Институт исследования культуры НИУ ВШЭ представил доклад о практиках музыкального потребления россиян. Выводы о том, что слушаем, как выбираем, где ищем, чем помогаем артистам, сделаны после экспертных интервью и онлайн-опроса 2011 интернет-пользователей. Обобщать в масштабах страны исследователи не спешат — выборка нерепрезентативная. Однако тренды относительно всего населения отражает, а сама работа, по словам её авторов Ивана Напреенко и Артёма Рондарева, стала «нулевой точкой» в изучении темы. Некоторые результаты IQ.HSE разложил по карточкам.
Потребление музыки растёт?
В целом да. Чарты стримингов (платформ, позволяющих слушать музыку онлайн, не загружая на устройства) быстро обновляются, до 80% композиций в них — новые. Интенсивность потребления всё выше. По общему мнению участвовавших в исследовании представителей индустрии и слушателей, «музыки стало слишком много». Настолько, что 66% опрошенных периодически от неё устают, даже те, кому она, что называется, «строить и жить помогает».
Как мы слушаем музыку?
Сейчас эпоха стриминговых сервисов. В доходах звукозаписывающих компаний сегмент устойчиво прибавляет уже 16 лет, тогда как доля других носителей и форм распространения сокращается. Не скачивая, музыку из интернета слушают 85% участников опроса. Тех, кто предпочитает физические носители (диски и проч.) в среднем 24%, в основном это музыкальные фанаты и люди старшего поколения.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Слушать и не скачивать — то же самое, что «арендовать»?
Фокус действительно смещается в сторону «арендной» (подписной) модели. В 2020 году доходы от стриминга увеличились на 18,5%, а от скачивания упали почти на 15,7%. Люди привыкают платить за онлайн-потребление. По экспертным оценкам, в первой половине 2021 года в России было 13–15 млн платных пользователей стримингов. К концу года ожидался рост на треть. Среди опрошенных исследователями музыкальная подписка в среднем есть у 71% (около 1,4 сервиса на человека).
*В настоящее время ситуация со стримингами довольно непредсказуема. Spotify ушёл с рынка, а все зарубежные сервисы оплатить русским картами просто невозможно.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Что с устройствами для воспроизведения — винил ещё жив или ещё как жив?
Виниловые проигрыватели в ходу у каждого десятого (12%), среди фанатов музыки — у каждого пятого (21%), но это про разборчивое отношение. Массово самые популярные — смартфоны, компьютеры/ноутбуки и автомагнитолы (прослушивание в дороге остается основным видом музыкального восприятия). На последнем месте плееры CD, потерявшие позиции вслед за СD-дисками. С возрастом значимость смартфонов уменьшается и увеличивается значимость телевизоров.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Какие музыкальные жанры самые популярные?
Рок, электроника и классика. Отторжение чаще всего вызывают шансон, авторская песня, хип-хоп, R'n'B, металл. Для почти половины россиян (44%) жанр при выборе музыки — главное. Для каждого четвёртого, в первую очередь молодёжи до 26 лет, он, наоборот, значения не имеет. Они внимательны к другим характеристикам: личным ощущениям, аранжировке, вокалу, таланту исполнителя, текстам песен, качеству материала.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Что помогает в выборе музыки и где ищут новую?
Главные каналы — сарафанное радио, рекомендации стримингов (автоматически создаваемые плейлисты), паблики в соцсетях, для слушателей старшего возраста — радио и ТВ. Паблики «воспринимаются как отчасти уходящая натура». Основным новым способом распространения авторских взглядов становятся телеграм-каналы, но они «отличаются односторонностью, сохранением позиции “один говорит — многие слушают”».
А роль СМИ?
Существенная, но вместе с тем уменьшается. СМИ как носители мнения профессионалов востребованы у наиболее увлечённых музыкой. Простые слушатели усилий для поиска плейлистов от критиков и журналистов обычно не прикладывают. На фоне самостоятельного создания плейлистов и доверия стриминговым рекомендациям музыкальная журналистика и крупномасштабные чарты теряют популярность.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Как можно оценить качество произведений?
