Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Конструирование карьеры или профессия на всю жизнь?

Как меняются подходы к выбору профессии в современных обществах? Почему термин «профориентация» устарел и что приходит ему на смену? Какие виды карьерного консультирования наиболее актуальны сегодня?

Об этом рассказывает Екатерина Павленко, старший преподаватель Института образования НИУ ВШЭ.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Расшифровка видео

Всем привет. Меня зовут Екатерина Павленко, и я работаю в центре социологии культуры Института образования Вышки, и мы занимаемся исследованиями выбора. 

Сегодня я расскажу вам про разные теории профориентации и про то, какое карьерное консультирование и какая профориентация сегодня наиболее актуальны, и что может делать школа для того, чтобы эти навыки развивать, на примере нескольких стран.

Прежде всего необходимо сказать, что термин, который мы используем, профориентация, – это специфический термин, пришедший к нам из Советского Союза, на западе это связано либо с работой, либо с карьерой. Само по себе это слово подразумевает, что есть профессия, на которую мы ориентируем человека. И такое представление о профессии и о том, как формируется трудовой путь человека, за ним стоят определенные теоретические предпосылки.

То есть нам может казаться, что это само по себе понятное определение, и понятно, что под ним подразумевается, но на самом деле, как и многие вещи в мире, это было кем-то придумано. То, как это было придумано, соответствовало индустриальному обществу.

Предполагалось, что человек – это некоторая зафиксированная структура, у него есть интересы, склонности, способности, у него есть различные черты, которые не меняются в течение жизни, и мы моčем в молодом возрасте узнать, какие черты ему характерны и сопоставить его с профессиями, с видами работ, со специализациями, которые есть в этом индустриальном мире. Индустриальный в том числе означает, что наша экономика поделена на определенные сектора, они между собой не пересекаются, люди между ними не переходят. В таком представлении об экономике можно было провести стыковку между человеком и  профессией.

Кроме того, представлялось, что профессия дается человеку на всю жизнь. Ты входишь в профессию, ее получаешь, потом начинаешь работать в какой-то компании или на заводе. И ты там работаешь всю жизнь, продвигаясь максимум внутри какой-то иерархической сетки внутри компании. Или ты переходишь из компании в компанию, но они все связаны между собой внутри одной индустрии.

Это представление о профориентации закреплено в одной теории, которая была создана в 50-е гг. в Америке и до сих пор встречается. Но уже в 60-е гг. начали появляться другие теории. И сейчас их очень много. А если говорить о профориентации в СССР, то первые теории, которые создавались там были очень похожи на ту теорию, которая создавалась в Америке в 50-е гг., поскольку она создавалась примерно в том же самом обществе с точки зрения представлений об экономике, индустриальная, секторная, теория, которую придумали советские специалисты была примерно такая же по сути.

Что же происходит сегодня? Мы уже не можем говорить о том, что профессия дается человеку на всю жизнь. Поэтому мы не говорим о профессиях, а мы говорим о карьерах. И карьера начинает включать в себя представление о пути, но этот путь может проходить через разные профессии. С другой стороны, появилась идея обучения в течение всей жизни. То есть развитие человека, его навыков и способностей, как не какого-то этапа, который человек проходит и закрывает за собой. Да, мы закончили колледж или вуз и на этом получение и накопление новых знаний для нас закончилось, и дальше мы просто используем эти знания в работе. Нет, мир все больше движется в сторону того, что у наших знаний очень быстро выходит срок действия, мы постоянно должны чему-то доучиваться.

А другая сторона обучения в течение всей жизни – это то, что мы можем конструировать и собирать свою работу, свою карьеру из разных навыков. И постепенно это становится не то, что возможностью, а на некоторых работах даже и обязательным, когда физику приходится учить программирование, например. Раньше такие пересечения казались необычными, неочевидными, к этому не готовили. А сегодня мы говорим о том, что мы можем доучиваться, достраивать свои знания, свои навыки до каких-то новых конструкций, которых раньше не было. И получается, что образование для каждого человека становится какой-то индивидуальной конструкцией.

И третье важное изменение, которое произошло, это то, что постепенно работа с карьерой, с построением карьеры и образование, которое связано с этим развитием, стали фокусироваться не просто на том, чтобы оптимально для общества или оптимально для экономики состыковать человека и работу,  а на том, чтобы человеку было комфортно, и чтобы он достигал тех целей, того успеха, того благополучия, которых он хочет достичь. То есть, фокус стал больше на человеке, на его самопонимании, на понимании им самим успеха, который он хочет достичь в своей жизни.

