Большинство российских компаний испытывают сильнейший дефицит кадров. Эксперты называют его «идеальным штормом», объясняют причины кадрового голода и рассказывают о наиболее востребованных специальностях для тех, кто намерен сменить профессию или получить дополнительные навыки и увеличить доход.
В России «идеальный шторм» на рынке труда, считают эксперты. При этом рекордно низкий уровень безработицы подтверждает, что в России легко найти работу. Сейчас ее не имеют и ищут всего 2,4% трудоспособных граждан, заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. В начале года этот показатель был на 0,2% выше.
Нехватку рабочей силы испытывают практически все отрасли. При этом кадровый голод сильнее в строительстве, сфере автомобильных грузоперевозок и на предприятиях пассажирского транспорта, говорит Татьяна Кожевникова, эксперт в области персонала Института экономики роста им. П.А. Столыпина. В этих секторах число незакрытых вакансий - от 15 до 17%. Среди охранников дефицит кадров - 19,5%. «В этих отраслях численность требуемых работников более чем вдвое превышает среднее значение по экономике», - отмечает эксперт.
Дефицит выше там, где организация не может предоставить специалистам комфортные рабочие места, удобный график, гибридный режим труда («удаленку») и карьерные перспективы. Часть этих проблем связана с объективными причинами (на стройке не получится работать удаленно), но при этом работодатели могут улучшать условия труда - усилить автоматизацию и роботизацию труда, обеспечить сотрудников питанием, униформой, различными льготами, ввести непрерывное обучение.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселева говорит, что самая высокая потребность в работниках - в обрабатывающих производствах, сфере транспорта, строительстве, торговле. «Там и до 2022 года были проблемы с кадрами из-за нехватки квалифицированных людей, непрестижной работы и несоответствия уровня зарплат тяжелым условиям труда. Сейчас уровень вознаграждения подрос, но людей не хватает из-за новых задач по импортозамещению и выполнению госзаказа», - объясняет она.
«Дефицит персонала с нами надолго. Демографическая ситуация начнет улучшаться только к 2030 году, когда на рынок труда выйдут дети поколения «миллениалов» (+2,6 млн человек 15-29 лет по сравнению с 2024 годом)», - пояснили в Superjob.ru.
«Надо учитывать, что к нам едут в основном низкоквалифицированные работники, которые будут трудиться в строительстве, сельском хозяйстве, логистике. Но для них важен обменный курс рубля к валюте их страны. Если этот курс будет невыгоден, их поток будет снижаться», - объясняет Татьяна Кожевникова.
По ее словам, в долгосрочной перспективе нужно увеличивать производства, где людей могут заменить роботы, алгоритмы искусственного интеллекта и другие средства автоматизации.
В условиях дефицита кадров и изменения конъюнктуры рынка, меняются требования к специалистам, их навыкам. Работники готовы переучиваться. Так, 98% респондентов задаются вопросом, какие компетенции следует наращивать и 97% готовы переквалифицироваться для сохранения конкурентоспособности, делится результатами исследования Центра развития карьеры Addwise Наталия Матусова. «Ежедневно к нам обращаются десятки людей с вопросами о том, насколько мои компетенции востребованы сейчас, «сколько я стою», что будет нужно рынку завтра», - говорит она.
В последние четыре года каждый четвертый из 15 тысяч опрошенных экономически активных россиян сменили профессию. И число довольных переквалификацией оказалось в 2,5 раза больше, чем недовольных, рассказали в Superjob.ru.
Наиболее активны при поиске новой профессии сотрудники 25-34 лет. Главная мотивация - увеличить размер зарплаты. Но добившись своей цели, материальные достижения опрошенные ставят на второе место, а на первое - возможность для развития, получение новых знаний и навыков для решения сложных и интересных задач. Среди плюсов также назывались удобный график работы, повышение в должности и хороший коллектив.
По теме: Конструирование карьеры или профессия на всю жизнь?
