Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Почему современные управленцы должны быть немножко сталкерами?

Продумать стратегию и просчитать риски сегодня недостаточно, чтобы сохранить и развивать компанию

Бизнес-среда в современном мире функционирует в условиях большой неопределенности. Приходится иметь дело с постоянно меняющейся реальностью, которая требует особого подхода к принятию решений. О том, что это за подход и почему в современном предпринимательстве должен присутствовать элемент «сталкерства», в статье IQ Media.

Почему всегда есть компании, которые работают лучше других, и демонстрируют прекрасные результаты даже в период экономических кризисов и политических потрясений? Все дело в подходе к принятию решений, особенно если эти решения касаются будущего. По большому счету все решения, касающеюся будущего, связаны с неопределенностью. Однако степень неопределенности может быть разной. Есть такие ситуации в бизнесе, когда будущее можно предсказать, используя, например, анализ прошлого для прогнозирования повторяющихся закономерностей (вспомните классический SWOT-анализ). Но как быть, когда исторических данных, необходимых для принятия решений просто не существует? В такой ситуации бесполезно моделировать и прогнозировать, так как будущее не только неизвестное, но и непредвиденное. 

name

Автор: Галина Широкова

Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.

Можно утверждать, что сегодняшняя бизнес-среда как раз соответствует такому определению. Студентам я обычно привожу в пример идею о том, что наш новый мир похож на «зону» из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В «зоне» в результате «пикника инопланетян» перестали работать законы физики. Кроме научных сотрудников, имеющих специальные пропуска, на территорию «зоны»  ходят «сталкеры» – люди с особым чутьем, которые способны предвидеть проблемы и действовать проактивно. То же самое сейчас происходит в бизнес-среде – прошлые методы управления больше не действуют, поэтому мы должны обучать руководителей бизнеса и студентов «сталкерству» –  способности работать и быть успешными в условиях неопределенности.

В предпринимательстве мы называем этот сталкерский подход «эффектуацией», которому противостоит более «предиктивный» подход к принятию управленческих решений – каузация. Каузация — это рациональный способ принятия решений, основой которого служит проведение тщательного анализа окружающей среды и планирования будущего на основе сформулированных прогнозов. Как альтернатива этому подходу, эффектуация предполагает действия в зависимости от обстоятельств и «творческий» подход к принятию решений, с помощью экспериментов и с учетом имеющихся ресурсов.

iStock
iStock

В основе этих подходов лежат разные предположения об окружающем нас мире. Согласно теории эффектуации, мир – это не застывшая реальность, которую отдельный человек должен изучить, чтобы приспособиться к ней, так как он не в состоянии ее поменять, но открытая динамичная система, в которой действия каждого человека имеют значение. Таким образом, новые возможности для развития бизнеса нужно не находить (например, с помощью инструментов стратегического анализа), а создавать, опираясь на набор техник, помогающих руководителям компаний и предпринимателям управлять будущим, которого они не могут предвидеть.

Наши эмпирические исследования в рамках Центра стратегического предпринимательства доказывают, что в ситуации неопределенности, особенно когда она вызвана экономическим кризисом, санкциями, или политической нестабильностью, эффектуация является наиболее эффективным подходом. Более того, эффектуация не просто способствует выживанию фирмы, а зачастую приводит к появлению новых продуктов/ услуг, новых бизнесов, и даже новых рынков. Почему это происходит? Да просто потому, что принципы эффектуации позволяют превратить неопределенность в новую бизнес-возможность. Так, например, такие всем известные «блокбастеры», как Airbnb и Uber появились именно благодаря этому подходу.

Разумеется, мы не отрицаем полезность каузации, мы просто показываем, что использовать ту или другую логику нужно в зависимости от обстоятельств и уровня неопределенности внешней среды. Руководители компаний могут сами формировать среду, выбирая предсказуемость или неопределенность. Наши исследования помогают понять руководителям компаний, не только как определить тип бизнес-среды, чтобы выбрать наиболее подходящий подход к принятию решений, но и как можно превратить неопределенность в новую возможность.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции