Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Картотека: педагогический артистизм

Картотека: педагогический артистизм

Преподавание — это искусство. Во всяком случае, в парадигме «performative teaching» — перформативного обучения, когда артистизм педагога признаётся неотъемлемой частью его профессионального мастерства. «Преподавание-выступление» помогает увлечь учащихся материалом, раскрывает творческий потенциал учителя и класса. Как педагогу развить артистизм и привнести в преподавание элементы театрализации, разбираемся с помощью статьи доцента Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексея Двойнина и доцента Омского государственного педагогического университета Михаила Двойнина.

Что такое педагогический артистизм?

Это умение преподносить учебный материал в интересном и увлекательном художественном образе, создаваемом учителем прямо на уроке. Задача такого образа — вызвать у учеников эмоциональный отклик и желание учиться. 

Урок можно рассматривать как своеобразный спектакль (показателен сам термин «performative teaching» от англ. «performance» — «представление, спектакль»), а преподавание — как выступление. В идеале педагог должен быть не просто компетентным «предметником», но ещё и немного артистом, художником в широком смысле слова.

Артистизм — значимая компонента учительского профессионализма, которая помогает сделать преподавание более эффективным. Ясно, что отношение учащихся к предмету во многом определяется их отношением к личности учителя. Поэтому педагог, как и актер, должен уметь заинтересовать, приковать к себе внимание и, как режиссер, правильно выстроить занятие — тем самым увлечь материалом аудиторию. Важна не театрализация уроков как таковая, а её ресурс для повышения качества обучения.

И что включает в себя педагогический артистизм?

Во-первых, амплуа положительного героя. В отличие от актера, который может убедительно сыграть харизматичного злодея, учитель должен быть ориентиром, подавать пример для подражания.

Во-вторых, артистизм предполагает:

 внешнюю выразительность, обаяние и пластичность;

 своеобразие вербальных (речевых) и других средств общения;

 развитую фантазию, образное мышление и хорошую память;

 чувство юмора;

 способность к импровизации.

Ну и стоит помнить знаменитую строчку Бориса Пастернака: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех».

Портрет артистичного педагога мы дали. А как он должен вести себя на уроке?

Импровизировать, «обыгрывать» свои действия, которые, тем не менее, должны быть подготовлены и отрефлексированы Преподавателю следует говорить грамотно, образно и понятно. Важно, чтобы речь хорошо воспринималась, была приятной по темпу, громкости и плавности. Гипертрофированная театрализация, «переигрывание» не нужны. Мимика и жестикуляция — умеренные и разнообразные. 

Можно вспомнить наставления шекспировского Гамлета актерам: «Говорите, пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки. Если же вы собираетесь её горланить <...>, лучше было бы отдать её городскому глашатаю. Кроме того, не пилите воздух этак вот руками, но всем пользуйтесь в меру».

Осанка должна быть прямой, а походка — пластичной. Как и актеру на сцене, педагогу необходимо уверенно владеть материалом. Нужно уметь доносить учащимся подтекст, чувствовать аудиторию, хорошо играть «в ансамбле», делать паузы, преодолевать неловкие ситуации, импровизировать.

Для развития артистизма учителю, как и актеру, стоит быть в хорошей творческой и физической форме, что требует работы над собой. В общем, нужно задействовать самые разные свои возможности, чтобы сделать занятия яркими и увлекательными. Так, чтобы школьники, вопреки известному «вердикту» Константина Станиславского, сказали бы: «Верю!».

Получается, что педагогика — это актерское ремесло и режиссура, вместе взятые?

Можно сказать и так. Исследователи не случайно видят в педагогической деятельности искусство. В таком понимании преподавание — это «сценическое событие», которое не может быть оторвано от эстетических переживаний. А педагоги и ученики — это актеры, режиссёры, авторы и зрители в реальности, которая постоянно пересматривается, обсуждается и интерпретируется.

