Динамика рынка электронных образовательных ресурсов, социальная ориентированность онлайн-программ, сотрудничество вузов и EdTech-компаний, а также персонализация образования в связи с его переходом «в цифру» стали главными темами дискуссии экспертов «Тренды развития рынка онлайн-образования», которая состоялась на днях в рамках международной конференции «eLearning Stakeholders and Researchers Summit» — eSTARS 2021. Этот форум — совместный проект НИУ ВШЭ и глобальной онлайн-платформы Coursera — стал ключевой площадкой для обсуждения тех возможностей и вызовов, которые «встроены» в цифровизацию образования. IQ.HSE рассказывает, каким видят рынок эксперты и что может ждать его в будущем.
Главная тема eSTARS 2021 — «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования» — точно отражает те колоссальные перемены, которые произошли на образовательном рынке в последние годы. Онлайн-образование стало социокультурным, философским и экономическим феноменом. Оно продемонстрировало свою отчетливую социальную ориентированность и предоставило учащимся массу новых возможностей.
Онлайн-образование «положило конец географическим барьерам, временным и ресурсным ограничениям», отметил на открытии конференции eSTARS 2021 ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Сама конференция уже стала традиционным местом встреч исследователей и практиков, академических лидеров и бизнес-сообщества для обсуждения цифровой революции в образовании. В этом смысле панельная дискуссия «Тренды развития рынка онлайн-образования» была наиболее показательной. Эксперты затронули все основные сюжеты цифровой трансформации. Среди них, в частности, ориентация на запросы учащихся, демократизация программ — их доступность для всё большего числа очень разных слушателей, гибкость форматов, синергия университетов и EdTech-индустрии в сфере образования, признание дипломов об онлайн-образовании и, конечно, оценка качества курсов.
Самые очевидные тенденции — мощный рост рынка онлайн-образования и подстройка образовательных ресурсов под запросы студентов. Если говорить о росте рынка, то его во многом обеспечивают два фактора — демографический и технологический. Как пояснила модератор дискуссии, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик, на развивающихся рынках спрос стимулирует рост численности населения, а на развитых — совершенствование технологий, которое «просто беспрецедентно провоцирует спрос на повышение квалификации и переподготовку».
Две эти тенденции и служат основой оптимистичного прогноза по рынку в целом. Сейчас доля онлайн-образования на российском рынке всего несколько процентов. Но аналитики обещают её удвоение к 2025 году, подчеркнула эксперт.
Если смотреть более детально, по нишам, то на рынке школьного образования — очевидный бум онлайн-технологий. Ещё в 2018 году — то есть до пандемии и массового дистанционного обучения — в столицах и городах-миллионниках от 10 до 20% семей обучали своих детей с использованием онлайн-продуктов. За последние два года этот процент, несомненно, вырос.
«В зависимости от региона, ниши и оптимизма аналитических агентств называют разные темпы роста рынка онлайн-образования — от 4 до 23% в год», — отметила Евгения Кулик. Но даже если не брать в расчет конкретные количественные показатели, ясно, что подъём рынка — устойчивый тренд. Востребованность электронных образовательных технологий, несомненно, повысила и пандемия COVID-19.
«В связи с пандемией мы видим рост спроса на физически и финансово более доступные и гибкие подходы к обучению», — рассказала Дженни Дриммер, старший директор Coursera по продажам в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Доступность онлайн-программ «критически важна для профессий будущего».
Наиболее крупный и зрелый рынок онлайн-образования — в США. Но не менее интересен российский рынок — динамичный, быстро развивающийся. На нём за последние три-пять лет наблюдается появление новых альянсов, расширение линейки форматов, попытки тестировать разные модели монетизации и сочетать это с социально ориентированными проектами. Оцифровываются, казалось бы, очень далекие от «цифры» образовательные курсы.
Преподавание науки о данных — по-прежнему мейнстрим многих образовательных платформ. Однако, по словам генерального директора компании Skillbox Дмитрия Крутова, появилось «огромное количество новых тем, которые пересобираются в онлайн-формате». Так, лидируют программы обучения дизайну интерьеров, кондитерскому делу, флористике и пр. По мнению эксперта, наблюдается переход от «хайповых» тем к тому, что людям действительно интересно.
Эксперты подчеркивают: нужно перестать воспринимать образование исключительно как сервис. Образовательные программы — ресурс личностного роста. «Человек идет обучаться, чтобы что-то в себе поменять», — пояснил Крутов.
Поэтому так важна адресность обучения, подстройка под учащихся. Одно из её проявлений — расширение портфеля онлайн-программ и форматов. Но о них позже. Главное — то, что образовательные продукты всё больше нацелены на конкретный результат для конкретного человека.
Это, разумеется, не уникально для сферы образования. Персонализация наблюдается, например, и в медицине. Там адресно подбирают терапию. А в образовании — те или иные траектории обучения. В чём в этом случае выражается результат? Человек, закончивший курсы, начинает больше зарабатывать, растёт в профессии и карьере, меняет сферу деятельности на более подходящую. С тем, чтобы самореализоваться.
Этот мотив онлайн-обучения акцентировал управляющий партнёр, директор по бизнес-развитию онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский. По его словам, за последние десятилетия люди всё чаще думают, «как им максимизировать своё счастье в жизни». Учёба может быть инструментом такой максимизации. Тратишь время на себя — причём с пользой.
Кстати, часть слушателей по-прежнему приходят на курсы с целью эдьютейнмента (обучения в игровой форме), добавляет Дмитрий Крутов. В этом случае они обычно хотят «получить поверхностную информацию».
Ещё один тренд развития рынка — выдвижение на первый план вопросов качества. По словам Дмитрия Крутова, под этим подразумевается, с одной стороны, уровень удовлетворённости студентов (получили ли они от обучения то, что ожидали), а с другой — уровень подготовки учащихся, которые в дальнейшем трудоустраиваются: насколько они соответствуют требованиям рынка. Но это уже вопрос к работодателям.
Если же говорить о самих учащихся, то слушатели программ явно стали взыскательнее. Те, кто уже имеет опыт обучения, формулируют более чёткие требования к курсу и форматам. «Искушенные» студенты понимают, какие форматы работают лучше, а какие — хуже. Так, они осознают, например, что одних только видеоматериалов для усвоения материала недостаточно — нужны вебинары, пояснила генеральный директор компании Нетология Марианна Снигирёва. Слушатели с опытом могут оценить, работает тот или иной тренажер или нет. «Со временем мы будем больше вкладываться в продукт, потому что аудитория предъявляет нам такие требования», — отметила эксперт.
Вопрос, связанный с качеством, — продолжительность онлайн-курсов. Длительные курсы диктует сам рынок. В этом плане электронные образовательные платформы тяготеют к вузам, от которых раньше старались «отстроиться». Слушатели понимают, что нереально освоить новую профессию за несколько месяцев. Более реалистичный срок — год–полтора. У слушателей появляется понимание, что в онлайн-образование «можно инвестировать реально большое количество времени», подчеркнула Марианна Снигирёва.
В то же время, на длительных курсах лишь немногие доходят до финала. Увы, это всё ещё очень заметный тренд. Если обучение закончили 15-18%, это уже неплохой результат. Дело в том, что для регулярной и длительной учёбы, особенно если она происходит на фоне занятости, нужны время, силы и высокая мотивация.
Среди слушателей онлайн-программ — много взрослых учащихся, которые вынуждены сочетать учёбу с работой, семьей, бытом. У них нередко уже есть профессия, но нужно «прокачать» те или иные навыки. Или вообще сменить род деятельности. Однако выкроить время на образование бывает сложно, да и привычка учиться — уже не та. Приходится «образовываться» урывками — по пути на работу, за обедом и пр. Таким учащимся проще потреблять контент небольшими порциями. Удобно, если он нарезан на модули по 10-15 минут.
