Активность, самостоятельность, решительность и другие слагаемые инициативности, крайне важной для жизненного успеха, формируются с раннего детства. И здесь колоссальную роль могут сыграть «значимые другие» — прежде всего родители, бабушки и дедушки. Поддерживая интерес малыша к миру, охотно обучая и отвечая на его бесконечные «почему», они развивают его предприимчивость, показали учёные НИУ ВШЭ на выборке автобиографических воспоминаний студентов вузов.
Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.
Инициативность можно рассматривать, в том числе, как способность человека видеть новые решения и не бояться их реализовать. Среди её предпосылок — любознательность, стремление познать реальность, то есть исследовательская позиция по отношению к миру.
Сегодня очевидно, что исследовательские способности, умение работать с новизной и изменчивостью — часть универсальной грамотности современного человека, мощнейший драйвер его развития.
Желание узнать что-то новое побуждает человека к активности, инициативному поведению. Это важно для самых разных сфер, будь то предпринимательство, креативные индустрии или наука. Любой учёный — по-прежнему немного ребёнок, неустанно исследующий мир, отвечающий сам себе на вопросы: «почему», «зачем» и «как».
Альберт Эйнштейн сформулировал это так: «Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы». Они служат двигателями исследовательской деятельности в любом возрасте. Но в детстве этот заряд интереса к миру можно как поддержать, терпеливо и доброжелательно объясняя малышу, что и как, а можно — погасить. И это, в свою очередь, скажется на инициативности ребёнка.
Поощряя любознательность, взрослые стимулируют инициативность ребёнка. И наоборот, последняя снижается, если наказывать за любопытство. Такой вывод следует из статьи учёных НИУ ВШЭ Алексея Обухова и Моники Андреасян.
Исследовательницы выяснили, что дети в ответ на наказание стараются реже проявлять активность и любознательность, что впоследствии может вести к снижению инициативности. Другой сценарий — ребёнок «учится изворачиваться», продолжает свои исследования втайне от семьи. Это может сказаться на его личностном развитии.
Алексей Обухов и Моника Андреасян изучали связь между различными реакциями взрослых в ответ на детское любопытство и сформированными в итоге личностными качествами человека — в частности, инициативностью. Исследователи проанализировали 268 автобиографических воспоминаний 67 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет — студентов разных факультетов НИУ ВШЭ.
Выбор студентов НИУ ВШЭ для исследования показателен, поскольку учёба в селективном университете с мощным исследовательским направлением говорит о высокой успеваемости учащихся и их исследовательских навыках.
Важно отметить, что детские воспоминания часто связаны с общением со взрослыми. Они отражают опыт этого общения и те ценности, которые транслировались человеку в детстве. В то же время, на воспоминания бросает отблеск и вся последующая жизнь человека, таким образом вносится определенная ретроспективная оценка.
По просьбе исследователей студенты описывали такие эпизоды своего детства, в которых взрослые поддерживали или наказывали их интерес к чему-либо. Нужно было вспомнить по два случая в дошкольном и школьном периодах. Первый обычно воспринимается как более свободный и спонтанный, дошколёнку чаще позволяют делать то, что он хочет. С приходом в школу от ребёнка ждут более осознанного поведения и определённого самоконтроля.
По каждому эпизоду информанты резюмировали, чему они тогда научились. Затем был проведён контент-анализ воспоминаний (с учётом предыдущих исследований) и изучена связь между детской пытливостью и сформированными взрослыми чертами, связанными с реакциями на неё родителей и других значимых людей.
В ходе контент-анализа исследователи выделили ключевые категории, которым присваивались коды. Затем зафиксировали частоту встречаемости этих категорий в воспоминаниях информантов и провели статистическую обработку данных, после чего сделали выводы о качественном содержании исследования.
Выяснилось, что среди возможных проявлений детской любознательности: манипуляции с предметами, желание чему-то научиться, вкусовое, тактильное и визуальное изучение (стремление попробовать, потрогать, увидеть), вопросы взрослым на разные темы. Кроме того, дети могут исследовать вещи, окружающую среду (осваивать пространство, общаться с животными), знаковые системы (непонятные слова и образы), возможности своего тела и пр.
А вот среди способов поощрения детского любопытства: похвала, вознаграждение, предоставление инструментов, допуск к совместной деятельности и такая опция, как «отправить учиться». Наказание любознательности может быть вербальным (отругать) или физическим; можно наложить запрет или объяснить, что не так.