Российские учёные выделяют ряд признаков, сближающих педагогику и актёрско-режиссёрскую деятельность. Помимо обстановки публичности, зрелищности и возможностей импровизации, это:

 живое общение индивидуальностей;

 личность творца как инструмент воздействия;

 пробуждение определённых эмоций у аудитории;

 общность переживаний у актера и зрителя, учителя и ученика;

 динамичность результатов совместного творчества;

 присутствие в работе элементов, не поддающихся автоматизации.

Сразу захотелось сесть за парту. Но неужели развитие артистизма при подготовке будущих педагогов — на первом плане?

Увы, артистизм часто недооценивается как часть педагогического мастерства. По мнению исследователей, образовательные программы по педагогике нацелены на формирование одного из трёх типов «идеального учителя»: интеллектуала, мастера-ремесленника и артиста. Причём тип учителя-артиста воспринимается как периферийный. Это не совсем правильно. Компетентность, интеллект и опыт педагога, безусловно, важны, но артистизмом пренебрегать всё же не стоит. Это может снижать качество обучения.

Точно — занятия часто представляют собой унылое зрелище. «Актеры» неважно исполняют «роли». А почему так происходит?

Наблюдения над учителями показывают ряд поведенческих недостатков. К счастью, их можно исправить при помощи артистической психотехники. Среди подобных просчетов, например:

 закрытость и однообразие позы в течение занятия (сидя за столом, стоя);

 невыраженность активного слушания во время общения с учениками, отсутствие зрительного контакта, поворот спиной к аудитории во время общения;

 монотонность жестикуляции и передвижений;

 гиперактивность;

 нерациональные перемещения (хождение по ограниченным зонам аудитории и др.), неестественная или тяжёлая походка;

 непривлекательный внешний вид (неаккуратная одежда, причёска, осанка);

 раздражающая речь («скороговорка» или очень низкий темп, плохая дикция, чрезмерная громкость, многословность, речевые ошибки, слова-паразиты);

 общая речевая бедность (скудная образность, речевые штампы);

 хмурый взгляд, неулыбчивость;

 демонстрация ложного авторитета и компетентности;

 неравномерное внимание к ученикам, проявление симпатий и антипатий.

Какие упражнения помогают развить артистизм?

Этому способствуют следующие психотехнические игры и задания:

 пение и танцы;

 саморегуляция эмоциональных состояний (самоубеждение, самовнушение);

 снятие мышечных зажимов (напряжения) с помощью занятий физкультурой;

 выполнение этюдов: проигрывание разных жизненных ситуаций;

 тренировка взгляда — выражение различных эмоций;

 работа с мимикой — изображение различных психических состояний (удивление, страх, доверие и др.).

Важны и упражнения на технику речи (исправление речевых ошибок, скороговорки, повторение фраз с различной эмоциональной окраской). Вспомним шутливый совет Бернарда Шоу: «Актриса должна упражняться в алфавите так, чтобы перед публикой суметь одним согласным звуком вогнать гвозди в стену по самую шляпку».

Однако же у театрализации занятий есть свои пределы?

Действительно, театрализация имеет свои границы. Она разумна и приемлема, пока естественна и соответствует учебной ситуации. Как говорили классики режиссуры, нужно «действовать сообразно сверхзадаче и предлагаемым обстоятельствам». Театрализация уместна, пока не деформируются задачи и содержание занятия. Актерская игра не должна становиться самоцелью и средством самоутверждения учителя.

Посоветуем педагогам чаще ходить в театр?

Безусловно. Психологи выявили значимость так называемого викарного научения (термин, введенный американским психологом Альбертом Бандурой), то есть обучения через наблюдение за действиями других. Поэтому одна из опций развития педагогического артистизма — это изучение игры театральных актеров. Наблюдения за их движениями и перемещениями по сцене, речевой культурой, вживанием в образ позволят учителю определить собственные артистические дефициты. И, возможно, перенять некоторые приёмы актёрской техники — с тем, чтобы повысить уровень своего профессионализма.

IQ

Авторы исследования:
Алексей Двойнин, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Михаил Двойнин, доцент Омского государственного педагогического университета
Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,19 сентября, 2022 г.