Раздутые курсы энтузиазма не вызывают. Тем не менее, длительные курсы останутся, но будет спрос и на короткие форматы, актуальные для «продолжающего сегмента» — тех, кому нужен интенсив по той или иной тематике.
Многие образовательные онлайн-платформы начинали обучать в формате вебинаров. По сути, это был перевод офлайна в онлайн, говорит Марианна Снигирёва. Почти всё — как на обычных занятиях (слушаешь, обучаешься, закрепляешь материал с помощью домашних заданий), только в цифре.
Однако сегодня онлайн-продукты устроены намного сложнее и разнообразнее. Форматов обучения масса: игры, квизы, симуляторы, тренажеры. При этом остаются вебинары и воркшопы, на которых можно обсудить с преподавателем все сложные моменты. Но полностью переходить на синхронный формат, естественно, нет смысла — многие учащиеся обучаются тогда, когда могут, в свободное время.
Ещё один тренд — усиление конкуренции игроков на рынке. Как отметил Александр Ларьяновский, всё больше компаний либо сами становятся стратегами, либо присоединяются к большим компаниям. Многое решают маркетинговые решения и бюджеты.
Один из факторов, существенно влияющих на рынок онлайн-образования, — цифровое неравенство. Речь, например, о ситуациях, когда у человека просто нет необходимой техники — компьютера, ноутбука или планшета. «Когда началась пандемия, у нас были студенты, у которых не было компьютера», — рассказала Марианна Снигирёва. Либо они располагали ПК только в офисе, либо компьютер дома занимал кто-то другой (например, дети, которые учились дистанционно). Но цифровое неравенство предполагает и неумение использовать цифровые технологии. В этом плане те, кто грамотен, имеют больший доступ к образованию.
В то же время, и сами онлайн-курсы помогают восполнить цифровые пробелы. А значит, вносят вклад в демократизацию образования, его широкую доступность. Но онлайн-образование социально ориентировано и в другом смысле. У людей появляется возможность пробовать себя в чем-то новом. А для школьников онлайн-курсы могут быть инструментом профориентации.
О такой практике рассказала Евгения Кулик. Старшеклассники сегодня могут учиться на разных курсах — с тем, чтобы определиться с вузом и будущей профессией. «Около 10% обучающихся на наших курсах на Coursera и Национальной платформе открытого образования — старшеклассники. Это будущие абитуриенты, которые приходят на образовательную платформу, чтобы понять, о чём та или иная дисциплина, с каким качеством преподается материал, как профессора ВШЭ ведут лекции», — отметила эксперт.
При этом на Coursera у университета размещён 191 курс (часть на английском, часть — на русском языке). Всего на массовых открытых онлайн-курсах (МООК) НИУ ВШЭ на Coursera уже два с лишним миллиона уникальных пользователей. Многие записываются на два-три курса, и общее количество подписок составляет 4,5 млн. МООК Вышки изучают слушатели из 195 стран. Топ-стран по количеству слушателей — Россия, США, Индия, Украина, Великобритания, Китай, Германия, Канада, Франция и Египет. 122 онлайн-курса НИУ ВШЭ предлагает и на Национальной платформе открытого образования (Высшая школа экономики — её соучредитель).
О сотрудничестве с Coursera рассказал на конференции и ректор НИУ ВШЭ. «Мы реализуем на платформе уже пять магистерских программ в области наук о данных, бизнес-аналитики, прикладной и сетевой аналитики, компьютерного зрения, финансов. <...> Сегодня наши онлайн-программы объединяют студентов из множества стран, лучших преподавателей, ведущих учёных, отраслевых экспертов», — подчеркнул Никита Анисимов.
Выход университета на глобальную образовательную площадку имеет ещё один серьезнейший плюс. Когда стены университета прозрачны, зримым становится и качество образования в нём, заметила Евгения Кулик. Это хороший ориентир для учащихся.
