Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

«Идеальный шторм» на рынке труда

Большинство российских компаний испытывают сильнейший дефицит кадров. Эксперты называют его «идеальным штормом», объясняют причины кадрового голода и рассказывают о наиболее востребованных специальностях для тех, кто намерен сменить профессию или получить дополнительные навыки и увеличить доход.

В России «идеальный шторм» на рынке труда, считают эксперты. При этом рекордно низкий уровень безработицы подтверждает, что в России легко найти работу. Сейчас ее не имеют и ищут всего 2,4% трудоспособных граждан, заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. В начале года этот показатель был на 0,2% выше.

Где кадровый голод сильнее

Нехватку рабочей силы испытывают практически все отрасли. При этом кадровый голод сильнее в строительстве, сфере автомобильных грузоперевозок и на предприятиях пассажирского транспорта, говорит Татьяна Кожевникова, эксперт в области персонала Института экономики роста им. П.А. Столыпина. В этих секторах число незакрытых вакансий - от 15 до 17%. Среди охранников дефицит кадров - 19,5%. «В этих отраслях численность требуемых работников более чем вдвое превышает среднее значение по экономике», - отмечает эксперт.

Дефицит выше там, где организация не может предоставить специалистам комфортные рабочие места, удобный график, гибридный режим труда («удаленку») и карьерные перспективы. Часть этих проблем связана с объективными причинами (на стройке не получится работать удаленно), но при этом работодатели могут улучшать условия труда - усилить автоматизацию и роботизацию труда, обеспечить сотрудников питанием, униформой, различными льготами, ввести непрерывное обучение.

По теме: Карьерный трек: как выстроить и не выгореть

Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселева говорит, что самая высокая потребность в работниках - в обрабатывающих производствах, сфере транспорта, строительстве, торговле. «Там и до 2022 года были проблемы с кадрами из-за нехватки квалифицированных людей, непрестижной работы и несоответствия уровня зарплат тяжелым условиям труда. Сейчас уровень вознаграждения подрос, но людей не хватает из-за новых задач по импортозамещению и выполнению госзаказа», - объясняет она.

Кадровый голод надолго

«Дефицит персонала с нами надолго. Демографическая ситуация начнет улучшаться только к 2030 году, когда на рынок труда выйдут дети поколения «миллениалов» (+2,6 млн человек 15-29 лет по сравнению с 2024 годом)», - пояснили в Superjob.ru.

Возможности миграции ограничены

«Надо учитывать, что к нам едут в основном низкоквалифицированные работники, которые будут трудиться в строительстве, сельском хозяйстве, логистике. Но для них важен обменный курс рубля к валюте их страны. Если этот курс будет невыгоден, их поток будет снижаться», - объясняет Татьяна Кожевникова.

По ее словам, в долгосрочной перспективе нужно увеличивать производства, где людей могут заменить роботы, алгоритмы искусственного интеллекта и другие средства автоматизации.

Кто и зачем меняет профессию

В условиях дефицита кадров и изменения конъюнктуры рынка, меняются требования к специалистам, их навыкам. Работники готовы переучиваться. Так, 98% респондентов задаются вопросом, какие компетенции следует наращивать и 97% готовы переквалифицироваться для сохранения конкурентоспособности, делится результатами исследования Центра развития карьеры Addwise Наталия Матусова. «Ежедневно к нам обращаются десятки людей с вопросами о том, насколько мои компетенции востребованы сейчас, «сколько я стою», что будет нужно рынку завтра», - говорит она.

В последние четыре года каждый четвертый из 15 тысяч опрошенных экономически активных россиян сменили профессию. И число довольных переквалификацией оказалось в 2,5 раза больше, чем недовольных, рассказали в Superjob.ru.

Наиболее активны при поиске новой профессии сотрудники 25-34 лет. Главная мотивация - увеличить размер зарплаты. Но добившись своей цели, материальные достижения опрошенные ставят на второе место, а на первое - возможность для развития, получение новых знаний и навыков для решения сложных и интересных задач. Среди плюсов также назывались удобный график работы, повышение в должности и хороший коллектив.

По теме: Конструирование карьеры или профессия на всю жизнь?

