Какие профессии востребованы в игровой индустрии? Чем занимаются гейм-дизайнеры, художники и программисты — и сколько они зарабатывают? Обязательно ли быть «технарем», чтобы сделать свою игру?
На эти и другие вопросы ответил игровой продюсер, научный руководитель программы «Менеджмент игровых проектов» Константин Сахнов.
***
Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.
Друзья, всем привет. Меня зовут Константин Сахнов, и я занимаюсь разработкой игр. Никогда такого не было, и вот опять. Как бы не взять и не позаниматься разработкой игровых продуктов. Работаю преподавателем в ВШЭ, учу людей эти самые игры делать, делаю их уже 15 лет, преподаю лет 10.
О чем мы с вами сегодня поговорим? Какие профессии востребованы в игровой индустрии, в создании игровых продуктов. Может показаться, что сделать игрушку – это довольно несложно, взял, сел, придумал, что-то нарисовал, что-то запрограммировал, и так далее. На самом деле это сложно и это долго. Мы с вами будем говорить о том, что мы сами можем сделать, нам же интересно делать своими руками, где этому научиться, к примеру, самостоятельно, или пойти поучиться во ВШЭ, сам себя не похвалишь – никто не похвалит.
Нужны разные специалисты. Во-первых, гейм-дизайнеры. В первую очередь, когда вы говорите про игры, вы представляете себе именно его. Это человек, который проектирует игровые продукты. Он пишет документы, технические задания, расставляет всякие задачки, считает формулы. Занимается математикой, считает всякие аппроксимации, интерполяции, интегрирование, дифференциальные исчисления. То есть, чтобы сделать игрушку, нужно знать многое из математики, как бы странно это не показалось.
Допустим, у вас есть два персонажа. Назовем одного Гулдан, другого Нарзул, и они должны сражаться. Кто из них победит? Решите систему дифференциальных уравнений первого порядка – и узнаете. Вот этому я учу людей на своих лекциях.
Поехали дальше. У вас есть программисты и художники, это два других больших блока специалистов. Если программисты сидят и кодят, что можно сказать про программистов? Они сидят и кодят, лежат и кодят, ходят и кодят, они все время пишут код. На самых разных языках программирования, все зависит от движка. При разработке игровых продуктов мы как разработчики, программисты используем обычно один из двух наиболее популярных игровых движков. Это Unity 3D, в котором работают на языке C Sharp, и Unreal Engine, в котором работают в основном на языке С++.
Есть много других движков, различные ги мейкеры, дефолт бокс, кокос 2д, кокос криэйтор, их куча. И каждый из них может преследовать какие-то свои цели, где-то один более под мобильную версию, другой более по PC, третий под быстрое прототипирование, четвертый под крутую графику. Много вариантов. Но Unreal Engin и Unity наиболее популярны, научиться им не так уж и сложно. Я как человек, который мало программировал, и то смогу научиться, поэтому вы точно научитесь.
Чем отличаются программисты? Она зарабатывают хорошие деньги. Обычно выше, чем у тех самых гейм-дизайнеров, которых я упомянул вначале. Но из гейм-дизайнеров вырастают продюсеры, а вот у продюсеров в игровой индустрии зарплата максимальная. И если вы услышите такую цифру – он получает 10 тыс. долларов в месяц, это может показаться огромными деньгами, фантастическими, но для продюсера это реальная цифра. Даже в современном мире, когда доллар это что-то довольно ценное, продюсер, зарабатывающий 19 тыс. в долларах – это вполне себе реальная ситуация. Да, наверное я беру крутых людей, у которых 20 лет опыта, но все равно. У меня есть хороший пример.
Артисты или художники – это 3D-моделлеры, которые анимируют модели. Есть даже профессия риггер. Я сам не знал никогда, звучит странно, но это люди, которые расставляют в модели кости. Да, есть такая профессия, натягивать кожу и расставлять кости, потом это все передают аниматору, чтобы они эти кости двигали и анимировали. Есть те, кто рисует двухмерную графику, те, кто рисует интерфейс, это концепт-художники, работающие, например, в программе Spine, для 3D наиболее популярные Blender, 3D Max, 3D Painter, где текстурируют это все.
Я иногда задаюсь вопросом, и мои студенты задаются вопросом, и когда приходят к нам на дни открытых дверей, спрашивают – обязательно ли быть технарем, чтобы делать игры? Я вам сразу скажу – нет, необязательно. Вспомните те профессии, которые я назвал. Гейм-дизайнер, он проектирует, казалось бы – технический специалист, раз он пишет скрипты, технические задания. А не совсем, среди гейм-дизайнеров есть сценаристы, нарративные дизайнеры. Те, кто пишет историю, придумывает креативные механики, проектирует, там много места для тех людей, которые не являются технарями.
Посмотрим в сторону арта, художественной составляющей. Если вы 3D-моделлер, наверное, у вас есть какие-то технические модели, если вы 2D-артист, концепт-артист, вы придумываете, делаете анимации, скетчи, у вас очень много творческой работы. Есть комьюнити менеджер, работа с игроками, техническая поддержка. Маркетинг, закупка трафика, огромное количество отраслей в создании продукта, которые не требуют от вас знания программирования, математики и других технических навыков.
