоженной частью себя, я могу включить мышцу вдоха осознанно, и от этого осознания ко мне придет, ресурсное состояние. Этим, конечно, пользуются много сотен лет и актеры, и политики. Обратите внимание, что, собственно, всем женщинам-политикам занижают голос. Если вы посмотрите на молодых политиков, это уже известно и по фильмам, таким, как «Король говорит», и «Железная леди», «Маргарет Тэтчер», где блистательно сыграла Мэрил Стрип, вы увидите, как эта работа там представлена средствами кинематографа.

Мне бы хотелось, чтобы в жанрах онлайн и оффлайн каждый из вас нашел в себе сильную ресурсную сторону театра и кино. Третий момент, который мне хотелось бы, чтобы вы запомнили, это то, что голос – это не только ресурс убеждения, вовлечения, привлечения внимания, но и голос самонастройки, ресурс самонастройки. То есть когда вы понимаете, что говорите не своим, чужим голосом, возвращаясь к своему голосу, вы настраиваете ресурсы своей психики.

Развивая голос, развиваешь личность.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.