Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Молодёжь в России считает себя жертвой фаббинга со стороны близких людей

Молодёжь в России считает себя жертвой фаббинга со стороны близких людей

Ситуация: Современные технологии дали человеку в XXI веке неограниченные возможности для общения. Расстояния больше не преграда для того, чтобы оставаться в постоянном контакте с близкими людьми.

На деле: Чем более технически совершенными становятся смартфоны, тем хуже качество человеческих отношений. Всё больше людей становятся интернет-зависимыми и оказываются в парадоксальной ситуации дефицита полноценного общения при наличии множества контактов.

Теперь подробнее

Учёные из НИУ ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Костромского государственного университета проанализировали научные данные об интернет-зависимости и фаббинг-поведении за последние 10 лет. Выяснилось, что всё больше людей в мире страдают зависимостью от смартфонов. При этом ситуации, когда общение в одно и то же время дробится на реальное и виртуальное, становятся привычными, что ухудшает качество отношений. Это подтвердилось и в исследовании на российской выборке из более чем 500 молодых людей в разных регионах России. Обнаружилось, что фаббинг практически стал нормой в молодёжной среде. При этом сами респонденты часто чувствуют себя жертвами фаббинга и ощущают его негативные последствия. Результаты работы опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

О чём речь?

Уровень интернет-зависимости в последние годы среди людей в разных странах мира продолжает расти на фоне тотальной «смартфонизации». Смартфон играет в жизни человека множество разных ролей — это и верный друг, и деловой партнер, и спутник в путешествиях, и в какой-то степени «ребёнок», который требует постоянного внимания и времени. Всё больше людей чувствуют себя неполноценными без смартфонов, часто это — первая вещь, которая оказывается в руках и в поле внимания человека, когда он просыпается.

 

В 2018 году, согласно исследованию Pew Research Center, 59% опрошенных взрослых владели смартфонами, а ещё 31% пользовались простыми мобильными телефонами. Авторы отмечают, что экраны смартфонов за последние пять лет увеличились в среднем на 20%, что способствует всё более интенсивному вовлечению людей в виртуальный мир.

Больше всего, по состоянию на 2018 год, владельцев смартфонов было в Южной Корее — 94%, в Израиле и в Австралии — 83%, в России — 59%. Меньше всего — в Танзании, Индии и Индонезии — 13,22 и 27%, соответственно.

Среди негативных эффектов использования смартфонов, исследователи выделяют: использование за рулем автотранспортных средств, распыление внимания во время занятий у школьников, боли в запястье, шее, спине, сухость в глазах, головные боли, характерный звук «кликов» в ушах, небезопасное сексуальное поведение, влияние на ментальное здоровье.

Одной из новых проблем, которую принесли смартфоны в жизнь современных людей и которая ещё, на первый взгляд, не кажется серьёзной стал фаббинг. Его суть состоит в игнорировании собеседника при отвлечении на общение посредством смартфона или мобильного телефона.

Термин «фаббинг» (phubbing) — это сочетание английских слов «телефон» (phone) и «пренебрежительное отношение» (snubbing).

В теории коммуникации фаббинг — это невербальная реакция между беседующими людьми, проявляющаяся в отвлечении на свой мобильный телефон, потере зрительного контакта и интереса к собеседнику. «В такой диаде взаимодействующих людей ролевая структура определяется следующим образом: человек, которого игнорируют (жертва фаббинга), обозначается как «фабби» (phubbee), а тот, кто осуществляет фаббинг, — как «фаббер» (phubber)», — комментируют авторы.

Они отмечают, что фаббинг становится практически нормой поведения в молодёжной среде и при этом, как показывают исследования, ведет к негативным последствиям в межличностном взаимодействии, обедняет его содержание и качество. «Коммуникаторы испытывают меньшее удовлетворение от общения и взаимодействия, меньше доверяют партнёру при таком общении, чувствуют себя менее близкими людьми, испытывают ревность и спад настроения», — утверждают учёные. Более того, результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что даже присутствие мобильного телефона в поле зрения собеседников снижает качество коммуникации и близость в общении.

Фаббинг оказывает влияние и на взаимоотношения в парах. Например, обнаружено, что с увеличением продолжительности отношений растёт негатив от партнёрского фаббинга и уменьшается удовлетворённость отношениями.

Согласно исследованиям, есть положительная связь между фаббингом и интернет-зависимостью, а также негативной эмоциональностью и предубежденностью. Среди интернет-зависимых меньше открытых, дружелюбных и добросовестных людей, при этом есть значительная связь интернет-зависимости и эмоционально-ориентированными копинг-стратегиями (защитами).

Как изучали?

Чтобы выяснить, как обстоит ситуация с интернет-зависимостью и фаббингом в России, авторы проанализировали данные опроса российских юношей и девушек. Опрос проводился осенью 2019 года костромским областным региональным отделением Российского общества социологов. В нём приняли участие 525 девушек и юношей в возрасте 17-29 лет из разных регионов России, в том числе из Костромы — 42%.