На кого идти учиться

Министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков перечислил  наиболее востребованные в ближайшие годы специальности - это инженерные, сфера IT, рабочие - операторы станков с ЧПУ и сварщики.

Татьяна Кожевникова подтверждает, что в ближайшие годы будут перспективны специалисты, способные работать на предприятиях обрабатывающей промышленности - заниматься выпуском компьютеров, другой электроники, автотранспортных средств.

Высокий доход почти гарантирован на предприятиях оборонного комплекса - инженерам, сварщикам. В среднесрочной перспективе интерес представляют отрасли телекоммуникаций, банков, кибербезопасности, производство беспилотного транспорта, электронной коммерции и прочих, где цифровизация идет наиболее быстрыми темпами.

Правда, нужно учитывать, что, например, в IT - дефицит опытных разработчиков и одновременно переизбыток так называемых «джунов» - соискателей с начальным уровнем квалификации, говорит Кожевникова. Их число выше потребности, особенно с учетом того, что многие простые задачи в ближайшее время будут переданы искусственному интеллекту.

На кого не стоит переучиваться? Предложение превышает спрос у юристов, специалистов по рекламе, маркетингу и PR, а также работающих в индустрии развлечений, салонах красоты и спортивных клубах, добавила Кожевникова.

По теме: Зачем взрослому профориентация

Анализ самых успешных переходов за последние четыре года провел Superjob.ru. Оказалось, среди поменявших квалификацию, больше всего довольны новой жизнью инженерно-технические работники (ИТР), перешедшие в IT и HR. В основном удачно проходит смена врачебной или сестринской специализации (на массажистов и мастеров бьюти-сферы), а также смена инженерной специализации. Среди квалифицированных рабочих, перешедших в инженеры, довольных больше, чем среди ИТР, ушедших в рабочие.

Переквалифицировавшиеся часто выбирали смежные специальности. Так, рабочие обычно меняли отрасль, например, уходили из строительной сферы на производство. Машинисты спецтехники и водители осваивали управление иными транспортными средствами. Учителя переобучались на преподавание других предметов или шли в продажи. Бухгалтеры и экономисты осваивали специальности друг друга. Юристы охотно занимались продажами и HR. Продавцы - становились курьерами и работниками складов.

В популярную сферу IT, product-менеджмент и системное администрирование чаще переходили инженеры, менеджеры по продажам и финансисты. В HR - ИТР, экономисты и «продажники». В маркетологов и пиарщиков - ИТР, продавцы и юристы.

Гибридный рынок труда: временная мера или новация навсегда

Почти половина российских компаний позволяют части сотрудников работать удаленно или приезжать в офис не каждый день. Есть отрасли, где гибридный формат стал нормой и для компаний, и для персонала. Эксперты отмечают, что фирмам стало сложнее формировать команду, контролировать работу сотрудников и поддерживать их лояльность бренду, но при этом более трети работников настолько высоко оценили возможность трудиться дома, что готовы уволиться, но ни за что не возвращаться в офис.

Новые правила реальности

Пандемия вынудила многие компании перевести сотрудников на удаленку или гибридный формат работы, позволяющий проводить на рабочем месте лишь часть недели. Этот тренд сохраняется. Опрос Superjob.ru, проведенный в сентябре 2024 года, показал, что у 44% компаний есть сотрудники, работающие вне офиса. Число таких фирм с июня выросло на треть. Правда, в подавляющем большинстве организаций на «удаленке» работает менее 10% персонала.

«Среди них больше всего IT-специалистов. На втором месте — сотрудники отделов продаж и клиентского сервиса, на третьем — бухгалтерия, — рассказали в пресс-службе Superjob.ru. — На дистанционной работе оставляют ИТР (конструкторов, проектировщиков, архитекторов) и HR (рекрутеров, а также специалистов по охране труда и кадровому делопроизводству, ведущих документооборот в электронном виде), кол-центры и юристов».

Помимо IT-сферы гибридный формат занятости распространен у дизайнеров, копирайтеров, контент-маркетологов, пиарщиков, product-менеджеров, менеджеров, маркетологов, перечисляют специалисты сервиса «Работа.ру».

