Влияние качеств руководителей на эффективность банков впервые в России исследовали Елена Просвиркина и Берт Вольф. Помимо ученой степени, на рентабельности финорганизаций положительно сказываются низкая гендерная неоднородность топ-менеджмента, а также отсутствие двойственной позиции у председателя Правления: несовмещение должности с обязанностями председателя Совета директоров. Подробнее — в материале IQ.HSE.
Связь результатов бизнеса с особенностями его рулевых в мире активно изучается с середины 1980-х годов — с появления теории высших эшелонов Дональда Хэмбрика и Филлис Мейсон. Высшие эшелоны — это топ-менеджеры. Развитие компаний зависит от их ценностей и убеждений, а ценности и убеждения в свою очередь — от индивидуальных характеристик: возраста, пола, национальности, образования, опыта работы и т.п.
Чаще всего темой интересуются ученые США, Европы и Китая. В России ее пока рассматривали немногие и никто — применительно к финансовым показателям банков.
Елена Просвиркина и Берт Вольф выбрали один из критериев эффективности компаний — рентабельность активов (ROA). Он дает представление о том, насколько действенно активы используются для получения прибыли.
Информация для расчета ROA собрана по 178 банкам, работающим в РФ. По ним же получены данные о руководящем составе — профессиональном опыте, образовании и социально-демографических особенностях членов Правлений.
178 банков — это 32% от общего числа функционировавших в России в 2018 году. Изучение такого массива позволило «написать» любопытный портрет.
Команды топ-менеджмента в основном оказались однородны:
по возрасту. Средний для генеральных директоров — 46,6 лет (самому молодому — 29, самому старшему — 65);
по полу. В 77,5% случаев кресло председателя Правления занимают мужчины, однако в Правлениях большинства банков есть хотя бы одна женщина;
по гражданству. В основном — граждане РФ, иностранцы руководят только 6,7% банков;
по опыту работы. Как правило, все имеют профильный «отечественный» стаж при отсутствии международного опыта.
Интерьер для портрета — сами организации. Через них видна картина отрасли в целом: большинство банков — крупные/средние, частные, местные, универсальные (обслуживают как физических, так и юридических лиц), с высокой концентрацией капитала (наличие одного акционера, контролирующего управленческие решения).
Пять фактов о банковской системе России
На 1 августа 2019 года в Российской Федерации действовало 415 банков. Количество сокращается (1 августа 2018 — 476), однако Россия по-прежнему не уступает США, Германии, Австрии и Франции.
РФ входит в число стран с низким реальным уровнем банковской конкуренции (Македония, Словакия, Оман, Греция). Основная причина — мощь игроков, напрямую или косвенно управляемых государством.
Банков с господдержкой всего 5%, но у них 58,6% совокупных активов рынка. Крупные частные владеют 29,8%, иностранные — 8,8%, малые и средние в регионах — 2,8%.
Китай, Индия и Россия — единственные из крупных национальных экономик, где основную роль в банковской сфере продолжают играть госорганизации.
Иностранным капиталом в РФ контролируются 27% банков. В других развивающихся государствах показатель выше: в Восточной Европе около 70%, в Латинской Америке — 40%.
Связь ROA со свойствами топ-менеджмента проверили с помощью регрессионного анализа. В фокусе были четыре группы характеристик:
демографические (пол, возраст, гражданство);
образование (основное, дополнительное, специальность, наличие ученой степени);
стаж и опыт работы (международный, отраслевой, руководящий, текущий функционал);
гетерогенность управленческих команд — их демографическое, образовательное, гендерное разнообразие.
Выяснилось, что из всего многообразия показателей значение имеют только три:
1. Доля членов Правления с ученой степенью
Влияние положительное. Банки с наибольшим процентом кандидатов или докторов наук в составе дирекции достигают лучшей рентабельности активов. Это не обязательно сам факт званий. Значение имеют личные качества их обладателей, такие люди, «как правило, отличаются целеустремленностью, хорошим критическим мышлением и аналитическими навыками, которые важны в управлении банком».
2. Двойственность председателя Правления
Влияние отрицательное. Двойственность, то есть совмещение должностей председателя Правления и председателя Совета директоров, может привести к конфликту интересов, чрезмерному влиянию главы Правления на решения Совета, снижению возможностей надзора и оценки руководства банка.
3. Гендерная неоднородность
Влияние отрицательное. В банках, где Правление гендерно однородно, ROA выше. Обнаруженная закономерность, по словам ученых, «противоречит международным исследованиям, которые утверждают, что бизнес-организации достигают более высоких финансовых результатов в случае сравнительно высокой гендерной гетерогенности».
Топ-менеджменту банков не хватает гендерного баланса
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!