Проблема: В мире неопределённости, сложности и двусмысленности проблема успеха требует качественного пересмотра, особенно в части его психологической составляющей.
Решение: Жизненная успешность — это особый психологический ресурс, который способен помочь человеку быть менее уязвимым к негативным психологическим последствиям неопределённости.
Исследовательница из Краснодарского университета МВД России Наталья Деева разработала и валидизировала новую методику «Жизненная успешность». В исследовании приняло участие 705 респондентов, проживающих в России, в возрасте от 16 до 54 лет (студенты, преподаватели и служащие МВД России). Исследование показало, что респонденты с высокими показателями жизненной успешности положительно мотивированы, активны, удовлетворены жизнью, экзистенциально наполнены и проявляют такие ресурсные возможности, как жизнестойкость и готовность к изменениям. Результаты исследования опубликованы в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Психология».
На сегодняшний день успеху придается статус ценности и консолидирующего начала в развитии современного общества. В научной среде идут поиски моделей для развития концепции успешности современного человека.
Как поясняет Наталья Деева, в рамках различных направлений психологических исследований проблематика жизненной успешности раскрывается в следующей связке:
Жизненная успешность как механизм — предполагает соотнесение ценностно-смыслового содержания внутреннего мира с внешними обстоятельствами за счёт определенных правил, принципов и стратегий.
Жизненная успешность как свойство — включает в себя три основные совокупности качеств личности: характеризующие направленность личности; обусловливающие способность продуктивно рефлексировать и осуществлять саморегуляцию; лежащие в основе мягких навыков (soft skills).
Жизненная успешность как состояние — связана с эмоциональными переживаниями, сопровождающими процесс и результат достижения целей, такими как удовлетворённость, увлечённость, интерес, радость, восторг, счастье и благополучие.
Исследовательница отмечает, что понимание сущности и функционирования жизненной успешности открывает возможности для наиболее глубокого осмысления личностных ресурсов. В итоге ресурсный подход позволяет обратиться к конструктивному началу личности и поиску её сильных сторон.
Позитивная психология затрагивает проблемы, связанные с жизненной успешностью, в связи с вопросами духовной сферы личности, её ресурсного потенциала, где долговременный подлинный успех задаёт траекторию жизни и её целевые ориентиры.
Понимание успешности с когнитивно-поведенческих позиций предполагает взаимосвязь осознания личностью своего образа мыслей, эмоций, мотивов, поведенческих реакций с их реализацией, приводящей или не приводящей к успеху, где одними из важнейших характеристик являются гибкость, устойчивость к неопределённости и фрустрации, конгруэнтность, целеполагание.
В рамках субъектно-деятельностной парадигмы проблематика успеха и успешности личности связана с осмысленностью пространства жизни и человека. Успешность выступает в качестве структурно-функционального компонента процесса саморегуляции и показателя её эффективности.
Наталья Деева отмечает, что интерес исследователей к концептуализации феномена жизненной успешности в психологии наблюдается с начала XXI века. Выявляется и исследуется сущность феномена, очерчивается конструкт, эмпирически исследуются характеристики успешной личности и особенности представлений об успехе, наиболее значимые детерминанты успешности.
Отдельная линия исследований связана с изучением характеристик личности, детерминирующих успешность. Например, в качестве одного из предсказателей успешности и субъективного благополучия исследователи выделяют черту грит («grit») как совокупность упорства и приверженности долгосрочным целям.
В отечественных исследованиях «grit» понимается как настойчивость и отмечается её взаимосвязь с успешностью. Наряду с настойчивостью выделяется и такой смежный фактор, как самоконтроль. Также обозначается наличие взаимосвязи успешности с оптимизмом, активной жизненной позицией человека, со стремлением к самореализации, с целями личности, с чувствительностью к обратной связи и др.
Исследования, отражающие взаимосвязь успешности с такими феноменами, как субъективное и психологическое благополучие, удовлетворённость, смысловая наполненность, ощущение гармонии с миром, указывают на её содержание как эмоционального состояния, выражающегося в субъективном переживании достижения успеха.
Таким образом, по мнению Натальи Деевой, жизненная успешность является метаресурсом в системе саморегуляции. Метаресурсы занимают высшую ступень в системе личностных ресурсов, выполняют функцию настройки всей этой системы в плане ценностно-смыслового контекста взаимодействия человека с миром. В рамках метаресурсной концепции жизненная успешность — это комплексное образование, проявляющееся как рефлексивное сопоставление целей и результатов собственной активности с учётом их ценностно-смысловой нагруженности и социокультурной значимости.
В исследовании приняло участие 705 респондентов, проживающих в России, в возрасте от 16 до 54 лет. Из них 44% мужчин и 56% женщин. Выборка делилась на две части — 46% респондентов состояли на службе в МВД России (курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, обучающиеся в адъюнктуре, сотрудники ОВД, имеющие офицерские звания). Другие 53% — участники образовательного процесса (студенты университетов и колледжей, преподаватели высшей школы). Исследование проводилось с 2017 по 2021 годы.
Участники заполняли опросник методики «Жизненная успешность», созданной на основании теоретического конструкта жизненной успешности личности и основанной на структурно-функциональном подходе, предполагающем систему взаимосвязанных компонентов. Среди них:
система рефлексивных механизмов (направленных на работу со значимыми целями, ценностями и смыслами);
комплексная структура личностных качеств (лежат в основе формирования и реализации процессов постановки и достижения целей, направленности и жизненных диспозиций личности);
комплекс эмоциональных переживаний, сопровождающих процессы осмысления и оценивания собственных достижений.
Для определения валидности предложенной методики исследовалась корреляция между её показателями и показателями других шкал и опросников, чья валидность и надёжность уже доказаны: «Шкала надежды» Чарльза Снайдера, «Шкала экзистенции» Альфрида Лэнгле и Кристин Орглер, «Индекс жизненной удовлетворенности» Берниса Ньюгартена.
Операционализация методики — уточнение феноменологического проявления составляющих жизненной успешности личности — происходила при помощи качественного метода тематического анализа научных и практических текстов, а также качественных эмпирических данных. Их источником выступило исследовательское эссе «Жизненная успешность современной личности», а также развёрнутые ответы на неоконченные предложения «Жизненная успешность — это…»; «Успешный человек — это…».
Методика «Жизненная успешность» подтвердила свою конструктную и конвергентную валидность. В ходе анализа данных подтвердилось, что жизненно успешные люди энергичны, страстны и уверены, удовлетворены своей жизнью и активно вовлечены в неё, экзистенциально наполнены, правильно соотносят свободу и ответственность, принимают риск и готовы переменам.
Метаресурс жизненной успешности позволяет человеку рефлексивно соотносить личные цели, ценности и смыслы с процессами и результатами своей активности, с учётом внутренних приоритетов и складывающихся условий, поясняет Наталья Деева.
Методика «Жизненная успешность» может быть использована в научной и практической работе для исследования индивидуальных особенностей и типичных характеристик функционирования жизненной успешности личности. Автор отмечает, что нужна дальнейшая апробация методики, включающая увеличение разновозрастных выборок, расширение выборок из представителей различных профессиональных сфер, носителей различных этнокультурных особенностей.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!