Первокурсники готовятся включиться в университетскую жизнь, поэтому самое время обсудить, какие активности в вузе, помимо учёбы, перспективны — например, для будущего трудоустройства. Исследования показывают, что внеаудиторный опыт помогает студентам найти хорошую работу. Во-первых, он даёт работодателям представление об инициативности молодых кадров. Во-вторых, внеучебные проекты позволяют прокачать важные навыки: организованность, умение общаться, «командную игру», принятия решений и творческое мышление. Наконец, внеучебная деятельность — источник множества знакомств, которые также могут помочь в жизни и карьере. Все плюсы такой активности выяснили учёные из Института образования НИУ ВШЭ.
Наряду со знаниями, профессией, общей эрудицией и культурой, университет даёт немало других бонусов. Именно поэтому стоит активно включаться в его жизнь — внеучебную деятельность, набирать внеаудиторный опыт. Таким образом можно найти дружбу, завести круг знакомств, попробовать себя на общественном поприще и проверить свои лидерские качества. Поможет участие в студенческих клубах и объединениях вуза, которые могут иметь социальный, творческий, научный, политический, предпринимательский или спортивный уклон. Подобная активность весьма полезна — если, конечно, не идет в ущерб учёбе как таковой
Внеаудиторные мероприятия — это часть университетской жизни, компонент университетской культуры, важный опыт, позволяющий студентам приобрести новые навыки и встроиться в новое сообщество. Такая активность, по данным исследований, стимулирует и прогресс в учебе.
Если рассуждать в терминах будущей работы, то и тут внеучебная деятельность в вузе очень ценна. Организации и компании обращают на неё внимание, придавая значение прежде всего качеству активностей молодых кадров. Длительная деятельность может демонстрировать достижения, уровень ответственности и лидерские способности кандидатов.
Кроме того, вовлеченность в студенческие сообщества позволяет нарастить социальный капитал — за счёт общения со студентами разных курсов и профилей. Эти дружеские связи в будущем также могут помочь при устройстве на работу. А согласно результатам иностранных учёных, внеучебная деятельность может быть успешной стратегией развития навыков, необходимых для успешного трудоустройства, при нехватке опыта работы в резюме.
Исследования в России и за рубежом свидетельствуют, что внеаудиторные занятия развивают целый ряд универсальных навыков. Например, умение работать в команде, критическое мышление, навыки презентации, самоэффективность (уверенность в правильности собственных действий). Студенты совершенствуют и навыки саморегуляции, планируя учебную и внеучебную нагрузку.
Рассмотрим пользу разных форматов внеаудиторных мероприятий. Учащиеся отмечают, что участие в студенческой организации позволило им стать инициативнее и организованнее, научило самопродвижению и общению. При этом публичные выступления помогают развить уверенность в себе.
Студенческие объединения предпринимательского типа содействуют развитию соответствующих качеств — инициативности, настойчивости, умения использовать возможности, тайм-менеджмента и способности к самообучению. Участие в бизнес-акселераторах учит деловому общению.
Спортивные сообщества усиливают лидерские качества и хорошо влияют на размер будущей зарплаты. А творческие занятия способствуют креативности, благотворно действуют на эмоциональное благополучие студентов. Пение, музыка, танцы, актёрское мастерство прокачивают презентационные навыки.
Участие в научных и просветительских кружках — подготовка научной работы вне учебного плана, выступления с докладами, сотрудничество с научными подразделениями вуза — развивают критическое мышление и повышают успеваемость студентов. Вовлеченность в научные проекты приносит бо́льшую удовлетворённость обучением.
Волонтерство усиливает социальную ответственность, лидерские навыки и умение общаться с людьми. Упоминание о волонтерской работе в резюме пригодится при трудоустройстве.
Таким образом, у внеучебной активности — масса бонусов. Тем не менее, потенциал вовлечения в неё студентов остаётся недоиспользованным. Почему?
Исследования показывают, что у молодёжи может быть слишком высокая учебная нагрузка, и нет времени на другие дела. Так, по данным Мониторинга экономики образования (МЭО) ВШЭ за 2020/2021 учебный год, студенты достаточно загружены учёбой в течение недели: в среднем 24 часа они тратят на занятия в университете, 19 часов — на домашние задания, 9 часов — на самообразование.
Ребята из семей с низким социально-экономическим статусом (СЭС) — уровнем образования и доходов родителей, скорее, отдадут предпочтение оплачиваемой работе, чем внеучебным мероприятиям. Кроме того, такие студенты порой менее уверены в своих академических способностях, поэтому они с большей вероятностью откажутся от внеклассных дел, опасаясь, что те помешают учебе.