Респондентов опрашивали с помощью электронной анкеты, которая рассылалась через социальную сеть «ВКонтакте». Методический инструментарий состоял из «Опросника фаббинг-зависимости» ( Phubbing Addiction Scale) и «Опросника межличностной зависимости» ( Interpersonal Dependency Inventory). В ходе работы с полученными данными учёные использовали дескриптивную статистику и факторный анализ.

Что получили?

Использование дескриптивной статистики показало, что в целом у представителей российской молодёжи умеренный уровень проявлений фаббинга. «Если для наглядности перевести полученные по 5-бальной шкале опросника фаббинг-зависимости средние показатели в проценты, то можно констатировать, что больше 25% респондентов имеют привычку «листать» телефон во время общения. Около 20% отметили, что окружающим не нравится, когда они «копаются» в телефонах, а 26% убеждены, что не раздражают партнера, когда заняты своим мобильным телефоном», — комментируют авторы.

Результаты опроса также говорят, что у 75% молодых людей телефон всегда под рукой, причём 56% проверяют его, как только проснулись утром. Около 33% чувствуют себя неполноценными без телефона.

Интересно, что опрошенные в основном не считают себя фабберами, а скорее чувствуют себя жертвами фаббинга. Они отмечают, что другие постоянно проверяют свой телефон, заходят в интернет, размещают телефоны так, чтобы видеть их и т.п.

Чем моложе респонденты, тем сильнее они чувствуют свою зависимость от телефонов. Более подвержены зависимости от электронных девайсов девушки. Для юношей гаджет — это больше демонстрация доминирования в отношениях: «я чувствую себя довольным, когда я обращаю внимание на свой телефон вместо других людей». Девушки чаще отмечали тревожность и невысокий самоконтроль: «я обращаю внимание на свой телефон дольше, чем намереваюсь это сделать», «я чувствую беспокойство, если мой телефон не рядом».

Затем авторы выделили три фактора, влияющие на фаббинг-зависимость:

1. Фактор «смартфонозависимости». Его характеризуют следующие утверждения — «я занят со своим мобильным телефоном, даже когда я общаюсь со своими друзьями», «когда я вместе с другими, я начинаю «листать» свой телефон», а также фиксация тенденции роста такой зависимости — «увлечение моим мобильным телефоном увеличивается с каждым днём».

Кроме того, в фактор вошёл запрос на эмоциональную опору на других людей «Часто трудности установления эмоциональной связи, смущение от живого контакта и неуверенность в себе формирует у молодёжи привычку переключаться на виртуальное общение», — комментируют учёные. Смартфон в таком случае превращается в «запасной выход», «форточку», приоткрыв которую можно снять болезненное напряжение, разбавив его виртуальным.

2. Фактор межличностной зависимости. Этот фактор, напротив, показывает, что неуверенные в себе и зависимые люди не всегда используют гаджеты в качестве поведенческой защиты, поскольку последние не всегда решают проблему общения.

3. Фактор контроля телефона. Отражает ситуацию, когда использование гаджета носит инструментальный характер без связи с психологическими проблемами пользователя.

«Таким образом, контроль своих гаджетов может быть привычкой, а неуверенность в себе не всегда купируется зависимостью от гаджетов, обремененной фабинг-поведением», — резюмируют авторы.

Зачем это нужно?

Согласно мнению экспертов, поколение Z (родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы) больше рискует стать интернет-зависимыми с самого юного возраста. Фаббинг среди молодежи становится чем-то самим собой разумеющимся.

Смартфон, тем не менее, дает лишь иллюзию эмоциональной опоры, отмечают авторы. Полной эмоциональной привязанности, как с реальным собеседником, так и с виртуальным не формируется. «Но теперь эту привязанность можно фрагментировать, «пролистывать», «переключать» выбором опции меню смартфона. Эта беспрерывная ротация виртуальных и реальных собеседников запускает постоянную перезагрузку эмоциональных сюжетов и сюжетных линий с регламентируемой дозой привязанности», — комментируют учёные. В результате страдает качество отношений.

Авторы обращают внимание на проявляющийся парадокс. Он связан с тем, что фаббинг-поведение негативно влияет на качество общения, а эмоционально обеднённое, невключенное общение вызывает тревогу, неуверенность в себе, защитную агрессию, которые в свою очередь усиливают фаббинг-поведение. В связи с этим, по мнению исследователей, необходимо включать в учебный процесс меры, направленные на снятие такого «замкнутого» круга взаимоотношений между людьми.
IQ
 

Авторы исследования:

Александр Максименко, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ

Ольга Дейнека, профессор кафедры политической психологии СПбГУ

Любовь Духанина, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования МИФИ

Мария Сапоровская, заведующая кафедрой Костромского государственного университета 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,28 октября, 2021 г.