Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Блестящие перспективы

Блестящие перспективы

Под влиянием цифровизации экономики рынок труда трансформируется быстрее. Появляются новые профессии, растут требования к квалификации кадров, меняется спрос на компетенции. Выпускники вузов как носители самого современного человеческого капитала должны лучше вписываться в новую экономическую реальность. Но как их трудоустройство выглядит на деле? Какие молодые специалисты необходимы работодателям? Ответы на эти вопросы даны в докладе*, который эксперты Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ представили на XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной НИУ ВШЭ.

Доклад подготовлен в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-928).

Комплексное измерение

Высшее образование — главный путь получения профессиональных знаний. Однако не все дипломы котируются у работодателей. И не все выпускники вузов получают отдачу от своей подготовки в виде перспективных рабочих мест, высокого дохода и карьерного роста. Их трудоустройство иллюстрирует, насколько система высшего образования реагирует на вызовы экономики и какие начинающие специалисты оказываются успешными на рынке труда.

Эксперты из НИУ ВШЭ использовали для анализа данные Мониторинга трудоустройства выпускников (МТВ) Роструда по молодым людям, окончившим вузы в 2018 году. Это позволило отследить их карьерные траектории после получения высшего образования: кто трудоустроился, а кто пошёл в магистратуру. Данные о занятости относятся к 2021 году.

Магистерская премия

69% выпускников бакалавриата — первой и самой массовой образовательной ступени — в 2021 году были трудоустроены. Средняя зарплата бакалавров составила 53,5 тыс. рублей. При этом средняя зарплата по стране, по данным Росстата, 54,7 тыс рублей.

У выпускников специалитета показатель трудоустройства выше — 76%. Скорее всего, разница обусловлена спецификой направлений обучения — на рынке весьма востребованы представители технического, инженерного и медицинского профилей, которые предполагают формат специалитета. Спросом на такие кадры объясняется и разница в зарплатах бакалавров и специалистов. У последних она в 2021 году составила в среднем 66,1 тыс. рублей — на 24% больше по сравнению с первыми.

Особенно ценится на рынке труда диплом магистра — трудоустроены 78% его обладателей, средняя зарплата — 75,2 тыс. рублей. Этот эффект во многом связан с тем, что магистратура углубляет знания. Магистрам легче попасть на доходные управленческие позиции.

Зеркало спроса

По численности выпускников лидируют инженерное дело и другие технические науки: на них приходится 27,2% от всего выпуска бакалавров, специалистов и магистров в 2018 году. Следом идут экономисты и менеджеры — суммарно 27,1%. Замыкают тройку юристы — 12% всех выпускников.

Результаты трудоустройства говорят о высоком спросе на специалистов с техническими навыками. Больше всего занятых среди математиков и айтишников (78% среди бакалавров/специалистов и 83% среди магистров), инженеров (77% среди специалистов и 84% среди магистров).

В этих же сферах — лучшие зарплаты. Однако выпускники в области математики и IT опережают инженеров на 55%. Средняя зарплата в первой группе составила 102,1 тыс. рублей у бакалавров и 123,7 тыс. рублей у магистров. Аналогичные цифры для инженеров и технарей — 65,8 тыс. и 80 тыс. рублей соответственно. Спрос на инновационные технические компетенции, которыми обладают выпускники названных направлений, увеличивается вместе с растущей цифровизацией.

Экономисты и менеджеры — в промежуточном положении и по доле трудоустроенных (70% среди бакалавров, 80% среди магистров), и по заработкам (52,4 тыс. рублей у бакалавров, 87,5 тыс. у магистров). Причём у специалистов в сфере экономики и управления — самый большой разрыв между зарплатами бакалавров и магистров — 67% при среднем показателе 36%.

У экономистов и менеджеров диплом магистра может быть решающим для доступа к более качественным и перспективным рабочим местам, например, в сфере финансов или госуправления.

