Аспирантура ускоряет карьеру, убеждены многие учащиеся. Но часть из них неизбежно отсеивается. Итоги обучения зависят от многих факторов — в том числе, стартовых карьерных установок (уйти или остаться в академии), режима совмещения работы с учебой и финансовой ситуации. Исследователи ВШЭ изучили, где трудятся аспиранты, с какой сферой связывают будущее и как это влияет на восприятие учебы.
В российской аспирантуре довольно высокий отсев. Лишь около 60% поступивших заканчивают обучение. В принципе ситуация не уникальна. В Испании доля выбывших достигает по ряду профилей 70–90%, в США — 50%, в Австралии — около 30%. Большой отсев часто связывают с вынужденным совмещением учебы и работы. В России на аспирантскую стипендию прожить невозможно — нужно трудоустраиваться. Однако между учебой и работой может возникнуть конфликт (по затратам времени, сил, содержанию). Аспиранту приходится выбирать: или — или. Но возможен и синергетический эффект: работа помогает в подготовке диссертации.
Связь между трудовой занятостью и итогами аспирантуры часто неоднозначна, показали исследования. Молодые люди, не завершившие курс, расценивают работу во время обучения как препятствие. А успешно закончившие аспирантуру, наоборот, говорят о пользе занятости.
Эти ретроспективные оценки значимы. Но не менее важны и изначальные карьерные планы аспирантов: закрепиться в университете или работать вне академии. Наконец, имеют значение характеристики занятости (место работы, полный или неполный день) и связь темы диссертации с содержанием работы. Все эти факторы влияют на результаты аспирантуры и дальнейшую карьеру.
Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и Зибейда Джафарова подробно изучили занятость учащихся в ее связи с их профессиональными амбициями и разными аспектами обучения. Работа опирается на опрос 2020 аспирантов в 14 российских вузах (12 из них — участники программы «5–100» плюс два федеральных университета; 2016 год).
По данным опроса, трудоустроены 90% аспирантов. Причем место их работы многое говорит о степени заинтересованности в академической карьере. Как правило, учащиеся, занятые в вузе, чаще всего связывают свое будущее с академией.
Однако по исследованию получается, что самый распространенный вариант работы — полный день вне вуза. В таком режиме трудятся 34% информантов.
В целом расклад такой:
За пределами университета аспиранты чаще всего заняты в коммерческих организациях на неисследовательских должностях (38%). Вне академии исследованиями занимаются лишь 17%.
Учащиеся, работающие в вузе, занимаются исследованиями (58%), преподаванием (43%) и административной работой (около четверти). Сумма превышает 100%, поскольку встречается сочетание разных видов занятости.
Характер работы в вузе во многом определяется направлением подготовки в аспирантуре. Так, среди математиков и инженеров больше исследователей (75% и 62% соответственно). Аспиранты по направлению «образование» — в основном, преподаватели (70%). Те, кто изучает гуманитарные или социальные науки, нередко заняты в административной сфере (38% и 35%).
На фоне такой занятости возникает вопрос, как ее совмещают с аспирантурой. И зачем вообще люди идут на эту ступень обучения.
Все вполне логично. Молодые люди высоко оценивают карьерный потенциал аспирантуры. Многие ожидания от нее связаны именно с этим фактором. 68% сотрудников вуза и 48% трудоустроенных в других местах уверены в том, что обучение поможет в карьере исследователя в вузе или НИИ. О значимости аспирантуры для преподавательской карьеры говорят 50% респондентов из вуза и 42% из других организаций.
Даже неакадемические работники довольно высокого мнения об аспирантуре как драйвере карьеры. Обучение поможет в продвижении вне академии, считают 43% респондентов этой группы. И 30% полагают, что аспирантура способствует развитию карьеры исследователя в коммерческой организации.
82% учащихся поступают в аспирантуру того же вуза, который они закончили. Этот вариант инбридинга, равно как и другой — рекрутинг собственных выпускников, часто встречается в российских вузах. Это подтверждается и в исследовании. Среди респондентов, работающих в alma mater, преобладают инбриды. И они не планируют менять место работы по окончании курса.
Аспиранты, трудоустроенные в вузе, изначально продолжали обучение ради карьеры в академии. А среди респондентов, не занятых в университете, больше тех, кто видел в аспирантуре катализатор невузовской карьеры. В то же время, аспиранты могут выбрать работу вне вуза и из-за барьеров, которые возникают в силу инбридинга.
Университетская среда в России все еще остается закрытой, и при прочих равных вузы предпочитают нанять своих выпускников, чем взять сотрудников извне, пусть и не менее конкурентоспособных.
Аспирантура меняется. Вместо модели наставничества — самостоятельной работы, курируемой научным руководителем, — появились структурированные программы. Учебная нагрузка растет — на фоне сохранения традиционных элементов: подготовки диссертации, статей по теме и пр. Эти изменения корректируют восприятие аспирантуры. Особенно у тех учащихся, которые трудоустроены.
73% респондентов сложно сочетать учебу с работой. Это совмещение особенно проблематично для тех, кто занят полный день вне вуза (89% опрошенных этой группы). Среди сотрудников университетов эти трудности отметили 65%. Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу.
Но на совмещение занятости и аспирантуры влияет и связь работы с темой диссертации. Если ее нет, то ситуация усложняется. Среди респондентов этой «бесконтактной» группы о трудностях говорят 45% занятых в вузе и 63% сотрудников других организаций.