Поэтому в целом профориентация была заменена на конструирование карьеры. Если мы начинаем рассуждать о карьерах в таких терминах, то сразу становится понятно, что  обучение построению карьеры или то, что мы раньше называли профориентацией, должно строиться совсем по-другому. И фокус должен быть не просто на том, чтобы совместить человека с работой, а на  том, чтобы  дать человеку навыки, благодаря которым он сможет построить ту траекторию, которую он хочет построить, он сможет пользоваться всеми теми многообразными ресурсами, которые у нас сейчас существуют, для того, чтобы  построить свою образовательную карьеру, для того, чтобы построить свою профессиональную карьеру. Нам нужно будет, чтобы человек умел выбирать, нам нужно будет, чтобы человек умел работать с информационными ресурсами, и чтобы он понимал, как устроена экономика, как устроена работа в разных компаниях и организациях и так далее.

Если говорить о ранней карьерной ориентации, ранней профориентации, то как тут помочь школьникам искать информацию, обрабатывать информацию, работать с самоорганизацией, с понимаем своих интересов и своих способностей и ограничений. А также с развитием критического мышления, коммуникативных навыков. Потихоньку, по мере того, как ребенок взрослеет, он все больше и больше будет погружаться в мир профессии. Здесь становится очень важным взаимодействие образовательной системы с экономикой, чтобы сами представители компаний приходили и работали вместе со школой с тем, чтобы знакомить ребят с разными профессиями, с разными видами работы.

Я приведу несколько примеров того, как карьерное консультирование вводится в разных системах образования в нескольких странах. В Финляндии карьерное образование есть с 5 класса. И в средней школе образование больше посвящено тому, как ребенок себя понимает, как  он себя ощущает, даже есть специальные команды, формируются из классного руководителя, специалиста по  карьерному консультированию и специалистов из системы здравоохранения, посвященные работе над благополучием ребенка. То есть этим занимаются не учителя предметники, а специально обученные люди. В более старших классах с ребятами начинают обсуждать не только то, как в целом устроен мир профессий, но и то, какие последствия и какие ограничения у ребенка могут быть. Если ты принял какое-то решение и у тебя не получилось, что с этим можно будет сделать. 

Система карьерного образования в школах Англии обеспечивается не министерством образования,  не той отраслью, с которой связано образование, а министерствами, связанными с  рынком труда и с развитием экономики. Это отличает ее от других систем. В школе работают специалисты, которые не привязаны к системе образования, но они проводят работу с детьми в части обучения их тому, как строить, конструировать свою  карьеру, начиная от самых младших классов и заканчивая старшими. И фокус этой работы на том, чтобы  у школьника, который станет взрослым и будет строить свою карьерную жизнь, она сложилась благополучно, и чтобы он мог справляться с разными сложностями, с которыми он встречается, чтобы мог реагировать на разные вызовы, которые постоянно сейчас происходят.

И последний пример, о котором мы сегодня поговорим, – это система образования в Гонконге. Гонконг был пионером внедрения карьерного образования в школах, они его начали внедрять в 1959 году. Со временем система менялась и ее отличает то, что в целом в системе образования Гонконга установлен так называемый всеобщий подход к личности и всеобщий подход к образованию. Всеобщий подход к личности предполагает, что человек развивается всецело, всесторонне, а не специализировано, с другой стороны, это для школ означает, что карьерным консультированием, карьерным образованием занимаются учителя, то есть не специалисты, о которых мы говорили в предыдущих примерах, а учителя. Но учителя тоже получают специальную подготовку. Очень важно отметить, что во всех этих случаях необходимо наличие доступности и довольно обширной информации о рынке труда. И в этом заинтересованы сами компании,  как правило, в том, чтобы предоставить как можно больше прозрачной информации для потребителя, для школьников., для родителей, для системы образования, для карьерных консультантов.

Таким образом, профориентация сегодня становится образованием для конструирования карьеры, для построения карьеры человека. Становится важным подготовить человека к тому, чтобы он умел выбирать, к тому, чтобы он умел ориентироваться в информации, которая его окружает, информации, связанной с образовательными учреждениями, и информации, связанной с не только с рынком труда, но и с устройством современной экономики, информации, которая позволит ему оценивать самого себя, соотносить свои возможности и свои ограничения, но в самом предельном, в самом конечном смысле профориентация современная, конструирование карьеры должны служить целям благополучия человека и приводить к тому, что человек добивается большего успеха в том смысле, в котором он его сам понимает.