«В гибридном формате сегодня работают в среднем 32% сотрудников, еще 3% - полностью удаленно. Все остальные присутствуют в офисе каждый день», — делятся результатами совместного с компанией Pridex исследования HR— и административных директоров отечественных предприятий в Ассоциация менеджеров.

Большинство опрошенных (64%) называют оптимальным именно гибридный график. Такой формат занятости предпочитает, в частности, большинство молодых сотрудников, отмечают в НАФИ.

Примечательно, что отношение компаний к «удаленке» — даже частичной — в последние годы менялось несколько раз. Так, сразу после пандемии, в начале 2022 года значительно больше организаций (86%) намеревалось использовать гибридный формат, говорит исполнительный директор аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.

Для сравнения: в 2020 году после массового перехода на удаленку из-за пандемии, только 20% фирм готовы были сохранить такой режим хотя бы для части персонала после снятия ограничений.

Работодатели: труд в офисе более эффективен

Многие компании действительно стремятся вернуть сотрудников в офисы, говорит исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев. Причин несколько:

  • офисная среда способствует более эффективному распространению корпоративной культуры и взаимодействию людей.
  • компании считают, что сотрудники более продуктивны в офисе, где меньше отвлекающих факторов.
  • работодатели могут чувствовать себя комфортнее, когда персонал находится на месте, что позволяет легче контролировать рабочий процесс.

Низкая эффективность коммуникации — одна из основных проблем «удаленки», она затрудняет синхронизацию и обмен информацией, отмечает Татьяна Мощагина, руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру». Промежуточные результаты работы команды сложно контролировать даже при наличии различных инструментов и спецпрограмм.

Еще один фактор — рост нагрузки на кадровиков и руководителя, которым приходится дольше адаптировать новеньких, добавляют в сервисе «Работа.ру». Также существенно увеличиваются риски, связанные с безопасностью — при удаленном режиме более вероятна утечка внутренних данных компании.

«Еще в удаленном формате все чаще возникает феномен «тихого» увольнения. Это состояние сотрудника, при котором он перестает активно участвовать в бизнес-процессах компании и начинает саботировать часть своей работы», — поясняет Мощагина.

Плюсы тоже есть

Директора фирм - тоже за работу в офисе. «В качестве эксперимента мы переводили один из отделов на гибридный формат и убедились, что в офисе люди работают гораздо более эффективно, — рассказывает гендиректор архитектурно-проектной компании «Вектор Проект» Антон Баксараев. — Мы сохраняем гибридный формат, но теперь он — привилегия, не для всех сотрудников, а только для отдела конструкторов, которые 1-2 раза в неделю могут работать из дома».

Иногда привилегию «отзывают», если она не лучшим образом сказывается на работе. «Так было с одним сотрудником, который периодически не выходил на связь в назначенное время, потому что в определенные часы выгуливал собаку», — рассказал Баксараев.

Вместе с тем нельзя сказать, что все сотрудники являются приверженцами удаленного формата. Молодежь в основном предпочитает трудиться вне офиса, а люди старшего возраста — из него. Так они могут сосредоточиться на работе, их не отвлекают дети и бытовые вопросы.

Впрочем, работодатели оценивают и плюсы «удаленки» и гибридного формата занятости. Это преимущество во время поиска новых сотрудников и аргумент при удержании их внутри компании во время дефицита кадров, отмечают в «Работа.ру».

Кроме того, по мнению 73% представителей компаний, сочетание удаленной и офисной работы позволяет оптимизировать рабочие места и, как следствие, сократить расходы, выяснили в НАФИ.

Сотрудники: побег из офиса

Треть россиян (33%) хотели бы работать удаленно, выяснила в ходе исследования «Работа.ру». Чуть меньше — 30% — предпочитают трудиться в гибридном формате. 

Среди главных преимуществ удаленки респонденты выделили возможность самостоятельно определять график — за этот вариант проголосовали 67% респондентов. Почти столько же россиян (66%) ценят работу из дома за возможность экономить время и деньги на дорогу и питание.

Дольше спать хотели бы 46% мечтающих трудиться из дома, 45% желают проводить больше времени с семьей. Треть (30%) россиян пожелали бы совмещать работу в нескольких проектах, 26% — переехали бы в другой город, а 25% респондентов чаще бы занимались спортом.