С точки зрения представителей индустрии, не лучшим образом на него влияют доступность нынешней популярной музыки и возможность всем желающим выкладывать в интернет своё творчество. Музыка упрощается, становится примитивнее, считают эксперты, приводя в пример TikTok.
Опрос пользователей дал картину без нарастания упадка: треть (34%) уверены, что за последние два-три года качество принципиально не изменилось, и ещё 17% — что музыка стала интереснее. Но 17% — это всё-таки меньшинство. Каждый пятый (20%) говорит об обратном, преимущественно недовольны те, для кого в песнях важны слова и аранжировка.
Слушаем больше, но внимательно ли?
Чаще фрагментарно и случайно. Не альбомами, а отдельными композициями разных исполнителей, при этом не доходя до конца, прерываясь и переключаясь на другой трек. «Люди не дают шансов артистам: если человеку в первые 30 секунд не нравится что-то, то всё — до свидания». Однако это опять мнение экспертов. Участники опроса почти одинаково восприимчивы и к альбомам (слушают 58%), и к трекам (56%).
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Что выбираем — зарубежное или российское?
По данным представителей стримингов, за последние 3–5 лет слушать русскую музыку стали больше. Однако, по итогам опроса, её предпочли лишь 6%, зарубежную — 59%. «Возможно, это говорит об особенностях выборки, в которой высока доля разборчивых слушателей, для которых важнее уникальность продукта, чем страна его происхождения», — комментируют исследователи. «Путь к российской музыке зачастую непрост, — отмечают они, — люди нередко растут с ощущением, что отечественная музыка — это набор ширпотребных хитов, и наличие интересной “русской сцены” часто становится приятным открытием».
Современные технологии доставки и доступность музыки сказываются на посещаемости концертов?
Доступность и технологии — это когда можно «дотянуться до любого с помощью смартфона». Посещению мероприятий такое, вероятно, не способствует, хотя исследование подтвердило влияние другого фактора — пандемии. До неё основная масса слушателей бывала на концертах раз в год, сейчас — тоже, но доля уменьшилась вдвое. Не бывали вообще 13%, сейчас — вчетверо больше. В доковидное время показатель зависел от возраста, дохода и места проживания: в два раза реже ходили на выступления пожилые (и молодые до 25 лет), небогатые, жители сёл и малых городов. Теперь ситуация захватила и население мегаполисов.
Источник: И. Напреенко, А. Рондарев «Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды». Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022
Связано ли отношение к музыке с интересом к личности артистов?
Те, у кого этого интереса скорее нет, больше ценят оригинальность музыки. В выборке исследования таких 37%. И столько же — скорее интересующихся. К первым чаще относятся представители старшей возрастной группы. Ко вторым — младшей, наряду с музыкальными фанатами, они внимательнее к новостям из жизни кумиров.
Неблаговидное поведение «звёзд» может заставить отвернуться от их творчества?
Каждый третий опрошенный (33%) сказал, что да, в первую очередь — женщины, люди 46–55 лет и те, для кого музыка не имеет большой ценности. Выше спрос с тех исполнителей, «кто провозглашает — например, в текстах — определённую этическую позицию, но на практике её предаёт».
Поддерживают ли россияне музыкантов напрямую?
По словам представителей индустрии, в пандемию поддержка несколько активизировалась. Самые распространенные способы: покупка мерча (товаров с атрибутикой артиста), физических носителей и цифровой музыки через сервисы, где музыканты размещают собственный контент (Patreon, Bandcamp).
Эти же способы лидируют в опросе. Впрочем, поддержка как таковая оказалась явлением не массовым. 60% ничего подобного не делают, при том, что абсолютное большинство к музыке неравнодушны: считают её спутницей своей жизни и одним из главных источников удовольствия.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!