Вход
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Из стартапа в единороги: секрет успеха

«Единорогами» называют стартапы, которые достигли оценки в 1 млрд долларов менее чем за 10 лет. Сегодня в мире насчитывается уже более 1500 таких компаний.

О том, в каких странах чаще всего появляются единороги, кто в них инвестирует и в чем секрет успеха этих стартапов, рассказал эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Кирилл Тюрчев.

Расшифровка видео

Кто такие единороги

Центр «Российская кластерная обсерватория» вот уже более 20 лет занимается изучением экономики инноваций, и конечно же, мимо нас не могло пройти такое интересное явление, как компании-единороги. Пожалуй, это лучшие технологические компании нашего времени, каждая из которых создает свои уникальные технологии. Так кто же такие единороги?

Критерии отнесения к данной категории достаточно простые и прозрачные. К единорогам относят частные компании с оценкой в 1 млрд. долларов, которые еще не разместили свои акции на бирже и привлекают венчурные инвестиции, при этом находясь в собственности своих учредителей не менее чем на четверть. Самое главное – всего этого нужно достичь за 10 лет.

И главный показатель – это оценочная стоимость. То есть ты всем стремишься доказать, что ты стоишь дороже, чем есть сейчас, и стараешься увеличить свою стоимость. В этом и заключается их главное преимущество.

Такие компании не всегда стремятся регистрировать свою интеллектуальную собственность. Дело в том, что патенты – документы открытые, а весь фокус единорогов заключается в их одной, но очень перспективной с коммерческой точки зрения идеи. Зарегистрированный патент может максимально быстро привести к тому, что идею подхватит конкурент или технологический гигант, которые ее быстро усовершенствуют и доведут до рынка вместо нашего любимого единорога.

Именно поэтому у многих таких компаний два магистральных пути. Во-первых, выйти на биржу и самому постараться стать технологическим гигантом, либо продаться кому-то, вроде Google или Microsoft. Поэтому в единорогов инвестирует не широкий рынок, что-то вроде аналога IPO, а профессиональные венчурные инвесторы, которые обладают необходимыми компетенциями для того, чтобы оценить перспективность той или иной технологии, и что самое главное – рискнуть своими средствами.

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

В какой среде растут единороги

Внимательные слушатели могли заметить, что я оперировал как минимум тремя очень разными словами, которыми можно описать технологическую компанию:

  • стартап
  • единорог
  • технологический гигант

Зачастую для многих людей это одно и то же. Исследователи лишь недавно стали уделять повышенное внимание к единорогам и говорить о том, что это особая форма технологической компании. И определение они относят к каким-то конкретным компаниям, проводя так называемые case-study. Мы в нашем исследовании решили привнести в это направление немного количественных измерений и посмотреть, какая среда необходима для развития всех этих трех типов технологических компаний. Наше исследование охватило все агломерации мира, в которых присутствует хотя бы одна компания единорог. И результаты показали, что единороги имеют общие черты как со стартапами, так и с крупными технологическими корпорациями.

  • Как и для стартапов, для них оказались важны объемы венчурного рынка и наличие специализированной инфраструктуры, такой как бизнес-инкубаторы и акселераторы.
  • Как и для технологических корпораций, единорогам оказалось важно наличие в городе ведущих исследовательских организаций, отвечающих за качественную прикладную и фундаментальную науку.
  • Значимой для единорогов также стала скорость широкополосного фиксированного интернета.

Стоит отметить, что первоначально мы рассматривали более широкий перечень показателей, например, число патентов, число ведущих университетов, корпоративный налог, заработная плата в городе. И что самое главное для нас в дальнейшем – численность населения, которая оказалась незначимой.

Если говорить о текущей ситуации, то в мире насчитывается порядка 1500 компаний единорогов. Больше всего таких компаний находится в США, Китае, странах ЕС, Индии и Великобритании. И вдумайтесь, только на две страны, Китай и США, приходится 70% таких миллиардных стартапов. Только представьте, еще каких-то 10 лет назад таких компаний насчитывалось 39 штук. В 2018 году их было больше 250, а сейчас уже больше 1500.

География присутствия компаний единорогов также расширяется. Еще год назад только 29 стран имели такие компании, спустя год таких стран стало уже 35. Наибольшее число новых единорогов за последний год появилось в США и Китае. Дорогостоящие стартапы появляются не только в новых странах, но и в новых регионах внутри государств, причем нередко они расположены далеко от столиц мировых инновационных и экономических центров. В Китае, как и в прошлом году, 2/3 единорогов расположены за пределами Пекина.

Значение явления единорогов для России

Почему это важно для России? На самом деле нужно понимать, что единороги могут возникать не только в крупных экономических центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в других небольших городах. Примеров этому много. Если посмотреть на единороги с российскими корнями, то можно увидеть, что TradingVew был создан выходцами из Ростова-на-Дону, компания OCSiAl создана в Новосибирске, а компания inDrive была создана в Якутске. Это очень далеко от Москвы и Санкт-Петербурга.

