Ситуация: У людей, потребляющих инъекционные наркотики, риск заразиться ВИЧ в 24 раза выше, чем у всего остального населения в целом. Поэтому политика профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и заболевания СПИДом среди этой группы должна быть особенной. Вопрос — насколько она действенна?
На деле: Очень сложно определить, как в реальности обстоят дела с политикой профилактики ВИЧ/СПИДа среди наркопотребителей в разных странах. Причина — отсутствие надёжных инструментов измерения эффективности профилактических мер.
Пётр Мейлахс из Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Университета Джорджии (США) и Университета Тарбиат Модарес (Тегеран) разработал Международный индекс политик по профилактике ВИЧ среди людей, употребляющих инъекционные наркотики (HIV-PWID Policy Index (HPPI)). Это первый серьёзный инструмент, позволяющий оценить и сравнить, насколько развита политика по профилактике ВИЧ/СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков в 105 странах мира. Лидерами в этой области оказались Испания, Швейцария, Люксембург, Молдова и Кыргызстан. Среди стран с самыми низкими показателями — Никарагуа, Япония, Сирия. Россия занимает 59-е место. Статья с описанием методологии и оценки нового индекса опубликована в International Journal of Drug Policy. Работа поддержана проектом 5-100 .
PWID — аббревиатура от англ. people who inject drugs — люди, употребляющие инъекционные наркотики (ЛУИН). HIV — аббревиатура от англ. human immunodeficiency viruses — вирус иммунодефицита человека.
Более 15,5 миллионов человек ежегодно во всем мире употребляют запрещённые наркотические вещества посредством инъекций. Примерно каждый шестой из них ВИЧ-положительный. Число новых выявленных случаев ВИЧ среди людей, употребляющих инъекционные наркотики (ЛУИН), продолжает расти. Тем не менее, количество инфицированных в этой группе в разных странах неоднородно — в одних государствах больше, а в других значительно меньше. Причина — в особенностях политики по профилактике ВИЧ/СПИД.
Учёные отмечают, что национальные образовательные, профилактические, лечебные и правовые меры по решению проблемы инъекционного употребления наркотиков сильно влияют на разные факторы риска заражения ВИЧ среди наркопотребителей. И такие мероприятия как заместительная терапия опиоидами, обмен игл и антиретровирусная терапия могут существенно сократить распространение ВИЧ среди ЛУИН. Однако в настоящее время только около половины стран реализуют научно обоснованную политику в этой сфере. Тогда как многие другие продолжают подвергать зависимое от инъекционных наркотиков население карательным уголовным и другим малопродуктивным мерам.
Ранее научное сообщество предпринимало только одну попытку сконструировать индекс профилактики ВИЧ среди наркопотребителей (Люси Платт с коллегами по Лондонской школе гигиены и тропической медицины). Но, по признанию самих создателей, индекс получился «сырым». Он основан на небольшом количестве индикаторов для 50 европейских стран.
Петр Мейлахс поставил задачу разработать более точный инструмент. Изначально индекс был сконструирован на основе данных по странам Европейского региона ВОЗ (страны Европы и СНГ). Затем, в сотрудничестве с зарубежными коллегами, автор расширил географическую область применения индекса на страны всех континентов.
Создание индекса проходило в несколько этапов. Сначала была разработана концептуальная основа для определения областей и индикаторов политик (policies) для построения HPPI. Всего в индекс было включено шесть индикаторов, демонстрирующих ситуацию с профилактикой ВИЧ среди ЛУИН в следующих направлениях:
Далее авторы проанализировали качество и доступность показателей, характеризующих эти сферы, на уровне разных стран. Изначально данные были собраны по 181 стране. Но 76 были исключены из анализа из-за отсутствия достаточной информации по выделенным индикаторам индекса. В ходе сбора данных учёные использовали материалы, предоставленные такими международными организациями, как Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), ВОЗ, The European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (EMCDDA).
На третьем этапе авторы использовали метод FMLDEA (fuzzy multilyer data envelopment analysis) — многоуровневого анализа данных для их агрегирования в составной индекс. Полученные показатели колеблются от 0 до 1. Чем выше показатель, тем более высокий в стране уровень развития профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков.
Полученные результаты подтвердили, что есть существенные национальные и региональные различия в политике профилактики ВИЧ среди ЛУИН. При этом они не обязательно зависят от уровня экономического развития страны. Так, в десятке лидеров наряду с Швейцарией, Норвегией, Францией и Канадой оказались страны постсоветского пространства — Кыргызстан, Армения, Молдова. А Япония занимает предпоследнее место между Кабо-Верде (Африка) и Никарагуа.
