Семейное образование востребовано по многим причинам — от стремления родителей персонализировать обучение детей, спасения от школьного буллинга до желания укрепить семью. Но перевести ребёнка на домашнее обучение (если это и правда нужно) не так просто — есть организационные и психологические трудности, в том числе, непонимание со стороны родственников. «А как же социализация?» — упрекают хоумскулеров. Те в ответ парируют: школа — не единственное общество для детей. Есть ещё кружки, клубы, такие же семьи, где родители заменяют школу. IQ.HSE разобрался в феномене домашнего обучения по статье исследовательниц Института образования НИУ ВШЭ.
Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.
«У нас люди очень настороженно к этому относятся <...>. Мне кажется, надо давать людям шанс выбрать <...>. Либо так, либо так, не надо навязывать, но и не надо делать из этого нечто плохое», — говорит о семейном образовании респондентка, участвовавшая в исследовании Кристины Любицкой и Катерины Поливановой из НИУ ВШЭ.
«Школьных учителей раздражают “семейники”, которые вдруг прискакивают, их нужно аттестовывать, а у учителей и так очень много работы <...>, — рассуждает другая участница проекта. — Всё сводилось к тому, что родители детей чувствовали, что к ним относятся предвзято <...>».
Самый ходовой вопрос к сторонникам семейного образования — как же быть с социализацией. «За счёт дополнительного образования она будет проходить, где дети заинтересованные, — отвечает ещё одна респондентка. — А для нас та [школьная] социализация, которая есть, вообще спорный момент <...>».
Всё, что описывают респонденты, показательно: непонимание, а порой — и осуждение «семейников» со стороны окружающих. Однако оно мало на что влияет — среди нешкольных форм образования хоумскулинг (от англ. homeschooling — буквально, «обучение дома») — явный лидер. Выбравших его семей, по данным Министерства просвещения РФ, — свыше 20 тысяч.
При этом школа — не обязательно «мамина» или «папина»: детям могут преподавать не только родители, но и репетиторы. Кто-то учится в онлайн-школах, кто-то — на онлайн-курсах. Но главное, что все решения и ответственность по поводу образования ребенка «монополизирует» семья. В зарубежной литературе существует мнение, что дети учатся дома в силу убеждений родителей. Однако принципиально не это, а то, что именно семья — ключевой актор образовательного процесса, его стратег и тактик.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ такая форма обучения названа семейной (синоним — семейное образование). В статье 44 даже есть уточнение о том, что родители «имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами».
Хоумскулинг распространён в США (в 2016 году там насчитывалось 1,69 млн детей на домашнем обучении), Канаде, Австралии, Австрии, Чехии, Франции, Финляндии, Дании. В то же время, в ряде стран — Армении, Белоруссии, Бразилии, Хорватии, Кубе — он под запретом.
Российское законодательство в отношении семейного образования вполне либерально: родители могут выбирать разные формы обучения, без давления со стороны образовательных организаций (примерно такой же минимальный контроль — в Италии и Великобритании). В школы дети приходят, только чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (контрольные работы и экзамены). Правда, тут и кроется одна из проблем.
Родители-хоумскулеры заменяют детям школу, берут на себя её нагрузку. Но от самого образовательного учреждения (а дети к нему формально приписаны) получают очень мало: иногда — консультации педагогов и учебники. Для школы «семейники» порой оказываются «невидимыми», непонятными, незаметными.
Впрочем, механизм перехода к семейной форме обучения действительно не очевиден для многих. В том числе — для самих хоумскулеров. «Мысль перейти на семейное образование вынашивалась долго <...>, потому что совершенно непонятно, как это всё устроено, — рассказывает участница исследования. <...> — Очень мало информации об этом. <...> У меня соседка-завуч, которая мне рассказывала, что на самом деле это всё мои фантазии <...>».
Но, что бы ни говорили в школьной администрации, явление существует и требует изучения. Такой проект и реализовали Кристина Любицкая и Катерина Поливанова, чтобы определить причины выбора семейного образования, барьеры к подобному переходу и пути их преодоления.
В 2015–2019 годах исследовательницы провели опрос и интервьюировали хоумскулеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда, Республики Татарстан и ряда других регионов. Выборка опроса — 151 человек, среди интервью были отобраны 33 транскрипта. Респондентов рекрутировали, в том числе, с помощью тематических онлайн-сообществ. Возраст родителей — от 25 до 49 лет. Большинство из них имеют высшее образование и трудоустроены. Проект позволил выявить специфику российского семейного образования.
В ходе исследования выяснилось, что выбор семейного образования во многом связан с невысоким, по мнению респондентов, качеством школьного обучения. Так, родители были недовольны преподаванием (оно не на «должном уровне») и «лишними» предметами в учебном плане. Лучшим решением для них стала возможность самостоятельно проектировать образование детей. Семья в этом «следует интересам ребенка», пояснила одна из респонденток. Участники проекта также выделяли возможность применения наиболее подходящих их детям методов обучения.