Татьяна Кожевникова подтверждает, что в ближайшие годы будут перспективны специалисты, способные работать на предприятиях обрабатывающей промышленности - заниматься выпуском компьютеров, другой электроники, автотранспортных средств.
Высокий доход почти гарантирован на предприятиях оборонного комплекса - инженерам, сварщикам. В среднесрочной перспективе интерес представляют отрасли телекоммуникаций, банков, кибербезопасности, производство беспилотного транспорта, электронной коммерции и прочих, где цифровизация идет наиболее быстрыми темпами.
Правда, нужно учитывать, что, например, в IT - дефицит опытных разработчиков и одновременно переизбыток так называемых «джунов» - соискателей с начальным уровнем квалификации, говорит Кожевникова. Их число выше потребности, особенно с учетом того, что многие простые задачи в ближайшее время будут переданы искусственному интеллекту.
На кого не стоит переучиваться? Предложение превышает спрос у юристов, специалистов по рекламе, маркетингу и PR, а также работающих в индустрии развлечений, салонах красоты и спортивных клубах, добавила Кожевникова.
По теме: Зачем взрослому профориентация
Анализ самых успешных переходов за последние четыре года провел Superjob.ru. Оказалось, среди поменявших квалификацию, больше всего довольны новой жизнью инженерно-технические работники (ИТР), перешедшие в IT и HR. В основном удачно проходит смена врачебной или сестринской специализации (на массажистов и мастеров бьюти-сферы), а также смена инженерной специализации. Среди квалифицированных рабочих, перешедших в инженеры, довольных больше, чем среди ИТР, ушедших в рабочие.
Переквалифицировавшиеся часто выбирали смежные специальности. Так, рабочие обычно меняли отрасль, например, уходили из строительной сферы на производство. Машинисты спецтехники и водители осваивали управление иными транспортными средствами. Учителя переобучались на преподавание других предметов или шли в продажи. Бухгалтеры и экономисты осваивали специальности друг друга. Юристы охотно занимались продажами и HR. Продавцы - становились курьерами и работниками складов.
В популярную сферу IT, product-менеджмент и системное администрирование чаще переходили инженеры, менеджеры по продажам и финансисты. В HR - ИТР, экономисты и «продажники». В маркетологов и пиарщиков - ИТР, продавцы и юристы.
Почти половина российских компаний позволяют части сотрудников работать удаленно или приезжать в офис не каждый день. Есть отрасли, где гибридный формат стал нормой и для компаний, и для персонала. Эксперты отмечают, что фирмам стало сложнее формировать команду, контролировать работу сотрудников и поддерживать их лояльность бренду, но при этом более трети работников настолько высоко оценили возможность трудиться дома, что готовы уволиться, но ни за что не возвращаться в офис.
Пандемия вынудила многие компании перевести сотрудников на удаленку или гибридный формат работы, позволяющий проводить на рабочем месте лишь часть недели. Этот тренд сохраняется. Опрос Superjob.ru, проведенный в сентябре 2024 года, показал, что у 44% компаний есть сотрудники, работающие вне офиса. Число таких фирм с июня выросло на треть. Правда, в подавляющем большинстве организаций на «удаленке» работает менее 10% персонала.
«Среди них больше всего IT-специалистов. На втором месте — сотрудники отделов продаж и клиентского сервиса, на третьем — бухгалтерия, — рассказали в пресс-службе Superjob.ru. — На дистанционной работе оставляют ИТР (конструкторов, проектировщиков, архитекторов) и HR (рекрутеров, а также специалистов по охране труда и кадровому делопроизводству, ведущих документооборот в электронном виде), кол-центры и юристов».
Помимо IT-сферы гибридный формат занятости распространен у дизайнеров, копирайтеров, контент-маркетологов, пиарщиков, product-менеджеров, менеджеров, маркетологов, перечисляют специалисты сервиса «Работа.ру».