У такого формата есть и минусы — это невозможность сосредоточиться на работе из-за отвлечения на домашние дела, долгое ожидание ответов на сообщения и отсутствие общения с коллегами. Кроме того, часто рабочий день из дома становится ненормированным, бесконечным, отметили 27% опрошенных Superjob.ru.

Вопросы вызывает и эффективность труда вне офиса. Так, 41% специалистов признались, что стали менее эффективны при переходе на «удаленку», а 39% сказали, что их производительность не изменилась, отмечает Людмила Спиридонова из НАФИ. Правда, при этом 82% предпринимателей заметили снижение отдачи и производительности труда сотрудников.

Гибридная занятость делает работника более довольным

Исследователи ВШЭ изучили, как дистанционный формат труда влияет на удовлетворенность россиян работой. Все больше сотрудников работает удаленно, отмечает Лариса Смирных, профессор и заместитель заведующей Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ.

В исследовании «Влияние дистанционной занятости на удовлетворенность работой» она отметила рост масштабов удаленной занятости. Так, в 2016 году так работали 8% специалистов, а в 2021 — уже 10%.

Опросив 15 тысяч респондентов, исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что чаще всего на удаленный формат переводятся работники в крупных городах, с плохим здоровьем, высшим образованием, занятые в образовании, науке, ИТ и сфере услуг. Женщин среди них 28%, мужчин — 19%.

Как правило, у таких сотрудников недостаточно хорошие условия труда в офисе и есть желание сэкономить на транспорте, питании, времени на дорогу. Они ценят мобильность и гибкий график.

Зарплата персонала, работающего из дома, может не снижаться, тут принцип — «как договоришься». Появившееся свободное время многие тратят на подработку.

Сотрудникам на дистанте работа приносит больше удовлетворения, чем тем, кто ездит в офис или на производство. При этом увеличивается объем сверхурочной работы, что уменьшает радость, выяснили исследователи.

«Дистанционная занятость вносит позитивный вклад в удовлетворенность работой. В этой связи она может рассматриваться как форма занятости, которую стоило бы использовать более широко», — делает вывод Смирных.

Исследователи рекомендуют работодателям при использовании «удаленки» детально проговаривать режим работы и KPI, разработать новые формы контроля поставленных задач, проводить мероприятия по организационной вовлеченности сотрудников в деятельность компании, а также уделять больше внимания техническому оснащению и программному обеспечению домашнего офиса.

Плюсы гибридного режима для работников настолько велики, что, как выяснили в Ассоциации менеджеров, 30% персонала не согласятся вернуться к полноценной неделе в офисе даже при увеличении зарплаты. А 40% сотрудников готовы уволиться, если их заставят перейти в офлайн, по данным Superjob.

Как выбирают работу, зарплату и график жизни поколения X, Y и Z

Пандемия изменила офисную культуру благодаря расширению удаленного формата работы и гибридной занятости. Выход на рынок труда поколения зумеров вносит еще больше корректив в корпоративные практики и правила найма. Эксперты проанализировали, как сотрудники разного возраста ведут себя при поиске места в компании, чего ждут от работодателей кроме зарплаты, и какие компании отдают предпочтения молодым или опытным соискателям.

Кто есть кто

В 1990 в США заговорили о теории поколений — Уильям Штраус и Нил Хау описали повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. Они пришли к выводу, что люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, ценностей, моделей поведения. Ведь они росли в одинаковых исторических условиях.

По их теории, поколения меняются каждые 15-20 лет. Сейчас на рынке труда представлены три из них: X (рожденные в 1960-1979 годах), Y или миллениалы (1980-1994 г.р.) и Z или зумеры (1995-2011 г.р.). 

«Предлагаемое деление на поколения условно, но, тем не менее, работодатели действительно предъявляют неодинаковый спрос на сотрудников разного возраста. И у самих работников есть устойчивые различия в трудовых ценностях», — говорит старший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Зудина.