Кто же такие основатели компаний единорогов? Мы изучили более 3 тыс. биографий и вот что увидели. Многие из них покидают страну, так, например, больше всего основателей единорогов уехали из Израиля, США, Великобритании, Китая, Индии, совокупно на эти пять стран приходится практически половина мигрировавших основателей единорогов. Это также влияет на некоторые экономические показатели единорога. Если мы смотрим на инвестиции, то эффекта мы практически никакого не увидим, разницы никакой нет.

Но если мы посмотрим на оценочную стоимость, то единороги, которые привлекают зарубежных основателей стоят дороже в 1-2 раза, что значимо. Если мы посмотрим на топ-100 единорогов по их стоимости, то соотношение их уже будет примерно одинаковым. 49 единорогов имеют иностранных основателей или фаундеров, а 51 не имеют. Топ самых дорогих единорогов с зарубежными основателями возглавляют такие компании, как Space X, основатель которой, Илон Маск, родился в Южной Африке, и, например, американский стартап Stripe.

Как несложно догадаться, значимое влияние на привлечение зарубежных основателей играют вузы. Так, каждый третий мигрант, создавший свою миллиардную компанию получил образование в стране миграции. Помимо биографий основателей единорогов мы также изучили порядка 7 тыс. венчурных сделок с этими компаниями. И вот что мы увидели. География стран происхождения инвесторов единорогов оказалась достаточно широкой 89 получают эти инвестиции и всего лишь 35 стран, где эти единороги имеются. Стоит отметить, что лишь две страны мира могут себя полностью обеспечить инвестициями в единорогов. Это США и Китай, близка к этому так же и Япония. Но при этом, если мы посмотрим на остальной топ стран, то увидим, что они в основном финансируются за счет внешних инвестиций, а не национальных. Например, у Франции этот показатель составляет 67%, а у Мексики аж 99%. Несмотря на ту значимую роль в международных инвестициях, которую играют США и Китай, тем не менее для ряда стран ключевыми инвесторами в единорогах являются далеко не они. Например, для Норвегии главным зарубежным инвестором является Япония, для самой Японии – Южная Корея, для Сингапура и Индонезии – Китай, а для Испании – Великобритания.

Таким образом, мы можем говорить о глобальной модели венчурного рынка, как и в случае с миграцией основателей этих компаний. Типичный пример здесь Великобритания, которая вкладывает в единорогов в США куда больше денег, чем в собственных единорогов, и при этом зависит от тех же денег из США. Здесь важно отметить, что компании единороги, которые смогли привлечь средства национальных и зарубежных инвесторов, показывают более высокие результаты общих объемов привлеченных инвестиций и полученной оценки, и эффект здесь может быть двухкратным.

Если мы посмотрим на страны БРИКС, то тоже небезынтересно посмотреть, какие в этих странах существуют модели инвестирования в единорогов. Всего на страны пятерки приходится около трети единорогов. Понятно, больше всего их в Китае, в Индии 86 штук, 20 в Бразилии и 2 в ЮАР. И наши расчеты показали, что Китай в первую очередь финансирует своих единорогов за счет своих же инвестиций. Зато у таких стран, как Индия и Бразилия в основном превалируют зарубежные инвестиции, которые достигают 73% и 84% соответственно. Что интересно, среди общего пула инвесторов, которые вошли в капитал единорогов из стран БРИКС, превалируют в основном американские инвестиционные компании. Если же мы посмотрим на инвесторов только из стран БРИКС, то ожидаемо увидим здесь господство китайских инвесторов. В некоторых странах инвесторами также являются государственные инвесторы.

Если подводить здесь некоторые итоги, то можно сказать, что ключевыми инвесторами единорогов могут быть венчурные фонды, инвестиционные банки, крупные компании, особенно технологические, и государственные структуры. Но есть еще один интересный лайфхак, которым я бы хотел сегодня с вами поделиться. Например, такую схему использует богатейший человек Индии Мукеш Амбани, который владеет холдингом Reliance Industries. Он создает отдельные технологические компании, привлекает огромные инвестиции от своих материнских структур, и тем самым автоматически становится привлекательным для других крупных игроков венчурного рынка из разных стран, которые. Конечно же, видят потенциал индийского рынка.

В качестве финала я бы хотел сказать, что, по всей видимости, единороги – это всерьез и надолго. С каждым годом для всех нас открывается все больше возможностей для того, чтобы создать какую-то новую уникальную технологию или продукт, который сможет изменить тысячи жизней. Соответственно, появляется и больше возможностей для инвесторов, которые желают преумножить свой капитал. И те, кто хочет создать своего единорога или найти его, должны мыслить широко, иногда даже дерзко. Ваш потребитель – это весь мир. Ваш потенциальный партнер или инвестор может быть абсолютно из любой страны.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Читайте также