Вход
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Фонд достатка и предприимчивости

Зачем обучаться участию в рынке ценных бумаг

Инициативность, энергичность и самостоятельность – отличный задел для успеха и благополучия. Хороший способ усилить эти качества – начать разбираться и участвовать в фондовом рынке. Известно, что это помогает развить инновационное мышление и шире использовать свой потенциал. Почему еще стоит учиться инвестированию, размышляет Александр Тимофеев.

name

Александр Тимофеев

Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики инвестиционной компании «Восточные ворота», стажер-исследователь Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ.

Императив субъектности

Инициативность, умение действовать самостоятельно – сегодня важнейший запрос к человеку со стороны самых разных стейкхолдеров: от работодателей до государства. Беседуя с коллегами из корпораций, мы часто слышим от них, что они хотят выращивать внутренних предпринимателей – тех, кто предлагает инновации (будь то продукты, услуги, новые ниши и пр.) и тем самым способствует совершенствованию структур. Государство ожидает, что вузы, в числе других функций, будут способствовать появлению и развитию студенческих стартапов и компаний-единорогов.

Но представьте себе ситуацию. В условиях строительства высокоскоростной магистрали из Москвы в Санкт-Петербург вам дали задание спроектировать поезд, который довезет пассажиров за два часа, вы идете к своей команде и говорите: «Давайте этим займемся», но вдруг выясняется, что ваши сотрудники не знают, что такое железная дорога. Но, как поезд может ходить только по железной дороге, так и любая компания может жить сегодня только как акционерное общество. Почти все, что окружает человека, создано АО, которые торгуют своими ценными бумагами на фондовом рынке. Понимание механизмов работы этого рынка помогает лучше разобраться в современной экономике. Предпринимательством, в том числе, корпоративным, можно заниматься, только если ты ориентируешься в логике фондового рынка.

Наши исследования показали, что попытки развития молодежного предпринимательства без понимания фондового рынка ни к чему пока не привели. У нас со стартапами все не очень хорошо именно потому, что нарушена базовая логика – понимание работы фондового рынка. И наоборот, бизнесы, которые в России за последнее время были успешными, изначально строились в логике фондового рынка.

Начиная разбираться в этой логике, вы автоматически включаете свой предпринимательский ресурс. Процесс покупки и продажи акций – квинтэссенция любого предпринимательства. Нет ничего более инициативного, чем этот процесс: приобретая акции большой корпорации, вы хотя бы на одну сотую меняете структуру ее владения.

Пора учиться инвестированию

Итак, настало время начать разбираться в рынке ценных бумаг. Мы находимся в уникальной ситуации: в России совпало три больших тренда, позволившие нам получить выборку феномена, с которым никто никогда не работал.

1. За счет невероятной информатизации у нас хорошо развились брокерские услуги и техническая возможность доступа к ним. К концу прошлого года число частных клиентов на Московской бирже достигло почти 30 млн, а число открытых ими счетов превысило 52 млн. Так быстро этот рост не происходил нигде в мире! За 3-4 последних года доступ к фондовому рынку с мобильного телефона получила большая часть взрослого населения России.

2. Начиная с периода пандемии коронавируса дистанционные технологии развиваются особенно активно. У людей появилось больше времени на самореализацию, в том числе, в сфере инвестирования.

3. На фоне санкционного давления и экономического кризиса в мире вопрос понимания того, как устроена экономика в действительности, стал особенно актуальным. Если в 2010-е, пытаясь принять то или иное финансовое решение, ты мог полагаться на чье-то авторитетное мнение, то за последние годы стало ясно, что это уже не работает. Если ты не начнешь сам разбираться в финансовых инструментах, ты можешь потерять часть своих накоплений. 20 лет назад человек мог купить доллары, хранить их под матрасом, потом в нужный момент извлечь и воспользоваться ими. Теперь эта модель не работает. Доходность банковских вкладов – тоже под вопросом. В общем, готовых решений больше нет. Зато есть прецедент – 30 млн брокерских счетов физических лиц, и есть возможность управлять этими счетами с любого мобильного устройства.