Поколение X: надежность и стабильный доход

Работники старшего поколения сталкиваются с возрастающими ограничениями спроса на свой труд. Компании хотят нанимать более молодых сотрудников или обладающих современными компетенциями, поэтому им приходится проходить переобучение и искать место дольше, чем другим, рассказывает Анна Зудина. Соответственно, они менее требовательны, чем остальные соискатели, в том числе, с точки зрения зарплат.

Их главные мотивы при поиске работы — достойное вознаграждение и возможность повысить собственную значимость, рассказывает эксперт Института Столыпина в области управления персоналом Татьяна Кожевникова. «Поэтому, например, им важны такие статусные символы как корпоративный автомобиль с водителем, офис «с красивым видом» и личный секретарь. Они любят работать на достижения и преодолевать вызовы», — говорит она. Их лозунг при выборе работы: «Show me the money», или «Сколько мне за это заплатят».

Выросшие в условиях более стабильного рынка, представители старшего поколения склонны ценить работу за надежность, соцгарантии и предпочитают сохранять лояльность одному работодателю, объясняют в НАФИ. Им важен стабильный доход, они реже выбирают гибкие условия, чаще ориентированы на фиксированный график и командную работу, дисциплину и вертикальное управление.

«Работники 50+ традиционно кажутся консервативными, но многие переобучаются и осваивают новые профессии. Их привлекательность для работодателей — в эмоциональной устойчивости, высокой ответственности и долгосрочной мотивации. Они ищут стабильные условия труда и возможности для самореализации, ценят здоровую рабочую атмосферу и комфортный график», — добавляет Ольга Липина, лидер направлений управления персоналом, развития корпоративной культуры и потенциала команды в консалтинговой компании Invisible Force.

А еще соискатели 45 лет и старше кажутся более эмоционально уравновешенными: в порыве эмоций они увольняется реже всего, определили в Superjob.Ru.

Миллениалы: карьерный рост и перспективы

Миллениалы — одно из последних поколений, выходившее на рынок труда в условиях жесткой конкуренции за рабочие места. «У них есть пример родителей, для которых работа и зарплата были самостоятельной ценностью. Поэтому они готовы усердно трудиться, чтобы сдать проект в срок, получить повышение, взять дополнительную работу», — отмечает Анна Зудина.

Для представителей среднего поколения важно получить опыт и иметь возможности для развития, их мотивирует наличие наставника, у которого можно учиться, и быстрый карьерный рост, перечисляет Татьяна Кожевникова. Если роста нет, они стремительно меняют работу. Также поступают при несовпадении личных и корпоративных ценностей. 

«Их главный мотив — менять мир к лучшему и принадлежать к глобальному сообществу в контексте технологий, брендов, моды, культуры и образа жизни. В их случае работа и дом интегрированы, поэтому важен не статусный офис, а то пространство, где они живут», - отмечает Кожевникова. Их лозунг «Будущее для себя и для мира». Причем слово «себя» идет перед «миром».

Миллениалы находятся на стадии активного карьерного роста и обычно стремятся к стабильности, особенно ценя гибкость графика и баланс между работой и личной жизнью, рассказали в НАФИ. Их запросы к условиям труда и возможностям продвижения несколько выше, чем у зумеров, и они чаще меняют работу, если видят перспективу роста или улучшение условий.

Зумеры: свобода, творчество, баланс работы и жизни

Зумеры сейчас очень востребованы — из-за старения населения молодых образованных работников не так много, как работодателей, готовых их нанять, отмечает Анна Зудина. Поэтому они более требовательны к выбору рабочего места — как к уровню зарплаты, так и к условиям работы, графику, возможности продвижения, корпоративной культуре и ценностям компании.

«Зумеры ценят свободу действий и творческие задачи, не склонны кому-либо подчиняться, часто имеют завышенные зарплатные ожидания и стремятся к комфортным условиям труда», — говорит Елена Киселева.

Иные запросы молодых сотрудников эксперт объясняют тем, что зумеры формировались в достаточно благополучной среде начала 2000-х годов. «В семьях рос достаток, детям уделялось больше внимания, поощрялись их интересы и индивидуализм. Как следствие, у них четкое представление о собственной самоценности, и они придерживаются баланса между работой и личной жизнью», — отмечает Киселева.