Среди сотрудников университета проблема дефицита сил и времени для выполнения программы аспирантуры особенно актуальна для преподавателей и администраторов.
Среди первых тема диссертации и работа никак не связаны у 34%, среди вторых — у 58%. В более выгодном положении аспиранты-исследователи. Свыше половины из них (55%) трудятся как раз по теме. В этой группе доля тех, кому тяжело одновременно учиться и работать, составляет лишь 29%. А среди преподавателей и администраторов таковых — по 40%.
Для респондентов — сотрудников других организаций все тоже непросто. Работа и диссертация — параллельные миры для 46% опрошенных.
Респонденты-сотрудники вузов, которым в целом легче сочетать учебу с работой, более позитивно оценивают условия аспирантуры и свой опыт обучения. Так, среди тех, кто трудится полный день в университете, 57% считают аспирантский опыт полезным для работы. А среди полноценно занятых вне вуза эта доля — лишь 46%.
О недостатке финансовой поддержки говорит большинство респондентов. Наибольшие сложности — у тех, кто подрабатывает от случая к случаю (81% опрошенных), а наименьшие — у аспирантов, занятых весь день вне вуза (68%). Опрошенные второй группы полагаются на зарплату.
Таким образом, возникает дилемма. Работа вне вуза материально обеспечивает, но мешает учебе. И наоборот, занятость в университете или нерегулярные подработки приносят меньше денег, зато дают удачный аспирантский опыт.
Несмотря на уход от модели наставничества, научный руководитель остается ключевой фигурой для учащегося. Он не только помогает с диссертацией, но и вводит аспиранта в научное сообщество. 90% респондентов консультируются с научным руководителем по диссертации как минимум раз в месяц. Аспиранты-сотрудники вуза общаются с ним чаще, причем по разным вопросам. У занятых вне академии это случается намного реже. Между тем, этот контакт тоже влияет на результаты аспирантуры — например, на защиту в срок.
83% респондентов предполагают, что защитятся вовремя или в течение года после окончания обучения. При этом аспиранты, занятые в вузе, независимо от объема работы, планируют защищаться через год после выпуска или позже. Включенность в университетскую среду дает основания для такой оценки, полагают авторы.
Доля тех, кто не уверен в выходе на защиту или не планирует защищать диссертацию, мала. Но среди работающих полный день вне вуза она выше всего (7%). Хотя эта доля, скорее всего, даже занижена. Выбор ответа «не буду защищаться» означает осознание собственной неуспешности в аспирантуре. А в этом признаться не всегда просто.
Планы аспирантов по трудоустройству после выпуска могут расцениваться как результат обучения. Выбор в пользу академии говорит об эффективности работы аспирантуры, в первую очередь, — с точки зрения государства и вузов. Подготовка научно-педагогических кадров и есть прямая задача аспирантуры. С другой стороны, обучение на этой ступени — это период профессионального самоопределения. И разнообразие мест трудоустройства аспирантов может рассматриваться как сигнал для изменения содержания и целей подготовки в аспирантуре.
Аспиранты, занятые в вузе полный и неполный рабочий день, — главный кадровый резерв академии. 85% из них хотели бы работать в университете после аспирантуры.
Среди сотрудников других организаций вузовская карьера привлекает 67% респондентов. И, соответственно, треть не ориентирована на академию. Эти планы подтверждают, что многие занятые вне вуза учащиеся рассматривают аспирантуру как драйвер любой карьеры. Это особенно заметно у респондентов, которые трудятся полный день. Среди них 63% хотят работать вне академии. Фактически они для нее потеряны. Такие аспиранты меньше заняты учебой и испытывают трудности с ней.
Ясно, что содержание труда и карьерные планы взаимосвязаны. Это четко видно на примере аспирантов — вузовских работников. Доля желающих остаться в том же университете после выпуска ниже среди тех, кто занят наукой и исследованиями (80%), и выше среди преподавателей (87%) и администраторов (89%). При этом среди респондентов:
Исследователи намерены продолжить работу по профилю, но не обязательно в вузе, а, например, в научных и коммерческих организациях.
Те, кто преподает, планируют делать это и дальше (45%).
Администраторы хотят остаться в вузе, но преподавать (41%) или заниматься наукой (13%).
То есть занятые наукой и исследованиями планируют сохранить содержание работы, но готовы сменить место. А те, кто преподает и администрирует, хотят остаться в вузе.
Таким образом, аспиранты с разным трудоустройством и планами по-разному себя ведут в процессе обучения и воспринимают его неодинаково. Респонденты, выбравшие академическую карьеру, — высокого мнения о возможностях аспирантуры. Но таких аспирантов, успешно совмещающих учебу с полной занятостью и удовлетворенных условиями в аспирантуре, — меньше одной пятой. В то же время, разнообразие трудоустройства аспирантов — тоже важный сигнал.
С одной стороны, во многих странах похожая ситуация. Так, в Великобритании для выпускников со степенью в области точных и инженерных наук академическая сфера отнюдь не приоритетна. Доля выпускников этих профилей, укорененных в академии, — лишь 20%.
С другой стороны, частое трудоустройство вчерашних аспирантов вне академической сферы может говорить о перепроизводстве кадров с таким уровнем образования.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!