«В гибридном формате сегодня работают в среднем 32% сотрудников, еще 3% - полностью удаленно. Все остальные присутствуют в офисе каждый день», — делятся результатами совместного с компанией Pridex исследования HR— и административных директоров отечественных предприятий в Ассоциация менеджеров.
Большинство опрошенных (64%) называют оптимальным именно гибридный график. Такой формат занятости предпочитает, в частности, большинство молодых сотрудников, отмечают в НАФИ.
Примечательно, что отношение компаний к «удаленке» — даже частичной — в последние годы менялось несколько раз. Так, сразу после пандемии, в начале 2022 года значительно больше организаций (86%) намеревалось использовать гибридный формат, говорит исполнительный директор аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.
Для сравнения: в 2020 году после массового перехода на удаленку из-за пандемии, только 20% фирм готовы были сохранить такой режим хотя бы для части персонала после снятия ограничений.
Многие компании действительно стремятся вернуть сотрудников в офисы, говорит исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев. Причин несколько:
Низкая эффективность коммуникации — одна из основных проблем «удаленки», она затрудняет синхронизацию и обмен информацией, отмечает Татьяна Мощагина, руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру». Промежуточные результаты работы команды сложно контролировать даже при наличии различных инструментов и спецпрограмм.
Еще один фактор — рост нагрузки на кадровиков и руководителя, которым приходится дольше адаптировать новеньких, добавляют в сервисе «Работа.ру». Также существенно увеличиваются риски, связанные с безопасностью — при удаленном режиме более вероятна утечка внутренних данных компании.
«Еще в удаленном формате все чаще возникает феномен «тихого» увольнения. Это состояние сотрудника, при котором он перестает активно участвовать в бизнес-процессах компании и начинает саботировать часть своей работы», — поясняет Мощагина.
Директора фирм - тоже за работу в офисе. «В качестве эксперимента мы переводили один из отделов на гибридный формат и убедились, что в офисе люди работают гораздо более эффективно, — рассказывает гендиректор архитектурно-проектной компании «Вектор Проект» Антон Баксараев. — Мы сохраняем гибридный формат, но теперь он — привилегия, не для всех сотрудников, а только для отдела конструкторов, которые 1-2 раза в неделю могут работать из дома».
Иногда привилегию «отзывают», если она не лучшим образом сказывается на работе. «Так было с одним сотрудником, который периодически не выходил на связь в назначенное время, потому что в определенные часы выгуливал собаку», — рассказал Баксараев.
Вместе с тем нельзя сказать, что все сотрудники являются приверженцами удаленного формата. Молодежь в основном предпочитает трудиться вне офиса, а люди старшего возраста — из него. Так они могут сосредоточиться на работе, их не отвлекают дети и бытовые вопросы.
Впрочем, работодатели оценивают и плюсы «удаленки» и гибридного формата занятости. Это преимущество во время поиска новых сотрудников и аргумент при удержании их внутри компании во время дефицита кадров, отмечают в «Работа.ру».
Кроме того, по мнению 73% представителей компаний, сочетание удаленной и офисной работы позволяет оптимизировать рабочие места и, как следствие, сократить расходы, выяснили в НАФИ.
Треть россиян (33%) хотели бы работать удаленно, выяснила в ходе исследования «Работа.ру». Чуть меньше — 30% — предпочитают трудиться в гибридном формате.
Среди главных преимуществ удаленки респонденты выделили возможность самостоятельно определять график — за этот вариант проголосовали 67% респондентов. Почти столько же россиян (66%) ценят работу из дома за возможность экономить время и деньги на дорогу и питание.
Дольше спать хотели бы 46% мечтающих трудиться из дома, 45% желают проводить больше времени с семьей. Треть (30%) россиян пожелали бы совмещать работу в нескольких проектах, 26% — переехали бы в другой город, а 25% респондентов чаще бы занимались спортом.
У такого формата есть и минусы — это невозможность сосредоточиться на работе из-за отвлечения на домашние дела, долгое ожидание ответов на сообщения и отсутствие общения с коллегами. Кроме того, часто рабочий день из дома становится ненормированным, бесконечным, отметили 27% опрошенных Superjob.ru.