У юристов ситуация на рынке неоднозначная. Доля занятых среди выпускников бакалавриата составляет лишь 51%, среди магистров — 63%. Обе цифры ниже средних показателей — качество подготовки юристов весьма неоднородно.

Медицина и образование демонстрируют высокую долю трудоустроенной молодежи. Так, у медиков — 84%; у учителей — 76% для бакалавров/специалистов и 81% для магистров. Средний заработок молодёжи в медицине равен 66,2 тыс. рублей, что ниже зарплат математиков, но выше зарплат представителей других специальностей. Отчасти это результат «коронавирусных» выплат, которые медики получали в пандемию.

А вот заработок педагогов намного ниже — 42,2 тыс. рублей у бакалавров и 53,2 тыс. у магистров. В Москве и других крупных городах учителя получают больше, но в целом по уровню доходов педагогика наименее привлекательная область.

Детальная разбивка направлений позволяет выделить среди них одно, зарплаты в котором выше заработков выпускников с IT-навыками. Это аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники — со средней зарплатой 123 тыс. рублей. Далее следуют три направления, связанные с IT (математика и механика — 114,3 тыс, компьютерные и информационные науки — 97,2 тыс. и информационная безопасность — 96,2 тыс. рублей).

В целом зарплатный рейтинг возглавляют инженерные и технические направления. Прилично зарабатывают и медики. Замыкают рейтинг гуманитарии и аграрии. Последнее особенно странно, учитывая какой декларируемый спрос сейчас на специалистов в сельском хозяйстве.

Надбавка за вуз

На рынке труда высшее образование — это необходимое, но не единственное условие для найма. Важна также репутация университета, выдавшего диплом, — сигнал качества подготовки. Здесь выгодно выделяются университеты с особым статусом. Среди них есть ведущие — национальные исследовательские (с акцентом на науке), участники Проекта «5-100» (программы развития глобальной академической конкурентоспособности российских университетов), а также федеральные и опорные вузы .

Вузы с особым статусом — наиболее селективные. В них много медалистов и олимпиадников. Особый статус означает и большее финансирование со стороны государства. Это позволяет вузу инвестировать в науку и улучшать образование. На университеты с особым статусом приходятся около 27% бакалавров и специалистов, а также 43% магистров. Обладатели дипломов ведущих вузов наиболее успешны на рынке. Средние зарплаты таких бакалавров/специалистов на 37% выше зарплат выпускников других вузов.

Частично дело в том, что половина ведущих вузов находятся в Москве и Санкт-Петербурге, где больше возможностей выгодного трудоустройства. В то же время, солидные зарплаты — результат взаимодействия многих факторов — отбора более способных и амбициозных студентов, эффекта репутации вуза и качества образования.

К тому же представители высоко котирующихся специальностей тоже нередко из селективных университетов. Почти половина выпускников в сфере математики и компьютерных наук окончили ведущие вузы.

Центры притяжения

Развитые локальные рынки дают молодёжи больше опций выгодного трудоустройства. Самый высокий уровень оплаты труда у выпускников в регионах, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Это Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Тюменская, Магаданская и Сахалинская области.

Среди направлений образования на региональных рынках труда, как и в целом по стране, больше всего ценятся математики и айтишники. Самые высокие заработки — у IT-специалистов Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области. Все три региона — развитые экономические центры с высоким спросом на цифровые компетенции. В менее благополучных регионах зарплаты программистов ниже. А вот медики прилично зарабатывают почти везде.

Контрасты зарплат — важная причина межрегиональной мобильности. Почти 40% выпускников работают не там, где учились. Молодёжь переезжает с юга на север и с востока на запад. Самый желанный для работы — Центральный ФО, особенно Москва. В топ-5 центров притяжения молодых кадров, помимо двух столиц, входят также Тюменская и Новосибирская области, Краснодарский край. В целом молодёжь, меняющая регион в связи с работой, может рассчитывать на более высокую зарплату по сравнению с родным регионом.

