Мнение: Считается, что чем больше позитивных событий в жизни человека, тем проще ему быть счастливым.
На деле: Большое количество позитивных событий не обязательно способствует счастью и удовлетворённости жизнью, если человек не может их полноценно проживать на эмоциональном уровне.
Группа исследователей из Москвы (НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГППУ) и Алтайского края адаптировали психологическую методику, позволяющую исследовать способность человека к наслаждению позитивными событиями своей жизни — «Опросник способности к смакованию» (Savoring Beliefs Inventory, SBI). В адаптации приняли участие 490 взрослых русскоязычных респондентов. Полученные результаты подтвердили надёжность методики. Авторы отмечают, что она может быть использована в исследовательской и психологической практике. Результаты исследования опубликованы в «Вестнике Московского университета».
Понятие смакования или сейворинга (транслитерация английского названия — savoring) ввёл в 1989 году психолог Фред Брайант. Он определил его как способность намеренно «уделять внимание, ценить и усиливать позитивный опыт в своей жизни».
Смакование положительных моментов было включено в качестве одного из факторов в разработанную Брайантом четырёхфакторную модель воспринимаемого контроля. Помимо смакования эта модель включала: способность избегать негативных результатов и событий (избегание); способность справляться с негативными событиями (совладание); способность достигать, получать положительные результаты (приобретение).
Брайант и его коллеги акцентировали внимание на том, что опыт позитивных событий и умение ими действительно наслаждаться не идентичны. «Смакование — это когнитивный процесс “уделения внимания” позитивной эмоции с целью её усиления и продления, что отличает его от переживания удовольствия как такового. Это процесс более высокого, метакогнитивного уровня, который включает в себя метаосведомлённость об удовольствии и осознанное внимание к этому опыту», — поясняют авторы исследования.
Они отмечают также, что направленное внимание к внешним и внутренним стимулам объединяет смакование с осознанностью. «Но осознанность включает в себя безоценочное внимание ко всем стимулам, как позитивным, так и негативным. А при смаковании внимание направлено именно на позитивные стимулы с целью усиления удовольствия», — комментируют психологи.
Всего учёные выделяют четыре типа процессов смакования:
«греться», принимая похвалу и поздравления;
восхищаться чем-либо;
нежиться, погружаясь в приятные ощущения;
благодарить, выражать благодарность.
Однако не все реакции на позитивный опыт приводят к усилению позитивного аффекта, отмечают авторы статьи. Так в одной из работ было показано, что люди с высоким уровнем самооценки склонны к смакованию позитивных эмоций и ситуаций, а люди с низким уровнем самооценки — к их приглушению, которое может быть как автоматической, так и намеренной реакцией на соответствующие события.
Исходя из этого было выделено четыре основные стратегии смакования и приглушения. К стратегиям смакования относятся:
поведенческое проявление — выражение позитивных эмоций невербальным поведением;
присутствие — намеренное направление внимания на текущее приятное переживание;
капитализация — обсуждение и празднование позитивных событий с другими людьми;
позитивное мысленное путешествие во времени — приятные воспоминания и предвкушение.
К стратегиям приглушения, которые способствуют ослаблению интенсивности и сокращению длительности позитивных эмоций относятся:
подавление позитивных эмоций;
отвлечение — переключение внимания на что-то, не связанное со случившимся позитивным событием;
поиск недостатков — фокус на негативных аспектах позитивной ситуации или на том, что могло бы быть ещё лучше;
негативное мысленное путешествие во времени — негативные воспоминания о причинах позитивного события или негативные ожидания его будущих последствий (например, мысли типа «Моя удачная жизненная полоса скоро закончится»).
Авторы отмечают, что стратегии смакования могут быть связаны с разными аспектами психологического благополучия, например, с более высоким уровнем позитивного аффекта или удовлетворённости жизнью. При этом, согласно исследованиям, смакование имеет отрицательную связь с нейротизмом, чувством вины и депрессией. Иными словами, чем последние выше, тем смакование ниже.
Кроме того, есть данные, что ощущение избытка может уменьшать смакование, а нехватка, наоборот, усиливать. Далёкая временная перспектива также может способствовать смакованию. «Взрослые, которые отмечали, что у них осталось ещё много времени жизни (независимо от их возраста), демонстрировали более высокий уровень смакования», — комментируют исследователи.
Опросник способности к смакованию — Savoring Beliefs Inventory — был разработан в 2003 году Фредом Брайантом. Методика включает три аспекта смакования, различающихся временной ориентацией: позитивные воспоминания (прошлое), смакование настоящего (здесь и сейчас) и предвкушение как смакование будущего позитивного опыта. Методика состоит из 24 пунктов, трёх субшкал. Инструмент измеряет как убеждённость в собственной способности к смакованию, так и склонность к смакованию позитивных эмоций и ситуаций.
В адаптации русскоязычной версии опросника приняли участие 490 респондентов в возрасте от 18 до 78 лет — 376 женщин и 123 мужчины, согласившихся помочь в исследовании на добровольной и безвозмездной основе. Большинство респондентов проживает в Москве и Московской области. Опрос в основном проходил онлайн, испытуемые получали методику через корпоративные рассылки, профессиональные и студенческие группы в социальных сетях. Четверть респондентов (26%) — учащиеся вузов, остальные — сотрудники различных коммерческих или государственных организаций.
Помимо самого опросника, с целью его валидизации, использовались дополнительные методики, с помощью которых измеряют различные позитивные качества и состояния личности и которые уже продемонстрировали связь со спрособностью к смакованию в прошлых исследованиях.
Анализ данных подтвердил надёжность и валидность русскоязычной версии «Опросника способности к смакованию». «Все шкалы методики продемонстрировали статистически значимые связи с психологическим и субъективным благополучием, позитивным аффектом, удовлетворённостью жизнью и позитивными чертами личности», — поясняют авторы.
В ходе исследования, как и в оригинальной версии, были получены данные о более высоком уровне показателей смакования у женщин по сравнению с мужчинами. «Этот факт можно объяснить тем, что женщины обычно демонстрируют более высокий уровень интенсивности аффекта, чем мужчины», — отмечают исследователи. Также была обнаружена тенденция к росту смакования настоящего с возрастом. Но она, как комментируют авторы, не подтверждается другими исследованиями и нуждается в уточнении в ходе будущих работ.
Согласно данным некоторых работ, при применении людьми различных стратегий смакования, возможно значимое уменьшение депрессивных симптомов и негативного аффекта, а также усиление ощущения счастья и психологического благополучия.
В нашем понимании причин и условий психологического благополучия личности до сих пор немало лакун, а исследований проводится недостаточно. Долгие годы в центре внимания психологов были в первую очередь негативные аспекты — патологии, травмы, реакции на негативные жизненные события и отрицательные эмоции.
Российские исследователи считают, что одна из причин этой проблемы — ограниченность надёжного инструментария измерения позитивных черт личности, способствующих счастью и благополучию. Новая адаптированная методика, по их мнению, может быть полезным инструментом как для исследователей, так и для практических психологов.
IQ
Виктория Титова Граншам, аспирант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Олег Сычев, старший научный сотрудник, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина
Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник Международной Лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Ирина Шаповаленко, заведующая кафедрой «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» МГППУ
Елена Салий, магистр факультета психологии образования МГППУ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!