Воздух в общественном транспорте населен бактериями и спорами грибов. Но в метро и салонах автобусов численность микробиоты, по подсчетам почвоведов, — в пределах нормы. В отличие от автобусных остановок: туда ветер наносит пыль — частицы почв с окрестных территорий, в которых и содержатся микроорганизмы. Статью о невидимых пассажирах транспорта опубликовал журнал ВШЭ «Городские исследования и практики».
В воздухе транспорта всегда есть микроорганизмы. Они переносятся вместе с пылью.
Пыль — это мельчайшие частицы почв и грунтов, которые разносит ветер. Земля — клондайк разнообразных бактерий, спор грибов и прочей микробиоты. Вместе со взвесью пыли они могут долго носиться в воздухе и не оседать.
Но в метро пыль удаляют: регулярно делают влажную уборку, и повторно в воздух грязь уже не поднимается. Да и воздух в подземку поступает разный: не только с пыльных придорожных участков, но и с более чистых.
В воздухе вагонов поездов метрополитена зимой в кубометре воздуха в среднем содержится 1230 колониеобразующих единиц (КОЕ), подсчитали почвоведы. Это количество не превышает норму (1500 и 2500 КОЕ/м3 для лета и зимы соответственно).
Салоны автобусов — намного грязнее. Их воздух вдвое богаче микробиотой по сравнению с вагонами метро — 2463 КОЕ/м3, отмечают Владимир Тихонов, Ольга Николаева и Полина Пильгун.
Но и это количество в пределах нормы.
С воздухом на платформах подземки и автобусных остановках ситуация намного сложнее. Для первых показатель, как выяснилось, 3882 КОЕ/м3. И это явно не образец чистоты. Но и эти данные, подчеркивают исследователи, не зашкаливают.
Зато автобусные остановки — вне конкуренции по численности микроорганизмов. Их показатель — 10328 КОЕ/м3, то есть вчетверо больше, чем в салоне автобуса.
Однако норматива для воздуха автобусных остановок нет (санитарно-микробиологический контроль проводится только в помещениях, а не на улицах). Но если бы эти цифры были, то остановки бы явно их превысили.
Повышенное содержание микроорганизмов в воздухе на автобусных остановках вполне логично, поясняют авторы. Во-первых, там много грязи из-за «естественного пыления» соседних почв и грунтов. Во-вторых, движущийся транспорт тоже наносит пыль.
Пробы воздуха отбирались зимой 2017 года на четырех линиях метро и четырех автобусных маршрутах. Исследовалась среда поездов и платформ подземки, а также автотранспорта и его остановок. Число проб в общей сложности — 108.
Учитывалась также температура воздуха, количество пассажиров в транспорте и длина маршрута.
Как измеряли
Воздух в вагонах метро исследовался на Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Таганско-Краснопресненской линиях. Пробы на платформах отбирались на станциях «Славянский бульвар», «Бабушкинская», «Тульская», «Волгоградский проспект».
Среди автобусных маршрутов были «М2» (Фили — Рижский вокзал), «М10» (Лобненская улица — метро «Китай город»), «688» (Озерная ул. — Крылатское), «137» (Братцево — метро «Речной вокзал»). Воздух отбирался на автобусных остановках у метро «Парк Победы» и «Лубянка».
Для анализа воздуха (отбора проб) в транспорте ставился контейнер с тремя чашками Петри, в которых была создана питательная среда для микроорганизмов. Они осаждались на нее. Количество и состав микробиоты определяли с помощью подсчета колониеобразующих единиц.
Отбор шел на высоте один метр от пола в транспорте и на такой же высоте от земли на остановках и платформах. Пробы отбирали в центральной части автобусов, вагонов метро, а также остановок и платформ.
Избыток микроорганизмов в воздухе влияет на наше здоровье. Есть риски респираторных и аллергических заболеваний.
Исследователи подсчитывали численность сапротрофных бактерий и спор мицелиальных грибов в транспорте. И те, и другие небезвредны для человека.
Сапротрофные бактерии — гнилостные, они участвуют в разложении отмерших организмов. Среди них выделены:
Споры грибов (СГ) тоже небезобидны: могут вызывать аллергию.
Выяснилось, что по численности безусловно лидируют Б25. Именно они делают наземный транспорт существенно грязнее вагонов метро.
Значительно меньше условно-патогенных бактерий и еще меньше — спор грибов.
Причем концентрация Б37 и спор грибов в обоих видах транспорта сопоставима.
Численность микроорганизмов в транспорте во многом определяется их количеством в воздухе окружающей среды, поясняют исследователи.
«Более высокие значения содержания микроорганизмов на платформах метро и автобусных остановках по сравнению с транспортом обусловлены пропорциональным ростом доли Б25 и СГ, — поясняют исследователи. — <...> Количество Б37 значимо не растет, и даже отмечается их некоторое снижение в воздухе на автобусных остановках».
Второй эффект может быть связан с меньшим числом людей на единицу площади, а также с рассеиванием микрофлоры ветром. В исследованиях доказана обратная корреляция между содержанием патогенной микрофлоры и скоростью воздуха в городе.
А вот с другими факторами численность бактерий и спор грибов коррелирует слабо.
Анализ «не выявил связей между содержанием микроорганизмов в воздухе транспортных средств и <...> температурой воздуха, количеством пассажиров в транспорте и длиной маршрута».
Итак, чем меньше взвесь пыли в воздухе, тем меньше наземка и метро загрязнены микроорганизмами. При этом автотранспорт играет роль защитного экрана: численность микроорганизмов внутри него в несколько раз ниже, чем в воздухе окружающей среды. Пассажир автобуса сталкивается с меньшим количеством микроорганизмов, чем пешеход, бредущий вдоль дороги.
Если опираться на нормативы ЕС для воздуха помещений, то среда внутри вагонов метро и автобусов загрязнена бактериями на среднем уровне, а спорами грибов — на низком. Воздух платформ метро сильно заселен бактериями и слабо — спорами. А на автобусных остановках целое скопище как первых, так и вторых.
Группы микроорганизмов | Содержание в воздухе домов, КОЕ/м3 | Категория загрязнения |
Бактерии | < 100 | Очень низкая |
100–500 | Низкая | |
500–2500 | Средняя | |
2500–10000 | Высокая | |
> 10000 | Очень высокая | |
Грибы | < 50 | Очень низкая |
50–200 | Низкая | |
200–1000 | Средняя | |
1000–10000 | Высокая | |
> 10000 | Очень высокая |
Источник: Comission of the European Communities (СЕС), 1993 год
По содержанию микробиоты на платформах московский метрополитен оказался в одном ряду с подземкой в Лондоне, Мехико и Санкт-Петербурге. А вот пекинское метро намного загрязненнее.
По условно-патогенной микрофлоре сходные данные получены для автобусов Бангкока.
Пыль и грязь во многом связаны с тем, как организовано городское пространство. Если много пустых, не засаженных растениями почв, много строек и инженерных работ, то и пыли немало. А с ней — и микробиоты.
Чтобы почвы не разлетались вместе с ветром, их надо закреплять корнями растений. Нужно больше газонов, кустов и деревьев.
Состояние воздуха ухудшают и вытаптывание газонов и парковка на них машин. Надо защищать газоны.
Наконец, если общественные зоны сформированы у трасс, нужно создавать защитные полосы из лиственных деревьев. Они снижают концентрацию пыли в воздухе.
Дороги стоит планировать так, чтобы частицы почвы «не выносились плоскостным смывом» на поверхность дорог и не поднимались в воздух транспортом.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!