Приведем бытовой пример: в автобусе едут мама с дочкой лет трёх — смотрят в окно, разговаривают. Сидящие рядом пожилые супруги обсуждают, что пропустили свою остановку, и спрашивают дорогу у матери девочки. Та показывает им маршрут в приложении «Яндекс.Карты». Малышка тоже заглядывает в мамин смартфон и интересуется: «Почему эти бабушка и дедушка ошиблись?». Молодая женщина спокойно объясняет: «Просто немного маршрут перепутали, это бывает. Теперь бабушка с дедушкой поедут правильно». Мама старается удовлетворить любопытство девочки, терпеливо поясняет ей происходящее.
Другой случай: четырёхлетний мальчик вместе с бабушкой кормит голубей. Хлеб заканчивается, и малыш начинает бросать птицам песок. Бабушка сразу говорит, что так делать нельзя. «Почему? Я хочу проверить: они едят песок?», — заявляет ребёнок. Бабушка строго объясняет: «Ты делаешь птицам неприятно, пугаешь их. Ты же не хочешь их обидеть?». Мальчик перестает кидаться, но снова спрашивает: «А почему они его не едят?». Ответ бабушки показался ему неполным, недостаточным.
Запрещая исследовательские действия, родители могут беспокоиться за ребёнка (обожжется, уколется, упадёт), исходить из стереотипов (это «не для девочек», «недетская» тема и пр.). Их раздражает порча имущества (сломаны игрушки, испачкан ковёр и пр.). Либо им просто не до детских интересов.
Опять же бытовая зарисовка: в очереди к врачу сидит мама с двумя сыновьями. Старшему около шести, младшему — не больше двух. Мальчик постарше спрашивает: «Что мне там делать будут?». Мать, не глядя на него, отвечает: «Сейчас, подожди». Но ребёнок хочет услышать ответ по сути. В этот момент его двухлетний братишка бежит к кулеру и начинает нажимать кнопки. Мама мчится к нему: «Кирилл, нельзя! Обожжешься!». Затем сажает его на стул у кабинета и сетует: «Что ты, Кирюш, везде нос суешь! Без носа останешься». Малыш, напуганный такой перспективой, сразу прикрывает нос рукой. Его старший брат, так и не получив ответа, перестает задавать вопросы и в волнении ходит взад-вперёд.
Отсюда наглядно видно, что ситуации проявления любопытства и реакции на него взрослых имеют субъективные последствия. Например, развитие или снижение инициативности (аналогично и с самостоятельностью), поддержание интереса, получение новых знаний, отказ от подобных действий, маневры (научиться скрываться/изворачиваться).
Исследование показало, что дошколят больше интересовали предметы, новые места, непривычная обстановка (всё это они часто хотели изучить без ведома родителей). А вот младшим школьникам хотелось научиться чему-либо новому — какому-то виду спорта, готовке, пению, вышиванию и т.д.
По итогам анализа выяснилось, что стратегии поощрения любознательности — интерес к действиям ребенка, допущение к совместной деятельности, предоставление инструментов, допуск к обучению — взаимосвязаны с развитием инициативности.
Большинство студентов, вспоминающих поддержку своего детского любопытства, соотносили с этим развитие самостоятельности и инициативности.
Ещё один любопытный факт: родители охотнее отвечали поощрением на стремление научиться чему-то/заняться новой деятельностью. Зависимость между этими двумя категориями можно трактовать как выполнение желания ребёнка и предоставление ему инструментов для обучения.
В ответ на стремление чему-то научиться взрослые также с готовностью начинали заниматься с детьми, обучая их чему-то. Кстати, в воспоминаниях ситуации «сотрудничества» с родителями описаны со всеми деталями, что говорит о значимости этих эпизодов для респондентов.
Исследователи также обнаружили связь между наказанием за любознательность и снижением инициативности. Отругать ребёнка, не объяснив причин, применить силу, запретить действия без попыток донести до малыша, что не так, — все эти стратегии могут спровоцировать уменьшение инициативности. Кроме того, такие реакции способны научить детей хитрить. Малыши, не понимая, что они делают не так, не отказываются от действий, а просто учатся скрывать их от родителей.
Зато терпеливый и содержательный разговор с ребёнком снова доказал свою пользу. В случаях, когда детям разъясняли смысл запретов и приводили свои мотивы, они могли осознанно отказаться от «неправильного» проявления любознательности.
Особенно важно, что этот положительный эффект не был сопряжен со снижением инициативности. Иначе говоря, дети усваивали урок, но при этом не становились менее предприимчивыми. И это ещё одно свидетельство того, какую значимую роль играют родительские стратегии общения с ребёнком.
IQ
Обухов А.С., Андреасян М.В. Автобиографические воспоминания молодых людей о поддержке и наказании любознательности в детстве
Обухов А.С. В фокусе внимания: от спонтанной познавательной активности к целенаправленной исследовательской деятельности
Обухов А.С. Исследование как универсальная грамотность человека в современном мире
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!