Вопросы вызывает и эффективность труда вне офиса. Так, 41% специалистов признались, что стали менее эффективны при переходе на «удаленку», а 39% сказали, что их производительность не изменилась, отмечает Людмила Спиридонова из НАФИ. Правда, при этом 82% предпринимателей заметили снижение отдачи и производительности труда сотрудников.
Исследователи ВШЭ изучили, как дистанционный формат труда влияет на удовлетворенность россиян работой. Все больше сотрудников работает удаленно, отмечает Лариса Смирных, профессор и заместитель заведующей Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ.
В исследовании «Влияние дистанционной занятости на удовлетворенность работой» она отметила рост масштабов удаленной занятости. Так, в 2016 году так работали 8% специалистов, а в 2021 — уже 10%.
Опросив 15 тысяч респондентов, исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что чаще всего на удаленный формат переводятся работники в крупных городах, с плохим здоровьем, высшим образованием, занятые в образовании, науке, ИТ и сфере услуг. Женщин среди них 28%, мужчин — 19%.
Как правило, у таких сотрудников недостаточно хорошие условия труда в офисе и есть желание сэкономить на транспорте, питании, времени на дорогу. Они ценят мобильность и гибкий график.
Зарплата персонала, работающего из дома, может не снижаться, тут принцип — «как договоришься». Появившееся свободное время многие тратят на подработку.
Сотрудникам на дистанте работа приносит больше удовлетворения, чем тем, кто ездит в офис или на производство. При этом увеличивается объем сверхурочной работы, что уменьшает радость, выяснили исследователи.
«Дистанционная занятость вносит позитивный вклад в удовлетворенность работой. В этой связи она может рассматриваться как форма занятости, которую стоило бы использовать более широко», — делает вывод Смирных.
Исследователи рекомендуют работодателям при использовании «удаленки» детально проговаривать режим работы и KPI, разработать новые формы контроля поставленных задач, проводить мероприятия по организационной вовлеченности сотрудников в деятельность компании, а также уделять больше внимания техническому оснащению и программному обеспечению домашнего офиса.
Плюсы гибридного режима для работников настолько велики, что, как выяснили в Ассоциации менеджеров, 30% персонала не согласятся вернуться к полноценной неделе в офисе даже при увеличении зарплаты. А 40% сотрудников готовы уволиться, если их заставят перейти в офлайн, по данным Superjob.
Пандемия изменила офисную культуру благодаря расширению удаленного формата работы и гибридной занятости. Выход на рынок труда поколения зумеров вносит еще больше корректив в корпоративные практики и правила найма. Эксперты проанализировали, как сотрудники разного возраста ведут себя при поиске места в компании, чего ждут от работодателей кроме зарплаты, и какие компании отдают предпочтения молодым или опытным соискателям.
В 1990 в США заговорили о теории поколений — Уильям Штраус и Нил Хау описали повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. Они пришли к выводу, что люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, ценностей, моделей поведения. Ведь они росли в одинаковых исторических условиях.
По их теории, поколения меняются каждые 15-20 лет. Сейчас на рынке труда представлены три из них: X (рожденные в 1960-1979 годах), Y или миллениалы (1980-1994 г.р.) и Z или зумеры (1995-2011 г.р.).
«Предлагаемое деление на поколения условно, но, тем не менее, работодатели действительно предъявляют неодинаковый спрос на сотрудников разного возраста. И у самих работников есть устойчивые различия в трудовых ценностях», — говорит старший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Зудина.
Работники старшего поколения сталкиваются с возрастающими ограничениями спроса на свой труд. Компании хотят нанимать более молодых сотрудников или обладающих современными компетенциями, поэтому им приходится проходить переобучение и искать место дольше, чем другим, рассказывает Анна Зудина. Соответственно, они менее требовательны, чем остальные соискатели, в том числе, с точки зрения зарплат.