Высокие показатели некоторых постсоветских стран могут быть связаны с усилиями по оказанию международной помощи после распада СССР и внедрением научно доказанных способов профилактики. «Например, Кыргызстан занимает пятое место в рейтинге HPPI, потому что правительство продвигает научно обоснованные меры, направленные на профилактику и лечение ВИЧ среди ЛУИН, включая официальную поддержку программ обмена шприцев», — отмечают авторы. Тем не менее, учёные обращают внимание, что одно из недавних исследований задокументировало значительные препятствия для доступа к услугам ПОШ в Кыргызстане.
Низкая эффективность политики профилактики ВИЧ среди ЛУИН в некоторых регионах может частично объясняться тем, что количество самих наркопотребителей инъекционных наркотиков в этих странах относительно невелико. Поэтому ВИЧ среди них может не восприниматься государством, как проблема. Например, на Ближнем Востоке и в Северной Африке доля ЛУИН среди населения 15-64 лет — 0,12%, в то время как в Восточной Европе — 1,30%.
В целом самая эффективная политика по профилактике ВИЧ среди ЛУИН проводится в Северной Америке (0,82) и Европе (0,81). Наиболее малоэффективная — в Южной Америке (0,59), Африке (0,50) и особенно Центральной Америке (0,22). Средний уровень — Океания (0,76) и Азия (0,66). Правда, как отмечают авторы, за этими усредненными показателями скрываются значительные субрегиональные различия. Например, страны Центральной Азии имеют значительно более высокие показатели (0,85), чем страны Ближнего и Среднего Востока (0,33).
Россия, по данным индекса, занимает 59 место с показателем 0,745. Это свидетельство, что государству необходимо обратить более пристальное внимание на профилактику ВИЧ среди ЛУИН в нашей стране. Согласно официальной статистике Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, среди всех инфицированных ВИЧ россиян с известной причиной заражения, выявленных в 1987-2020 годов почти 60% были заражены при употреблении наркотиков. Всего к концу I полугодия 2020 года в стране проживало 1 094 050 россиян с лабораторно выявленным диагнозом ВИЧ-инфекция.
Среди основных причин, что Россия оказалась не на ведущем месте в области политики профилактики ВИЧ среди ЛУИН, как считает Пётр Мейлахс, — запрет на заместительную терапию и недостаточное присутствие программ снижения обмена шприцев.
Профилактике ВИЧ среди инъекционных наркопотребителей на международном уровне уделяется значительное внимание. Так, например, ЮНЭЙДС поставила цель обеспечить 90% доступа к сервисам профилактики ВИЧ среди ЛУИН, включая тестирование на ВИЧ, антиретровирусную терапию, программы обмена игл и шприцев, клинические услуги и т.д. При этом мониторинг реализации подобных программ на национальном уровне составляет проблему из-за отсутствия надежных инструментов для его осуществления.
Именно поэтому и был разработан HIV-PWID Policy Index. «Его можно использовать и для аналитики, и для понимания и озвучивания политикам, профессионалам, населению того, что происходит в области профилактики ВИЧ для ЛУИН в разных странах, подобно тому, как используются другие индексы, типа Transparency International, например», — отмечает Пётр Мейлахс.
Также индекс, полагает исследователь, может быть полезен в разработке социальных программ — введения доказано подтверждённых мер, которые снижают превалентность ВИЧ среди ЛУИН, вроде заместительной терапии и раздачи шприцев.
Превалентность — число событий, например, случаев определенной болезни или другого состояния, в популяции в определенный момент (prevalent cases — все случаи болезни на некоторый момент в популяции).
В то же время учёный обращает внимание на то, что как инструмент мониторинга HPPI имеет ряд ограничений. Он надёжен настолько, насколько надёжны базовые данные, которые используются при его построении. Более того, страны из определенных регионов мира, включая большую часть Африки к югу от Сахары и Южную Америку, имеют ограниченные данные о ВИЧ/СПИДе, что также может сказываться на точности измерений.
IQ
Эрик Л. Севиньи, Университет Джорджии (США)
Петр Мейлахс, старший научный сотрудник Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Мохаммед Явад Фейзоллахи, Университет Джорджии (США)
Мохамед Реза Амини, Tarbiat Modares University, Тегеран (Иран)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!