Хикикомори — состояние социальной изоляции, которое охватывает всё больше молодых людей в разных странах мира. В среднем добровольная изоляция в собственном доме может длиться в течение нескольких лет. Исследователи активно изучают этот феномен. Недавно в России была адаптирована методика, позволяющая исследовать состояние хикикомори. IQ.HSE разобрался в этом феномене и его научном объяснении помощью недавно опубликованной статьи в журнале НИУ ВШЭ «Психология».
Это понятие пришло из Японии, дословно с японского: hiku — «отступить», komoru — «уединиться». В психологии такое поведение рассматривается как форма патологического социального ухода или социальной изоляции. Его основной чертой является продолжительная (более шести месяцев) физическая изоляция в собственном доме, которая сопровождается выраженными функциональными нарушениями или переживанием дистресса.
Совсем недавно этот феномен был включен в DSM-5-TR как пример культурной концепции дистресса. Но в целом, несмотря на то, что за последние 20 лет было проведено множество исследований хикикомори, до сих пор продолжаются дискуссии о статусе данного явления — считать ли его отдельной нозологической (патологической) категорией или трансдиагностическим синдромом.
Известно, что большое депрессивное расстройство, социальное тревожное расстройство, избегающее расстройство личности и другие психические заболевания сопутствуют состоянию хикикомори. Но могут встречаться и самостоятельные случаи, что и породило концепцию первичного и вторичного хикикомори.
Некоторые типы хикикомори также могут быть особым видом совладающего поведения, копинг-стратегией избегания стрессовых факторов, связанных с социальными ситуациями. Стоит отметить, что на начальных этапах, в связи с уходом от травмирующих ситуаций, социальная изоляция может сопровождаться улучшением самочувствия. Однако в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям, таким как переживание одиночества и ухудшение качества жизни.
То есть, по мнению исследователей, с одной стороны, хикикомори может быть дополнительным синдромом при разных расстройствах, с другой — длительная социальная изоляция сама может способствовать появлению разнообразных расстройств — например, игрового.
Япония, на фоне своего уникального социокультурного опыта, первая столкнулась с хикикомори. Но случаи затяжной изоляции встречаются во многих странах с разным культурным контекстом. В их числе — Австралия, Бангладеш, Бразилия, Китай, Франция, Индия, Иран, Италия, Оман, Южная Корея, Испания, Тайвань, Таиланд, США.
Конечно. В Японии оценка распространённости хикикомори варьирует от 0,87 до 1,2% в общей популяции (при этом в студенческой среде — и до 26,66%). В Южной Корее — до 2,3%, в Гонконге — до 1,9%, в Китае — до 3,8–4,3%. Ряд исследований на клинических выборках в Испании и Корее продемонстрировал, что распространённость хикикомори среди пациентов общественных центров психического здоровья и психиатрических клиник варьирует от 12,64 до 63,07%.
В нашей стране проблема пока мало изучена, официальная статистика отсутствует. Но в популярных социальных сетях и мессенджерах существуют тематически связанные с хикикомори сообщества. Наиболее крупный паблик насчитывает более полумиллиона участников. А всё ещё немногочисленные исследования подтверждают случаи хикикомори в России. Вероятно, как прогнозируют учёные, российским психотерапевтам в ближайшем будущем придется иметь дело с большим количеством таких пациентов.
Важно отметить, что, по мнению специалистов по хикикомори, серьёзность этого феномена недооценена. То, что можно выявить с помощью опросов — лишь верхушка айсберга. В научных работах указывается, что хикикомори во многих странах по-прежнему является скрытой (молчаливой) эпидемией.
Не так давно была выдвинута гипотеза, что хикикомори можно рассматривать как «синдром, связанный с современным обществом», которое характеризуется интенсивным развитием информационных технологий. В нём сокращаются прямые способы общения, а непрямые, наоборот, увеличиваются — посредством социальных сетей, онлайн-игр и т.п. Также учёные обращают внимание на смешение ценностей разных типов культур (индивидуализма и коллективизма) на фоне глобализации и, как следствие, возникновение проблем аккультурации и психологической адаптации.
Средняя продолжительность социальной изоляции при хикикомори, согласно имеющимся данным — около 7 лет.
В основном тяжелая форма социальной изоляции характерна для подростков или для людей раннего взрослого возраста. Но нередко встречаются случаи и с более поздним началом — после 30 лет. Обзорные данные по 52 исследованиям с общим объёмом выборки около 5000 человек (84,6% были проведены в Японии, 13,5% — за пределами Японии и 1,9% — как в Японии, так и в других странах) свидетельствуют, что средний возраст лиц с хикикомори увеличился и составляет 29,55 года.
Если говорить о гендерной специфике, то доля мужчин — 76,49%. Но другие исследования с участием респондентов более старшего возраста, проводившиеся за пределами Японии, показали обратную картину — мужчин было меньше. При этом короче были и сроки изоляции, чем в Японии.