Их главные мотивы при поиске работы — достойное вознаграждение и возможность повысить собственную значимость, рассказывает эксперт Института Столыпина в области управления персоналом Татьяна Кожевникова. «Поэтому, например, им важны такие статусные символы как корпоративный автомобиль с водителем, офис «с красивым видом» и личный секретарь. Они любят работать на достижения и преодолевать вызовы», — говорит она. Их лозунг при выборе работы: «Show me the money», или «Сколько мне за это заплатят».
Выросшие в условиях более стабильного рынка, представители старшего поколения склонны ценить работу за надежность, соцгарантии и предпочитают сохранять лояльность одному работодателю, объясняют в НАФИ. Им важен стабильный доход, они реже выбирают гибкие условия, чаще ориентированы на фиксированный график и командную работу, дисциплину и вертикальное управление.
«Работники 50+ традиционно кажутся консервативными, но многие переобучаются и осваивают новые профессии. Их привлекательность для работодателей — в эмоциональной устойчивости, высокой ответственности и долгосрочной мотивации. Они ищут стабильные условия труда и возможности для самореализации, ценят здоровую рабочую атмосферу и комфортный график», — добавляет Ольга Липина, лидер направлений управления персоналом, развития корпоративной культуры и потенциала команды в консалтинговой компании Invisible Force.
А еще соискатели 45 лет и старше кажутся более эмоционально уравновешенными: в порыве эмоций они увольняется реже всего, определили в Superjob.Ru.
Миллениалы — одно из последних поколений, выходившее на рынок труда в условиях жесткой конкуренции за рабочие места. «У них есть пример родителей, для которых работа и зарплата были самостоятельной ценностью. Поэтому они готовы усердно трудиться, чтобы сдать проект в срок, получить повышение, взять дополнительную работу», — отмечает Анна Зудина.
Для представителей среднего поколения важно получить опыт и иметь возможности для развития, их мотивирует наличие наставника, у которого можно учиться, и быстрый карьерный рост, перечисляет Татьяна Кожевникова. Если роста нет, они стремительно меняют работу. Также поступают при несовпадении личных и корпоративных ценностей.
«Их главный мотив — менять мир к лучшему и принадлежать к глобальному сообществу в контексте технологий, брендов, моды, культуры и образа жизни. В их случае работа и дом интегрированы, поэтому важен не статусный офис, а то пространство, где они живут», - отмечает Кожевникова. Их лозунг «Будущее для себя и для мира». Причем слово «себя» идет перед «миром».
Миллениалы находятся на стадии активного карьерного роста и обычно стремятся к стабильности, особенно ценя гибкость графика и баланс между работой и личной жизнью, рассказали в НАФИ. Их запросы к условиям труда и возможностям продвижения несколько выше, чем у зумеров, и они чаще меняют работу, если видят перспективу роста или улучшение условий.
Зумеры сейчас очень востребованы — из-за старения населения молодых образованных работников не так много, как работодателей, готовых их нанять, отмечает Анна Зудина. Поэтому они более требовательны к выбору рабочего места — как к уровню зарплаты, так и к условиям работы, графику, возможности продвижения, корпоративной культуре и ценностям компании.
«Зумеры ценят свободу действий и творческие задачи, не склонны кому-либо подчиняться, часто имеют завышенные зарплатные ожидания и стремятся к комфортным условиям труда», — говорит Елена Киселева.
Иные запросы молодых сотрудников эксперт объясняют тем, что зумеры формировались в достаточно благополучной среде начала 2000-х годов. «В семьях рос достаток, детям уделялось больше внимания, поощрялись их интересы и индивидуализм. Как следствие, у них четкое представление о собственной самоценности, и они придерживаются баланса между работой и личной жизнью», — отмечает Киселева.
Для зумеров при выборе работы самое главное — постоянное развитие и разнообразие, отмечает Кожевникова. Их лозунг — You live only once, то есть «Ты живешь один раз». Потому работа должна быть в радость и не мешать увлечениям в свободное время. Отсюда у двух третей требование к работодателю о гибридном графике. Ценности — счастье, комфорт и стабильность. А еще более молодых сотрудников нужно чаще хвалить, они это ценят, выяснили Superjob.ru.