Если у вас финансовый склад ума, классно, вы идете в аналитики, нам очень нужны крутые аналитики, арбитражники и другие профессии, которые так или иначе используют финансовую статистику, например. Нам нужны люди творческие, которые могут придумывать, писать тексты, сценарии, рисовать, генерировать классные идеи. Но идея сама по себе, без реализации, ничего не стоит.
Однако если у вас есть 20 идей на выбор, наверное, вы в итоге сделаете гораздо более качественный продукт, чем если вы сфокусируетесь на одной-единственной и не увидите все многообразие рынка. Поэтому, пожалуйста, какой бы склад ума у вас ни был, технический, гуманитарный, финансовый, экономический и так далее, в игровой индустрии есть место для всех, и это безумно круто. У гейм-дизайнеров, программистов, художников, зарплата очень хорошая, у айтишников в целом зарплата высокая. Начинающие специалисты получают гораздо меньше. Если вы видите красивые огромные цифры и думаете: вот я сейчас приду гейм-дизайнером, и мне будут платить 200 тыс. – это не так работает. Если вы приходите после вуза, скорее всего, вы будете зарабатывать 40-50 тыс., что гораздо более реалистично. Поработаете 5-10 лет, дослужитесь до гораздо более высокой позиции, да, тогда можно зарабатывать более хорошие деньги. И в этом плане, хоть это и айти, логика не отличается от других профессий. Может быть, здесь потолок зарплат выше, но все равно мы должны начинать с каких-то стартовых позиций, все равно мы должны много-много учиться.
Кстати, это особо актуально сейчас. Я тут все время про деньги, деньги, деньги говорю, кажется, что их очень люблю, да? Не кажется, это правда. Когда мы говорим про игровые продукты, важно понимать вот что. С точки зрения разработки игровых продуктов мы делаем больше мобайлом. А с точки зрения потребления здесь очень интересно. В мире примерно 50-55% – это мобайл за счет Азии в основном, около 25% консольные, остальные ПК, компьютерные. Виар, киберспорт, придумайте что-то еще.
Этого, к сожалению, с точки зрения денег пока нет, но будет. Вообще, киберспорт – это безумно крутое и популярное направление, потому что, если вы почитаете книгу Стивена Пинкера «Лучшее в нас», это один из самых выдающихся современных ученых. Он говорит: почему в мире насилия стало меньше? Потому что появились компьютерные игры. Это может прозвучать забавно, странно и непонятно, но один из ключевых факторов снижения агрессии в современности – это именно компьютерные игры. Если на предыдущем этапе развития человечества ключевым фактором снижения агрессии был спорт, соревнования, футбольные мероприятия, то сейчас это видеоигры. Это новый тренд и это будущее.
Обратите внимание на факт, который практически никто и никогда не говорит. Зарабатывать с игрока – это мало, сколько мы зарабатываем с одного человека, 10-20 долларов, это очень маленькие деньги, а стоимость его привлечения – 5-10 долларов, для нас это большие деньги. Зарабатывать с игрока – это невыгодно. Если к нам приходит компания, государство, кто угодно и говорит – давайте, я вам заплачу, вместо того, чтобы монетизировать игроков, для нас это гораздо большие деньги.
Вообще весь гейм-дев – это всего лишь 190-192 млрд, примерные цифры такие, и это не так много по сравнению с банковским сектором, нефтедобычей и другими сферами. Но объем аудитории у нас колоссальный, самый огромный в мире. Отсюда получается, у нас небольшие деньги, но большая аудитория. Значит, новая валюта современности, то, что вы поймете, увидите только через 10 лет, это некий фокус внимания нашего игрока. И как купить этот фокус внимания? Прийти к разработчикам игр и сказать – мы хотим донести до игроков какую-то информацию, мы хотим продать бренды в нашей игре, мы хотим еще что-то, баннеры, медиа, что угодно сделать через игры. И это сейчас уже просачивается в наше общество.
Мы видим так называемую геймификацию, то есть использование игровых технологий в неигровой сфере, в эйчар, в маркетинге, в образовании, где угодно. И вот эта идея, что фокус внимания игрока стоит денег, она будет понемножечку преобладать, и через десятилетие вы можете увидеть странную вещь, когда не вы платите за игры, а вам платят за то, что вы играете, потому что тому, кто покупает ваш фокус внимания, это выгодно. Куда смотрит игрок, куда смотрит потребитель – там деньги. Вы смотрите на какой-нибудь стиральный порошок, вы будете потом покупать этот стиральный порошок. Вас монетизируют по-другому. Поэтому делать игры – это перспективно с точки зрения очень большого количества направлений. И если мы думаем, что это только развлечение, на самом деле, в современности уже нет. Игры – это не только классное развлечение, это социальные продукты, это мораль. Игры становятся как простым двухкнопочным развлечением, так и глубокой философской нарративной историей, каждый находит что-то под себя, игры становятся источником распространения информации, игры становятся фактором снижения насилия, представляете, сколько разных возможностей у вас, как у игрового разработчика, появляется в будущем. По-моему, это круто. Я не пожалел, что выбрал работу разработчика игр и преподавателя. Наверное, и то, и то мне безумно нравится.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!