Учёба плюс работа

Совмещение обучения и занятости позволяет студентам лучше ориентироваться на рынке труда. Они получают практический опыт, узнают о требованиях работодателей. Такое сочетание очень распространено: 54% бакалавров и специалистов, а также 78% магистров очной формы обучения работали хотя бы месяц на протяжении учебы.

Подобная статистика свидетельствует о финансовых трудностях у студентов, об их стремлении к самостоятельности, но ничего не говорит о качестве образования. Как ни странно, среди выпускников ведущих вузов комбинация «учёба плюс работа» встречается чаще — 57% против 53% в остальных вузах.

Хотя в ведущих университетах подготовка весьма интенсивная, массовое совмещение вполне логично. Во-первых, опыт работы по профилю может влиять на успеваемость — полученные практические знания применяются в процессе обучения. Во-вторых, сопряжение учёбы и работы помогает развитию мягких навыков — тайм-менеджмента, умения общаться. К тому же ведущие вузы отбирают амбициозных студентов. Для них комбинация учёбы и работы — инструмент выгодного трудоустройства в будущем.

В разрезе специальностей больше всего выпускников, подрабатывавших в ходе учёбы, встречается среди учителей — 62% у бакалавров и 85% у магистров. В региональном разрезе по сочетанию обучения и занятости лидируют москвичи — 60% бакалавров и 80% магистров, что объясняется доступностью рабочих мест. Компании предлагают студенческие стажировки, позволяющие получить профессиональные навыки.

Сопряжение учёбы и работы ассоциировано с более высокими зарплатами. В среднем бакалавры и специалисты с таким опытом получали на 29% больше выпускников без опыта, а магистры — на 48% больше.

Хотя средняя зарплата магистров выше зарплаты выпускников других уровней, магистры без практики студенческой занятости получают меньше бакалавров, сочетавших учёбу и работу. Дело, вероятно, вот в чём. Более солидные средние зарплаты выпускников, совмещавших обучение и занятость, чётко говорят о ценности трудового опыта на рынке, ведь работник уже имеет практические компетенции. К тому же люди, способные сочетать два вида деятельности, более организованны и эффективны, а значит, более привлекательны для рынка.

Ещё один сигнал ценности работника — академические успехи. Среди магистров красные дипломы встречаются чаще, чем среди бакалавров, — 46% против 19%. Это эффект самоотбора студентов: самые способные и академически мотивированные идут в магистратуру.

В целом академические успехи и подработки совместимы. 59% бакалавров и специалистов с красным дипломом сочетали учебу с работой. У магистров эта цифра — 82%. Бакалавры с красными дипломами, совмещавшие обучение и занятость, зарабатывают на 10% больше однокурсников с синими дипломами. Цвет диплома говорит о качестве компетенций. Бакалавры-отличники из ведущих вузов получают на 40% больше отличников из остальных вузов.

Кадры по отраслям

Половина всех выпускников занята в образовании, науке, обрабатывающих производствах и торговле. Три из четырёх отраслей (кроме науки) характеризуются зарплатами ниже средних в экономике. Преимущество образования и науки заключается в стабильной занятости.

45% математиков и компьютерщиков трудятся в сфере информации и связи, получая высокие зарплаты (135,2 тыс. рублей). Ещё по 13% работают в науке (99,3 тыс.) и образовании (59,5 тыс.). Но максимальные зарплаты — 149,6 тыс. рублей — представители математики и IT-направлений получают в области финансов, где работают 10% их выпуска. Цифровизация банкинга требует от кадров соответствующих компетенций, за которые компании готовы щедро платить.

Среди инженеров 20% трудятся в обрабатывающей промышленности со средней зарплатой 61,1 тыс. рублей. Ещё 14% заняты в информации и связи (92,8 тыс. рублей), 17% в науке (70,9 тыс. рублей). Среди медиков львиная доля (77%) трудятся в профильных учреждениях, получая в среднем 68,7 тыс. рублей.