Это явление можно считать отчасти образовательным, поскольку, чтобы купить акции какой-либо компании, надо иметь хотя бы базовые знания об этом. Уникальный феномен практически в моменте вывел 30 млн человек в новое для них поле! И спрос на эти знания возрастает. Почему?

Инвестиционное самообразование

Традиционные игроки рынка еще воспринимают ситуацию в старой парадигме. Зачем крупному банку нужно, чтобы вы открыли брокерский счет? Он хочет зарабатывать на вас больше. Но вы же намерены повысить свое собственное благосостояние! И те, кто открыл брокерские счета на бирже, стали искать и находить знания об этом в интернете.

Выяснилось, что есть два больших пласта знаний. Первый – обучение техническим действиям (в литературе это называется «станку»): как нажать кнопки «купить» и «продать». Второй пласт – обучение «повестке», логике, которая скрывается за действиями стейкхолдеров:  в чем смысл существования совета директоров, как принимается решение по дивидендам и пр.

Как этот опыт влияет на самостоятельность?

Взнос в инициативность

В исследовании мы увидели, что, как только человек начинает активно участвовать в рынке ценных бумаг, его поведение меняется.

ВРЕЗКА: У человека появляются экстерналии вне этого рынка – он становится более инициативным. Это наблюдается в разных сферах: он может изменить свою карьерную траекторию, участвовать в местном самоуправлении. Значит, если мы возьмем некоторые методики обучения, которые привели к появлению подобных экстерналий, и попробуем так работать со студентами, это может дать положительный эффект для развития у них самостоятельности. К. ВР.

Если говорить о личных качествах, важных для успешной работы с ценными бумагами, то это качества предпринимательского «спектра» – например, готовность воспринимать мир непредвзято, мыслить за пределами структур и штампов, открытость новому, гибкость. В этом смысле у России есть огромное преимущество – у нас это хорошо развито. Ведь структуры ощутимо меняются. Наблюдается нео-структурация – новый принцип организации социальной жизни, когда не структуры жестко задают стандарт, воспроизводимый человеком, а когда для выживания структур, их адаптации к изменениям необходима проактивная позиция человека по отношению к ним. Многое из того, что казалось в экономике незыблемым, подвергнуто мощной переоценке. Мир начал экономически «ломаться» в 2008 году (наступил экономический кризис), а в последние годы и вовсе перестал работать по тем правилам, которые мы выучили за последние 30 лет. Опоры на какие-то устоявшиеся экономические модели уже нет.

И когда процентные ставки по кредитам на открытие бизнеса довольно высокие, а классический подход с венчурным инвестированием работает с трудом, единственным, по сути, источником финансирования своего дела остается фондовый рынок.

Форматы обучения

Пока сложившейся системы обучения работе с ценными бумагами нет. Можно выделить лишь отдельные успешные практики, отнюдь не массовые. В целом наше исследование выявило три группы образовательных инициатив:

  • курсы, созданные лицензированными Центробанком профессиональными участниками рынка;
  • предложения многопрофильных образовательных центров, где обучение инвестированию – лишь побочный продукт;
  • частные тренинги, авторы которых специализируются на рынке ценных бумаг, но не имеют лицензии на преподавание.

Первый тип курсов подразумевает формальное знакомство с фондовым рынком. Вторая группа предлагает продукты, претендующие на статус полноценных образовательных проектов (так, выпускники экзаменуются), а обучение может включать такие разделы, как построение собственной торговой системы, риск-менеджмент, работа с разными торговыми платформами. Тут уже появляются элементы, способствующие восприятию фондового рынка как института.

Третий тип проектов построен на практическом опыте преподавателя: передаются выигрышные стратегии работы на фондовом рынке. Интенсивы учат анализировать события на рынке ценных бумаг и действовать грамотно.

Подобные успешные заделы стоит аккумулировать. В качественном исполнении они стимулируют развитие инициативности. 

Записала и отредактировала Ольга Соболевская