Для трех четвертей (77%) зумеров важен Work-life balance — разумное сочетание работы и остальной жизни, говорит Юлия Фомина, руководитель Дирекции развития бренда работодателя Альфа-банка. Они не воспринимают стандартный рабочий день с 9 до 18 часов. За последние три года работники в возрасте 22–26 лет уходят с работы чаще, чем любая другая группа. Основная причина — рост зарплат, для этой категории работников они увеличиваются быстрее.
Зумеры, которые выходят на работу в возрасте 18-25 лет, больше всех нуждаются в ментальной поддержке, говорят в Альфа-банке. Главные факторы стресса — чувство одиночества и неопределенности в карьере, поскольку они росли в условиях финансовых кризисов, глобальных политических изменений, технологических прорывов. При этом они быстрее других поколений учатся и умеют адаптироваться к постоянно меняющейся среде и новым технологиям. Хорошо справляются с многозадачностью — переключение с одной задачи на другую их мозг воспринимает уже как рутину, а не вызов. У них выше склонность к предпринимательству — 70 процентов подростков имеют такой опыт, что помогает им найти работу и достичь более высоких результатов в более молодом возрасте.
Также именно зумеры предъявляют повышенные требования к непосредственному руководителю, отмечает Кожевникова. Он должен соблюдать личные границы, не обесценивать их усилия, регулярно давать обратную связь, в общем, вести себя максимально бережно и экологично. Из-за этой трепетности и хрупкости зумеров иногда называют «поколением снежинок».
Молодежь демонстрирует уникальное отношение к началу своей карьеры: 81% готовы начинать трудовой путь с низших и непрестижных должностей, выяснили в ходе исследования в НАФИ. Почти 91% уверены, что успех требует значительных усилий, что особенно выделяет молодых специалистов из небольших городов. Для них важно найти смысл в работе. Более половины (53%) из них желают работать не только ради денег, им важна и самореализация.
При этом стаж работы на одном месте зумеров не интересует, 63% считает что работу можно менять часто, выяснили в Superjob.ru. Зумеры быстрее принимают решение о смене компании, если видят несоразмерность нагрузки и оплаты: так поступает 63% молодых и 46% тех, кому более 45 лет, определили в исследовании «Работа.ру».
Отрасли с быстрой цифровой трансформацией, такие как IT, маркетинг и креативные индустрии, предпочитают зумеров и миллениалов за их адаптивность, готовность к обучению и иногда — уже опыт, рассказывают в НАФИ. Производственные предприятия, компании в сфере образования или здравоохранения ценят опыт, надежность и зрелость старшего поколения.
Также предпочтение работникам поколений Y и Z отдают фирмы, которые ориентируются на потребителей молодых поколений, например, фэшн-ритейл, кофейни, спортивные клубы, перечисляет Кожевникова. «Если речь идет о более серьезных отраслях (медицина, энергетика, транспорт, госуправление, строительство, наука, образование), то здесь главными критериями при выборе кандидатов являются профессиональные компетенции, опыт и ответственное отношение к работе, поэтому в этих отраслях позитивно относятся к поколению X», — объясняет она.
«Предприятия, которые нуждаются в высококвалифицированных специалистах, в том числе по рабочим специальностям, чаще всего не видят разницы между сотрудниками-пенсионерами и их более молодыми коллегами», — говорит заместитель гендиректора «Работа.ру» Александр Ветерков. К такому же выводу пришли в Superjob.ru.
При этом работодатели ценят старшее поколение за ответственное отношение к работе (60%), большой опыт (59%) и высокий уровень квалификации (56%). Также важны готовность обучаться, полезные связи и реалистичные зарплатные ожидания.
Молодых сотрудников 60% фирм выбирают за креативность, знание трендов и энергичность.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!