Во всех отраслях выпускники ведущих вузов получают больше остальных.

Малое количество выпускников в сфере математики и компьютерных наук приводит к дефициту кадров в IT. Спрос на специалистов с цифровыми компетенциями компенсируется за счёт экономистов, менеджеров и инженеров в основном из ведущих вузов, где формируют сильные компетенции в области математики и работы с данными. Это значит, что формирование цифровых компетенций нужно внедрять шире.

Штраф с накопительным эффектом

На рынке труда выпускников гендерное неравенство кажется нелогичным. Молодые кадры не очень опытны, не успели достичь карьерных высот, не имеют семьи и долгих перерывов в карьере, а значит, и гендерный разрыв в зарплате должен отсутствовать. Но он есть, и весьма заметный.

Гендерное неравенство возникает до входа в университет, на стадии выбора специальностей, и усиливается после выхода на рынок труда из-за отраслевой гендерной сегрегации, выяснили эксперты. Уже на старте карьеры мужчины зарабатывают больше.

Несмотря на более представительный охват высшим образованием у женщин (среди бакалавров и специалистов их 59%), средняя зарплата выпускниц уступает заработку выпускников на 24% среди бакалавров и на 26% среди магистров. С получением диплома магистра увеличивается зарплата для обеих групп, но растёт и разница в доходах. Если магистерский диплом на деле служит пропуском к управленческим позициям, то рост гендерного разрыва среди магистров может говорить о стеклянном потолке для женщин на рынке труда выпускников.

И всё же — откуда разрыв в заработках? Отчасти дело в предпочтениях направлений подготовки. Женщины чаще выбирают менее доходные, но более стабильные сферы. Например, нередко учатся на программах педагогики, гуманитарных наук, которые не обещают больших денег. В прибыльные математику, IT и инженерию больше идут мужчины.

Но даже при наличии одинаковых дипломов мужчины превосходят женщин по заработкам. Это может быть связано с распределением выпускников по отраслям. Выпускницы концентрируются в менее выгодных сферах — таких, как гостиничное дело, общепит, образование, социальные услуги. Две самые «хлебные» отрасли — добыча полезных ископаемых и IT — мужские. Показательно, что женщины с востребованным математическим и IT-образованием реже мужчин трудятся в прибыльной сфере информации и связи, выбирая менее выгодную сферу образования.

Разлад образования и рынка

На рынке очевидны диспропорции во взаимодействии спроса и предложения труда. В отличие от образования, структура спроса динамично следует за технологическими изменениями. Налаживание связи между системой образования и рынком труда напрямую зависит от того, как будут развиваться кластеры инновационной экономической активности, в которых востребована самая квалифицированная рабочая сила.

Очевидно, что высшее образование крайне дифференцировано. Так, у выпускников ведущих университетов отмечается зарплатная «премия», которая отражает отбор более способных студентов в эти вузы и лучшую их подготовку. Однако в других вузах те же специальности могут включать совсем другие компетенции. Пример — отраслевое распределение экономистов. Подкованные в цифровых навыках экономисты из ведущих вузов трудятся в прибыльном секторе IT, но многие их коллеги из-за нехватки навыков вынужденно уходят в торговлю.

Нужно обратить внимание на три сферы с сильным отставанием зарплат. Это гуманитарные науки, педагогика и сельское хозяйство. В случае с педагогами это демонстрирует низкий уровень финансирования общего образования. Небольшие зарплаты аграриев, вероятно, объясняются архаичным образованием, резюмируют исследователи.
IQ
 

* Доклад «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы». Научный редактор — руководитель Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Авторы работы — сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Наталья Емелина, Ксения Рожкова, Сергей Рощин, Сергей Солнцев и Павел Травкин.

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,19 апреля, 2022 г.