Право на бесплатное образование и соцобеспечение для россиян важнее, чем свобода слова и передвижения. Большинство, чаще — молодёжь, надеются на помощь государства, а ответственное потребление выбирают в основном из желания сэкономить. Безвозмездную помощь оказывают, не считая себя волонтёрами. IQ.HSE выбрал девять фактов о разных сторонах нашей жизни по результатам всероссийских репрезентативных опросов от Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, проводимых в рамках Мониторинга состояния гражданского общества. В ежегодных опросах участвуют свыше 2000 жителей России в возрасте старше 18 лет, метод сбора данных — личное интервью (face-to-face).
В России отнюдь не доминирует мнение, что справляться с социальными проблемами обязано только государство. Абсолютное большинство (80%) граждан уверены, что наряду с госучреждениями это должны делать общественные, некоммерческие организации.
Однако уверенность не однозначная. Каждый второй согласный с необходимостью участия общественников в решении социальных проблем, считает, что делать это они «скорее должны». В 2020 году по сравнению с 2019-м «мягко» соглашающихся прибавилось — на 7 процентных пунктов, в то время как заявивших твёрдое «безусловно» стало в 1,3 раза меньше (30% против 40%).
Из всех прав и свобод россияне наиболее ценят право на бесплатное образование. Самым главным для себя его называет 60% населения. На последнем месте (по 15%) — право на создание самостоятельных организаций, обществ, союзов и свобода собраний и манифестаций.
Кроме образования, в пятерке важнейших бесплатная медицина (право на неё хотят иметь 58%), право на жизнь (51%), на труд (50%) и социальное обеспечение в старости (49%). Гораздо меньше россиян волнуют права на свободу слова (38%), передвижения по своей стране (31%) и вероисповедания (24%). Кроме того, наши соотечественники не особо хотят участвовать в управлении государством и обществом (19%).
Некоммерческие организации в России необходимы, уверены 89% граждан. В первую очередь в области здравоохранения (63%), помощи малообеспеченным (49%) и заботы о материнстве и детстве (44%).
Реальную работу НКО в этих сферах замечают гораздо меньше. Знают о ней в области заботы о материнстве и детстве лишь 13%, поддержки малообеспеченных — 11%. Чаще всего видят труд волонтеров (23%) и НКО в сфере здравоохранения (16%). При этом каждый четвертый (26%) считает, что некоммерческие организации в РФ вообще ни в каких сферах не действуют.
Лишь 13% россиян доверяет обществам по защите прав потребителей, но эта цифра только кажется небольшой. Такие организации входят в пятерку самых известных в стране НКО и наряду с профсоюзами и садовыми товариществами лидируют по уровню доверия граждан.
О работе обществ в своих населённых пунктах знают или что-то слышали 28% россиян. В первую очередь — жители городов с населением от 500 тыс. человек и люди с высшим образованием. Минимум активно не доверяющих (2%) был в 2014 году, в 2020-м показатель вырос до 7%. В целом за всё время проведения мониторинга НИУ ВШЭ (2006–2020 годы) доверие к обществам защиты прав потребителей находилось в пределах 12–17%.
Почти у половины (49%) россиян гражданство РФ вызывает положительные эмоции — гордость, спокойствие, уверенность. Отрицательным настроем (обида за страну, ущемлённость и неполноценность) отличаются 24%, столько же не отличаются ничем: почти у каждого четвёртого никаких чувств по поводу принадлежности к России нет.
Обиженных за страну 20%, и это больше, чем в 2017 году. Гордятся гражданством 29%, чаще — люди поколения 60+. Молодые от 18 до 34 лет лидируют по безучастности: 33% (против 20% по стране) признались, что принадлежность к России им индифферентна.
Оказавшимся в изоляции из-за пандемии коронавируса в 2020 году должны были помогать государственные учреждения и социальные службы, уверены 65% граждан. Чаще других так думает молодежь — по 73% в группах 18–24 и 25–35 лет.
Также молодые люди чаще ждут господдержки для некоммерческого сектора и реже испытывают безусловное недоверие к общественным институтам: Общественной палате (12% 18–24-летних граждан против 19% в целом по России) и Уполномоченному по правам человека (11% против 17%). У студентов, наряду с пенсионерами и жителями сёл, более высокий уровень доверия к Совету по правам человека.
Безвозмездную помощь незнакомым людям большинство россиян оказывают самостоятельно, то есть вне каких-либо организаций. Среди занимающихся благотворительностью таких 58%, «организованных» волонтёров — в пределах 8%–11%.
Добровольческий труд в государственных и муниципальных структурах больше популярен у жителей малых городов (с населением до 100 тыс. человек). В коммерческих компаниях — у обеспеченных граждан. Общественные или религиозные объединения предпочитают люди с высоким уровнем образования.
Заниматься волонтёрством и ассоциировать себя с волонтёром — не всегда одно и то же. В России в добровольчество вовлечены 23% населения, но большинство из них (80%) волонтёрами себя не считают, осознанно занимается этой деятельностью лишь каждый десятый (9%).
Лишь 13% россиян категорически отказываются в будущем обращаться с бытовыми отходами экологично. Почти половина — 47% — планируют сортировать и относить мусор в раздельные контейнеры (сейчас это делают 27%), 26–28% — сдавать отслужившие батарейки в пункты приёма и отдавать ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым, соседям. В 20% случаев, то есть каждым пятым, будет востребована сортировка и сдача отдельных видов отходов (макулатуры, пластика и проч.).
Среди населенных пунктов по уровню вовлечённости в ответственную утилизацию мусора лидируют города с населением от 100 до 250 тыс. человек. Эта же тенденция, скорее всего, останется в ближайшие годы.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!