Вы когда-нибудь пробовали внимательно рассмотреть надгробие? О чём оно может рассказать, кроме имени усопшего и годах его жизни? Участники проекта «Мемориальные практики в регионах Центральной России XVIII – начало XX веков» Лаборатории региональной истории России НИУ ВШЭ выпустили пособие по описанию надгробий. А мы приглашаем вас отправиться на прогулку по виртуальному дореволюционному кладбищу — посмотреть на захоронения и познакомиться поближе с мемориальной культурой и некрополистикой. Историко-культурные пояснения к ответам вы сможете прочитать в приложении под тестом. Но не подглядывайте раньше времени!
Кладбища со второй половины XIX века делились на разряды в зависимости от расположения могилы по отношению к церкви. Захоронение по первым разрядам стоило достаточно дорого — его могли себе позволить только высшие привилегированные сословия (например, дворянство или духовенство).
Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
У таких памятников часто были навершия. Это могли быть кресты, ангелы, вазоны с цветами, кубки и пр. Многие подобные украшения не пережили советский период, потому что их либо уничтожали, либо они изнашивались или отваливались из-за падения, транспортировки и т.д.
На кладбищах действительно можно встретить детские площадки прямо по соседству с могилами. В советские годы территории некрополей начали использовать как места отдыха, а некоторые кладбища вообще переделывались под парки.
Это надгробие в форме аналоя — церковного столика для книг и икон. На верхней части такого надгробия обычно можно найти вырезанную из камня книгу с цитатой из Писания или крест.
Это надгробие в форме часовни. В нём есть ниша, в которую можно установить икону или лампаду.
Считается, что надгробие в форме сломанного дерева или дерева с обрубленными ветвями устанавливали на могиле последнего представителя рода по мужской линии. Такие надгробия редко встречаются, но в Москве и Санкт-Петербурге их найти можно — на Донском и Лазаревском кладбищах.
Эффигии — скульптурные изображения умершего — в Российской империи устанавливали, в основном, на могилах людей неправославных конфессий. Этот вид памятника достаточно редкий.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!