Емкость рынка достаточно велика. По подсчетам экспертов, это 40 млн человек. Но пока лишь «4-5 млн попробовали что-то поделать в образовании», говорит Дмитрий Крутов. До потребителей «нужно достукиваться», добавляет Александр Ларьяновский. Множество людей в мире «отрезаны от образования тем, что они работают по 12 часов, зарабатывают свой кусок хлеба, и им не до нас», поясняет эксперт.
«Мы в EdTech-компаниях должны будем научиться инвестировать деньги и время в человека, помочь ему подняться, как это делают венчурные фирмы со стартапами», — подчеркнул Александр Ларьяновский.
Некоторые шаги уже предпринимаются. Так, Нетология участвует в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики». «Шесть тысяч студентов учатся у нас в рамках этого проекта», — рассказала Марианна Снигирёва. Многие из них «возрастные», из регионов, с недостаточным уровнем цифровой грамотности (даже элементарные задачи могут вызывать затруднения). Но проект помогает восполнить пробелы. Он безусловно социально ориентирован. Учёбу наполовину оплачивает государство. Предполагается, что учащиеся не только получат цифровые компетенции, но за счёт этого станут и более маневренными на рынке труда. По сути, это квалификационный апгрейд или переподготовка.
Эту задачу переподготовки — в связи с автоматизацией ряда профессий и сокращением в будущем части рабочих мест — акцентировала и Дженни Дриммер. Нужно понимать, что в условиях цифровой экономики необходимо постоянно наращивать умения и навыки, подчеркнула она.
Ещё один актуальный вопрос: если вузы и EdTech-компании встречаются на одном поле, они конкурируют или действуют в синергии? И не угрожает ли бум образовательных онлайн-сервисов — университетам?
Тут мнения расходятся. Одни эксперты считают, что у вузов и образовательных онлайн-платформ — разные задачи. Другие говорят, что все они занимаются общим делом — обучением. Противопоставлять университеты и электронные образовательные площадки нет смысла, убежден Александр Ларьяновский. «Через 20 лет мы все изменимся, будем достаточно похожи друг на друга», — полагает он.
Но означает ли такое сближение — слияние? Едва ли. Водораздел никуда не денется. Университеты останутся, поскольку дают серьёзную академическую базу, без которой сложно учиться в дальнейшем, считает Марианна Снигирёва. Студенческая жизнь, общение с профессурой — тоже необходимы. Это вклад в формирование личности.
По мнению экспертов, перспективны совместные программы вузов и цифровых образовательных платформ. В этом симбиозе появятся продукты нового качества. «Сейчас EdTech — это про коммерцию и дистрибуцию, а вузы — это про знания и опыт. Если соединить это, выиграют все», — уверен Дмитрий Крутов. Нужно выстроить государственно-частное партнерство, которое позволит «синергировать».
Признание онлайн-сертификатов — отдельный вопрос. «По моим ощущениям, российские работодатели пока сохраняют нейтралитет», — говорит Евгения Кулик. Если диплом вуза признаётся (и тут особую роль играет бренд), то онлайн-сертификаты пока не пользуются высоким доверием.
Через год-полтора EdTech-компании «предъявят рынку совершенно другой метод оценки специалистов», прогнозирует Дмитрий Крутов. Такая сертификация будет не просто «строчкой в резюме», но свидетельством реального прохождения курсов. Это существенно облегчит компаниям подбор специалистов.
И ещё один любопытный сюжет: насколько различаются российская и зарубежная аудитории слушателей онлайн-программ? Пока компании не видят больших отличий. Социодемографический портрет учащихся — похожий. По данным Дженни Дриммер, средний возраст слушателя — 31 год, активно обучаются женщины. «Российский сегмент очень сходен с другими сегментами по всему миру», — заключает эксперт.
В целом получается, что российский рынок онлайн-образования развивается в том же русле, что и остальные. Но особенно значимо то, что его участники всё больше ориентированы на потребителя и готовят для него всё более качественный продукт. Такой «студентоцентризм» говорит о серьёзном настрое и реальной социальной ориентированности онлайн-образования.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!