К числу индивидуальных факторов развития хикикомори относятся ненадежные типы привязанности, особенности детско-родительских отношений, застенчивый темперамент, отсутствие чувства позитивной идентичности, высокий уровень стресса, низкий уровень самосострадания, частое использование стратегии поведенческого ухода, а также недостаточное использование инструментальной поддержки.
Выделяют три степени тяжести хикикомори в зависимости от частоты покидания своей комнаты/дома (для мягких случаев хикикомори пороговым считается покидание своего дома не более трёх дней в неделю) и группу риска (пред-хикикомори — при продолжительности социальной изоляции не менее трёх, но не более шести месяцев).
В целом для диагностики хикикомори и выбора релевантных подходов к терапии рекомендуется проводить многоосевую оценку и учитывать ряд дополнительных характеристик, в том числе условия проживания (с семьей или отдельно), наличие косвенного общения (в социальных сетях и/или онлайн-играх), сопутствующие расстройства.
Из методов оценки хикикомори на данный момент существует полуструктурированное интервью, впервые разработанное на основе стандартов диагностики в 2010 году в Японии. Что касается методов самоотчётов, то есть шкалы на японском языке: «Контрольный список поведения хикикомори», предназначенный для заполнения родителем о своём ребёнке, и «Шкала риска NEET /Хикикомори», созданная на основе концепции того, что феномены NEET («Not in Education, Employment, or Training», то есть «Не имеющий образования, работы или профессиональной подготовки») и хикикомори можно рассматривать как спектр психологических тенденций культурной маргинализации.
Существует также итальянский «Опросник риска хикикомори», который был успешно валидизирован на западной (итальянской) и восточной (японской) выборках. Однако, как отмечают авторы методики, поскольку она прогнозирует риск хикикомори на основе оценки основных психопатологических проявлений (паранойя, депрессивное настроение, вялость, антропофобия, агорафобия), то не всегда может выявить риск первичного хикикомори.
Недавно был разработан «25-пунктный опросник хикикомори» (The 25-item Hikikomori Questionnaire) для оценки тяжести симптомов хикикомори. Он состоит из утверждений, включающих описание психологических особенностей и моделей поведения, которые присущи лицам в состоянии хикикомори: отсутствие социальных связей, активная социальная изоляция или уход в себя, избегание социальных контактов и чувство отчуждения от общества.
Респондентам предлагается оценить, насколько точно утверждения описывают их состояние за последние шесть месяцев. Опросник состоит из 25 пунктов и имеет трёхфакторную структуру: низкая социализация, изоляция, недостаточная эмоциональная поддержка. Возможное количество баллов, по которому оценивается уровень хикикомори — от 0 до 100. Показатель от 42 и выше, по данным валидизации на японской выборке, служит индикатором риска хикикомори. Чем больше количество баллов, тем тяжелее может быть форма хикикомори.
Исследование проводилось на базе Новосибирского государственного университета в 2021 и 2022 году. Всего было две выборки, их общая численность — 1180 человек в возрасте от 15 до 47 лет. Объявления об участии размещались в социальных сетях.
В результате были получены данные в пользу надёжности и валидности опросника. Он может применяться в научной и практической работе. Однако стоит отметить, что исследование имело свои ограничения. Например, большую часть респондентов составили женщины, в то время, как есть свидетельства в пользу того, что хикикомори может чаще поражать мужчин, поэтому необходимы дальнейшие работы в этой области.
Дополнительно к основным результатам был проведён контент-анализ данных интервью на объединённой подвыборке лиц с признаками хикикомори — всего 34 человека. Цель заключалась в том, чтобы провести углубленный анализ специфики переживания опыта хикикомори в российском социокультурном контексте.
Наиболее часто упоминаемыми причинами длительной социальной изоляции оказались стресс от общения с людьми и предпочтение избегающей стратегии совладания, травматичный опыт в школе и на улице, социальная неловкость, недостаток эмоциональной поддержки. Некоторые респонденты в качестве причин социальной изоляции отмечали непринятие ими ценностей современного общества (в частности, культа успеха) и потерю смысла жизни, сложности с идентичностью (незнание, куда двигаться дальше, отсутствие целей, желаний, эмоционального отклика).
В целом контент-анализ показал результаты, согласующиеся с данными других исследований (как восточных, так и западных). С одной стороны, социальный уход вызывает облегчение и воспринимается как возможность восстановить силы, заняться значимыми делами (творчеством, саморазвитием). С другой стороны, отмечается, что в большинстве случаев внутренних ресурсов для самоорганизации бывает недостаточно и происходит постепенное снижение качества жизни.
Наиболее серьёзные отдалённые последствия состояния хикикомори — нарастание одиночества, появление суицидальных мыслей. Всё это осложняется трудностями доверия и откладыванием обращения за квалифицированной помощью. Поэтому очень важно работать с ближайшим окружением людей с хикикомори. Близкие должны быть осведомлены о факторах, способствующих развитию хикикомори, а также о ресурсах поддержки и помощи.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!