Другой значимый фактор выбора хоумскулинга — стремление укрепить отношения в семье (между братьями и сестрами, родителями и детьми, больше вовлечь отцов в заботу о детях), лучше узнать своих чад. Важно было и повысить мотивацию к учёбе. По словам одной из респонденток, её сын любит учиться, но не хочет ходить в школу. Вероятно, перевод на семейное обучение помог решить проблему.
Среди других факторов выбора — проблемы в общении с учителями и одноклассниками (в частности, буллинг; как рассказала участница исследования, её сына били в школе), а также нарушения здоровья. В одной из семей ребёнку пришлось оставить школу прямо в середине учебного года. Он часто болел простудами, были проблемы с пищеварительной системой и почками. Приходилось регулярно посещать гастроэнтеролога и нефролога. В такой ситуации ребёнку было сложно находиться в школе полный день.
При опросе ответы респондентов на вопрос о причинах перехода к семейному образованию распределились так: 52% старались преодолеть (воспринимаемые) недостатки школьной системы, 17% хотели укрепить семью, 14% — поднять мотивацию к учёбе, 7% — преодолеть трудности, связанные с общением с одноклассниками и учителями, 5% — решить проблемы со здоровьем.
Другие исследования показывают, что выбор хоумскулинга также может мотивироваться постоянной сменой места жительства, вовлеченностью детей в профессиональный спорт или творчество, желанием ограничить негативное влияние сверстников и стремлением избежать давления со стороны одноклассников и сравнений между учениками.
Исследование выявило ряд формальных и психологических проблем как при переходе к хоумскулингу, так и при его реализации. Формальные трудности (о них заявили 40% опрошенных семей) включали организационные аспекты, нехватку у родителей компетенций, недостаток времени, финансов и обучающих материалов, сопротивление школ при переводе детей на семейный формат и при необходимости организовать аттестацию.
Психологические барьеры также возникали и при переходе к хоумскулингу (о них заявили 16% семей), и на стадии собственно обучения. Упоминались непонимание и осуждение со стороны других членов семьи и некоторая неуверенность самих родителей.
Психологические трудности в ходе процесса семейного обучения отметили 27% респондентов. У некоторых из них наблюдался конфликт ролей родителя и учителя. Детям тоже бывало непросто определить, кто перед ними: строгий педагог, дающий знания и ожидающий их усвоения, или любящий родитель, который воздерживается от оценивания своего ребёнка, утешает и защищает.
В опросе респондентов просили определить их роль в процессе учёбы. Расклад получился такой: 38% считают себя учителями, 29% — менеджерами процесса, 14% — родителями, 13% — помощниками. Некоторые опрошенные говорили о совмещении ролей — родителя и помощника, организатора и учителя.
Ещё одна психологическая проблема — стресс в связи с организацией и контролем учёбы. Сложно было мотивировать детей учиться, создать дома насыщенную образовательную среду, готовить детей к аттестации. У тех родителей, которые не говорили о барьерах при смене формы обучения, вероятно, тоже не всё шло гладко. Но они, по-видимому, обращались за помощью к посредникам (заочным школам и пр.), что упрощало процесс.
Многие респонденты находили рецепты решения своих проблем в социальных сетях. Кто-то общался с экспертами, смотрел вебинары и видеолекции по теме. По данным опроса, 65% хоумскулеров так или иначе сотрудничали с единомышленниками (вступали в группы, общались и пр.).
Половина родителей сама «рулила» образованием детей. Из тех, кто полагался на профессионалов, 21% респондентов обратились в образовательные центры, 20% наняли репетиторов и пр.
Среди используемых материалов и методов фигурировали научно-популярная литература, школьные учебники, самоучители, онлайн-обучение и дистанционные курсы. Иными словами, родительский арсенал гораздо шире, чем школьный.
Положения закона об образовании, касающиеся семейного формата, дают родителям немалую свободу действий. Тем не менее, число детей на домашнем обучении не столь велико. Это объясняется не только тем, что родители предпочитают школьное образование, но и нехваткой времени, денег, образовательной инфраструктуры для организации хоумскулинга.
Если в США обучение на дому во многом связано с недовольством школьной средой (с точки зрения безопасности, давления сверстников и пр.), то в России родители зачастую просто хотят для детей более качественного образования. Ещё одна важная особенность российского хоумскулинга — взаимная поддержка участников сообщества. С её помощью решается масса проблем. Как правило, ассоциации организуют большие семьи с определённым опытом домашнего обучения, готовые делиться им с другими.
Нерешенных проблем пока достаточно. Особый вопрос — финансирование. Хотя федеральный закон предписывает поддержку «семейникам», вопрос о выдаче компенсаций решают регионы. Исследование показало, что такие средства перечисляются лишь в ряде регионов и муниципальных образований. «Домашние» школьники лишены ряда льгот (например, на проезд), часто не получают доступа к государственным услугам школьного образования, за исключением аттестации.
Эти вопросы нужно решать. Если семейное образование востребовано, значит, оно должно привлечь к себе внимание. Стоит больше помогать родителям, фактически заменяющим школы. Пригодятся самые разные опции: от создания консультативных центров и методической поддержки до подготовки обучающих материалов.
IQ
Любицкая К.А., Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Петякина Е.В. Семейное образование в России. Барьеры и механизмы их преодоления
Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!