Долгая дорога до вуза, проблемы с транспортом тоже снижают участие во внеучебной деятельности.А самое главное — учащиеся мало знают о плюсах внеаудиторного опыта.
Согласно ряду исследований, в российских университетах резервы внеучебной деятельности далеко не исчерпаны. Данные показывают, что лишь около трети студентов участвуют в ней. В западных вузах эта доля вдвое–втрое больше.
Сотрудники Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Ирина Щеглова, Оксана Дремова и Дженнет Бабаева на данных Мониторинга экономики образования ВШЭ 2022 года провели масштабное исследование внеучебной активности российских студентов — изучили её динамику, специфику, характеристики участников, а также связь между ней и развитием универсальных навыков.
Учащихся анкетировали весной 2022 года. В выборку МЭО вошли 520 российских вузов. В исследовании участвовали 5858 студентов-очников (4170 студентов бакалавриата, 1688 — специалитета). На первом, втором и третьем курсе учились по 24% респондентов, на четвертом — 22%, на пятом — 5%. Инженерию и технологии представляли 32% студентов, социальные науки — 26%, образование, гуманитарные науки, востоковедение и африканистику — 15%, медицину — 14% и пр.
Доля студентов, участвовавших во внеаудиторных проектах в 2021/2022 учебном году, заметно выросла по сравнению с предыдущим годом: 47% против 32%. Отчасти это компенсация упущенного: в 2020/2021 учебном году из-за пандемии коронавируса ввели дистанционное обучение, что сказалось и на внеучебных мероприятиях. Вернувшись с дистанта, ребята стали заметно активнее.
Если смотреть в разрезе форматов, то молодёжь стала шире участвовать в студенческих организациях (20% всех опрошенных в 2021/2022 учебном году на фоне 11% в 2020/2021-м), в студенческом самоуправлении (19% против 7%), в волонтёрстве – (16% к 7%). Вовлечённость в спортивные (10–11%) и развлекательные сообщества (8%) не изменилась. Экологические и общественно-политические организации за изучаемый период привлекали лишь 2–4% респондентов.
В предпринимательстве задействованы только 2%, что может объясняться недостаточными условиями для этой деятельности в университетах. Хотя задача развития инновационной инфраструктуры в российских вузах была поставлена ещё в 2010 году, соответствующая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, акселераторы, стартап-студии и пр.) сформирована слабо.
Что касается научных или прикладных проектов, то тут доля участников стабильно высока за изучаемый период — держится на уровне трети. Кстати, от всех вышеперечисленных проектов выигрывает и университет — у студентов формируется чувство принадлежности к нему.
С первого по четвёртый курс доля вовлечённых во внеучебные проекты почти не меняется. У новичков она составляет четверть, у выпускников — 22%.
В работе подтвердилась положительная связь между СЭС студентов (по самооценке) с их участием во внеаудиторных делах. Чем выше социальный статус, тем чаще проявляется подобная активность. Это согласуется с выводами других работ о том, что студенты из семей со средним и высоким достатком чаще участвуют во внеучебных мероприятиях, считая, что это позволит им успешно трудоустроиться. Кстати, именно поэтому они тщательно выбирают организации для участия.
Большинство участников мероприятий — 34% — тратят на них от 1 до 5 часов в неделю. 11% расходуют 6–10 часов. Чем больше студенты погружены в занятия, тем меньше времени уделяют внеаудиторным проектам.
Исследователи обнаружили различия в развитии навыков у студентов, участвующих во внеучебных проектах, и не вовлечённых в них. Все эти навыки могут развиваться благодаря интенсификации общения со сверстниками. Учащиеся, активные не только в получении знаний, выше оценивают развитие:
умения общаться;
навыков командной работы;
критического мышления (это поиск, оценка, интерпретация информации);
презентационных навыков;
лидерства;
умения принимать решения;
креативного мышления;
способности действовать в условиях неопределённости;
стрессоустойчивости;
самоорганизации;
тайм-менеджмента.
Из результатов нового исследования видно, что создание условий для внеучебной активности крайне важно и для учащихся, и для вузов. Это позволяет развивать универсальные компетенции молодёжи, повышает успеваемость и увеличивает шансы на удачное трудоустройство выпускников. По итогам своей работы учёные предложили идеи по вовлечению студентов во внеаудиторные проекты. Всего их пять:
Так, в прошлом году Высшая школа экономики запустила программу студенческих общественных проектов «Кириллица». Она призвана объединить ребят в сообщество, которое будет поддерживать их социально значимые инициативы. Успехи в этой сфере будут отмечены в приложении к диплому, заключают исследователи.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!