Для зумеров при выборе работы самое главное — постоянное развитие и разнообразие, отмечает Кожевникова. Их лозунг — You live only once, то есть «Ты живешь один раз». Потому работа должна быть в радость и не мешать увлечениям в свободное время. Отсюда у двух третей требование к работодателю о гибридном графике. Ценности — счастье, комфорт и стабильность. А еще более молодых сотрудников нужно чаще хвалить, они это ценят, выяснили Superjob.ru.

Для трех четвертей (77%) зумеров важен Work-life balance — разумное сочетание работы и остальной жизни, говорит Юлия Фомина, руководитель Дирекции развития бренда работодателя Альфа-банка. Они не воспринимают стандартный рабочий день с 9 до 18 часов. За последние три года работники в возрасте 22–26 лет уходят с работы чаще, чем любая другая группа. Основная причина — рост зарплат, для этой категории работников они увеличиваются быстрее.

Зумеры, которые выходят на работу в возрасте 18-25 лет, больше всех нуждаются в ментальной поддержке, говорят в Альфа-банке. Главные факторы стресса — чувство одиночества и неопределенности в карьере, поскольку они росли в условиях финансовых кризисов, глобальных политических изменений, технологических прорывов. При этом они быстрее других поколений учатся и умеют адаптироваться к постоянно меняющейся среде и новым технологиям. Хорошо справляются с многозадачностью — переключение с одной задачи на другую их мозг воспринимает уже как рутину, а не вызов. У них выше склонность к предпринимательству — 70 процентов подростков имеют такой опыт, что помогает им найти работу и достичь более высоких результатов в более молодом возрасте.

Также именно зумеры предъявляют повышенные требования к непосредственному руководителю, отмечает Кожевникова. Он должен соблюдать личные границы, не обесценивать их усилия, регулярно давать обратную связь, в общем, вести себя максимально бережно и экологично. Из-за этой трепетности и хрупкости зумеров иногда называют «поколением снежинок».

Молодежь демонстрирует уникальное отношение к началу своей карьеры: 81% готовы начинать трудовой путь с низших и непрестижных должностей, выяснили в ходе исследования в НАФИ. Почти 91% уверены, что успех требует значительных усилий, что особенно выделяет молодых специалистов из небольших городов. Для них важно найти смысл в работе. Более половины (53%) из них желают работать не только ради денег, им важна и самореализация.

При этом стаж работы на одном месте зумеров не интересует, 63% считает что работу можно менять часто, выяснили в Superjob.ru. Зумеры быстрее принимают решение о смене компании, если видят несоразмерность нагрузки и оплаты: так поступает 63% молодых и 46% тех, кому более 45 лет, определили в исследовании «Работа.ру».

Когда возраст при найме имеет значение

Отрасли с быстрой цифровой трансформацией, такие как IT, маркетинг и креативные индустрии, предпочитают зумеров и миллениалов за их адаптивность, готовность к обучению и иногда — уже опыт, рассказывают в НАФИ. Производственные предприятия, компании в сфере образования или здравоохранения ценят опыт, надежность и зрелость старшего поколения. 

Также предпочтение работникам поколений Y и Z отдают фирмы, которые ориентируются на потребителей молодых поколений, например, фэшн-ритейл, кофейни, спортивные клубы, перечисляет Кожевникова. «Если речь идет о более серьезных отраслях (медицина, энергетика, транспорт, госуправление, строительство, наука, образование), то здесь главными критериями при выборе кандидатов являются профессиональные компетенции, опыт и ответственное отношение к работе, поэтому в этих отраслях позитивно относятся к поколению X», — объясняет она.

«Предприятия, которые нуждаются в высококвалифицированных специалистах, в том числе по рабочим специальностям, чаще всего не видят разницы между сотрудниками-пенсионерами и их более молодыми коллегами», — говорит заместитель гендиректора «Работа.ру» Александр Ветерков. К такому же выводу пришли в Superjob.ru.

При этом работодатели ценят старшее поколение за ответственное отношение к работе (60%), большой опыт (59%) и высокий уровень квалификации (56%). Также важны готовность обучаться, полезные связи и реалистичные зарплатные ожидания.

Молодых сотрудников 60% фирм выбирают за креативность, знание трендов и энергичность.

Мнение представителей компаний