Преподавание — это искусство. Во всяком случае, в парадигме «performative teaching» — перформативного обучения, когда артистизм педагога признаётся неотъемлемой частью его профессионального мастерства. «Преподавание-выступление» помогает увлечь учащихся материалом, раскрывает творческий потенциал учителя и класса. Как педагогу развить артистизм и привнести в преподавание элементы театрализации, разбираемся с помощью статьи доцента Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексея Двойнина и доцента Омского государственного педагогического университета Михаила Двойнина.
Это умение преподносить учебный материал в интересном и увлекательном художественном образе, создаваемом учителем прямо на уроке. Задача такого образа — вызвать у учеников эмоциональный отклик и желание учиться.
Урок можно рассматривать как своеобразный спектакль (показателен сам термин «performative teaching» от англ. «performance» — «представление, спектакль»), а преподавание — как выступление. В идеале педагог должен быть не просто компетентным «предметником», но ещё и немного артистом, художником в широком смысле слова.
Артистизм — значимая компонента учительского профессионализма, которая помогает сделать преподавание более эффективным. Ясно, что отношение учащихся к предмету во многом определяется их отношением к личности учителя. Поэтому педагог, как и актер, должен уметь заинтересовать, приковать к себе внимание и, как режиссер, правильно выстроить занятие — тем самым увлечь материалом аудиторию. Важна не театрализация уроков как таковая, а её ресурс для повышения качества обучения.
Во-первых, амплуа положительного героя. В отличие от актера, который может убедительно сыграть харизматичного злодея, учитель должен быть ориентиром, подавать пример для подражания.
Во-вторых, артистизм предполагает:
внешнюю выразительность, обаяние и пластичность;
своеобразие вербальных (речевых) и других средств общения;
развитую фантазию, образное мышление и хорошую память;
чувство юмора;
способность к импровизации.
Ну и стоит помнить знаменитую строчку Бориса Пастернака: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех».
Импровизировать, «обыгрывать» свои действия, которые, тем не менее, должны быть подготовлены и отрефлексированы Преподавателю следует говорить грамотно, образно и понятно. Важно, чтобы речь хорошо воспринималась, была приятной по темпу, громкости и плавности. Гипертрофированная театрализация, «переигрывание» не нужны. Мимика и жестикуляция — умеренные и разнообразные.
Можно вспомнить наставления шекспировского Гамлета актерам: «Говорите, пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки. Если же вы собираетесь её горланить <...>, лучше было бы отдать её городскому глашатаю. Кроме того, не пилите воздух этак вот руками, но всем пользуйтесь в меру».
Осанка должна быть прямой, а походка — пластичной. Как и актеру на сцене, педагогу необходимо уверенно владеть материалом. Нужно уметь доносить учащимся подтекст, чувствовать аудиторию, хорошо играть «в ансамбле», делать паузы, преодолевать неловкие ситуации, импровизировать.
Для развития артистизма учителю, как и актеру, стоит быть в хорошей творческой и физической форме, что требует работы над собой. В общем, нужно задействовать самые разные свои возможности, чтобы сделать занятия яркими и увлекательными. Так, чтобы школьники, вопреки известному «вердикту» Константина Станиславского, сказали бы: «Верю!».
Можно сказать и так. Исследователи не случайно видят в педагогической деятельности искусство. В таком понимании преподавание — это «сценическое событие», которое не может быть оторвано от эстетических переживаний. А педагоги и ученики — это актеры, режиссёры, авторы и зрители в реальности, которая постоянно пересматривается, обсуждается и интерпретируется.
Российские учёные выделяют ряд признаков, сближающих педагогику и актёрско-режиссёрскую деятельность. Помимо обстановки публичности, зрелищности и возможностей импровизации, это:
живое общение индивидуальностей;
личность творца как инструмент воздействия;
пробуждение определённых эмоций у аудитории;
общность переживаний у актера и зрителя, учителя и ученика;
динамичность результатов совместного творчества;
присутствие в работе элементов, не поддающихся автоматизации.
Увы, артистизм часто недооценивается как часть педагогического мастерства. По мнению исследователей, образовательные программы по педагогике нацелены на формирование одного из трёх типов «идеального учителя»: интеллектуала, мастера-ремесленника и артиста. Причём тип учителя-артиста воспринимается как периферийный. Это не совсем правильно. Компетентность, интеллект и опыт педагога, безусловно, важны, но артистизмом пренебрегать всё же не стоит. Это может снижать качество обучения.
Наблюдения над учителями показывают ряд поведенческих недостатков. К счастью, их можно исправить при помощи артистической психотехники. Среди подобных просчетов, например:
закрытость и однообразие позы в течение занятия (сидя за столом, стоя);
невыраженность активного слушания во время общения с учениками, отсутствие зрительного контакта, поворот спиной к аудитории во время общения;
монотонность жестикуляции и передвижений;
гиперактивность;
нерациональные перемещения (хождение по ограниченным зонам аудитории и др.), неестественная или тяжёлая походка;
непривлекательный внешний вид (неаккуратная одежда, причёска, осанка);
раздражающая речь («скороговорка» или очень низкий темп, плохая дикция, чрезмерная громкость, многословность, речевые ошибки, слова-паразиты);
общая речевая бедность (скудная образность, речевые штампы);
хмурый взгляд, неулыбчивость;
демонстрация ложного авторитета и компетентности;
неравномерное внимание к ученикам, проявление симпатий и антипатий.
Этому способствуют следующие психотехнические игры и задания:
пение и танцы;
саморегуляция эмоциональных состояний (самоубеждение, самовнушение);
снятие мышечных зажимов (напряжения) с помощью занятий физкультурой;
выполнение этюдов: проигрывание разных жизненных ситуаций;
тренировка взгляда — выражение различных эмоций;
работа с мимикой — изображение различных психических состояний (удивление, страх, доверие и др.).
Важны и упражнения на технику речи (исправление речевых ошибок, скороговорки, повторение фраз с различной эмоциональной окраской). Вспомним шутливый совет Бернарда Шоу: «Актриса должна упражняться в алфавите так, чтобы перед публикой суметь одним согласным звуком вогнать гвозди в стену по самую шляпку».
Действительно, театрализация имеет свои границы. Она разумна и приемлема, пока естественна и соответствует учебной ситуации. Как говорили классики режиссуры, нужно «действовать сообразно сверхзадаче и предлагаемым обстоятельствам». Театрализация уместна, пока не деформируются задачи и содержание занятия. Актерская игра не должна становиться самоцелью и средством самоутверждения учителя.
Безусловно. Психологи выявили значимость так называемого викарного научения (термин, введенный американским психологом Альбертом Бандурой), то есть обучения через наблюдение за действиями других. Поэтому одна из опций развития педагогического артистизма — это изучение игры театральных актеров. Наблюдения за их движениями и перемещениями по сцене, речевой культурой, вживанием в образ позволят учителю определить собственные артистические дефициты. И, возможно, перенять некоторые приёмы актёрской техники — с тем, чтобы повысить уровень своего профессионализма.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!