Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Русский балет

Русский балет

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

«Чертова дюжина для меня счастливое число. Книг о танце невероятно много, но я остановилась на тринадцати. Старалась уместить в эту подборку широкий диапазон тем — от романтического балета до танцовщиков Гитлера, от ансамблей «народного» танца до американского постмодерна,» — поясняет Ирина.


Хореографическое искусство двадцатых годов

Е. Я. Суриц

Книга старейшины историков танца Елизаветы Яковлевны Суриц посвящена новациям в балете первого послереволюционного десятилетия. Автор рассказывает о новом поколении талантливейших хореографов из академических театров Москвы и Петрограда: Александре Горском, Федоре Лопухове, Касьяне Голейзовском, Георгии Баланчивадзе — о тех, кто заложил пути развития балетного театра в ХХ веке.

Critical Moves: Dance Studies in Theory and Politics
Randy Martin

«Критические движения. Шаги, которые мы должны предпринять. Движения, которые направляют критическое сознание. Танец находится в точке, где встречаются рефлексия и телесность, переплетаются действие и предвосхищение. Танец, следовательно, острый момент этих состояний, появляющийся как будто после предупреждения, но без предварительного диагноза. Он обладает всей интенсивностью несчастного случая, который все же не приводит к гибели. Танец возникает благодаря силам, влиянию которых поддается тело, только для того, чтобы самому породить силу. Танец подобен быстрому мышлению — мышлению ногами. Танец создает такое чувство, будто находишься в центре кризиса, разрыва, потери; так что если танец кажется серий остановок и начал, для танцовщика уже наступает следующий шаг, совершается переход от одного состояния (не)равновесия к следующему» — так открывается книга Рэнди Мартина, который начинал свой профессиональный и творческий путь танцовщиком, а впоследствии стал одним из самых радикальных и влиятельных исследователей и теоретиков танца.

The Work of Dance: Labor, Movement, and Identity in the 1930s
Mark Franko

Марк Франко также в начале карьеры был танцовщиком. Теперь он профессор dance studies, автор множества книг о танце, редактор серии по теории танца в Oxford University Press. Книга The Work of Dance посвящена 1930-м годам — времени радикализма в политике, когда американские танцовщики и хореографы участвовали в рабочем социалистическом движении. Франко анализирует не только интеграцию танцовщиков в политику, но и телесную составляющую этого вида искусства. Chorus line (кордебалет — прим. IQ) в танцевальных ревю вроде Ziegfeld Follies или же создаваемый в те годы Мартой Грэм танец модерн толкуются автором как «физическая работа».


Choreographic Politics:
State Folk Dance Companies, Representation, and Power
Anthony Shay

В 1930-е годы в СССР возникло удивительное явление — первый ансамбль «народного» танца на госбюджете. Игорь Моисеев создал тогда новую модель, которая оказалась столь успешной, что после войны ее скопировали не только в странах так называемого «социалистического блока», но и в Турции, Египте, Марокко, Греции, на Кубе. Американский исследователь Энтони Шей отдал изучению «народного» танца много лет — счастливых — как он сам признается. Автор описывает и анализирует хореографические стратегии, репертуар и отдельные спектакли государственных ансамблей «народного» танца в разных странах мира.


Hitler's Dancers:
German Modern Dance and the Third Reich
Lilian Karina, Marion Kant

Нацисты жгли книги и запрещали многих современных им художников. Танец тоже попал в круг внимания печально знаменитого Министерства пропаганды, возглавляемого Геббельсом.

В книге совмещается два взгляда на эпоху — исследовательницы танца Марион Кант и танцовщицы Лилиан Карина, жившей и работавшей в «тени Рейхстага».



La Muse de mauvaise réputation: Danse et érotisme
Philippe Verrièle

На первый взгляд кажется, что танец и эротика связаны самым тесным образом — через тело танцовщика. Однако танец, чувственный по своей сути, вовсе не обязательно сексуален. Даже наоборот: в современном танце очень мало работ, отсылающих к эротике. «Почему это так?» — спрашивает Филипп Верьель, исследователь и критик танца, известный своими острыми суждениями. В его повествовании объединены танец Саломеи и буто, танго и хореография Анны Терезы де Керсмакер.



Русский балет Дягилева 
Линн Гарафола

История балета в ХХ веке не знала другой такой труппы, которая бы оставила столь же глубокий и мощный след, как «Русский балет» Дягилева. Всего за двадцать лет существования (с 1909 по 1929 год) он успел изменить восприятие балета — от любования хорошенькими ножками к погружению в живое современное искусство. В дягилевской труппе раскрылся хореографический талант Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Бронславы Нижинской, Джорджа Баланчина. Свои балеты они старались ставить согласно концепции Gesamtkunstwerk, которая предполагала синтез искусств и создание идеального произведения. Книга профессора Колумбийского университета, известного историка танца Линн Гарафолы посвящена одному из самых ярких эпизодов истории балета.


Свободное движение и пластический танец в России
Ирина Сироткина

Одна из первых монографий о студийном движении начала ХХ века, которое началось в России с легкой руки и легкой ноги Айседоры Дункан. Сама «бабушка современного танца» говорила, что если бы ее последователей в России выстроить в одну линию, то эта линия протянулась бы от Петрограда до Сибири. Возможно, она несколько преувеличивала, но в первые десятилетия ХХ века в нашей стране танец стал не только популярной формой досуга, но и образом жизни. В некоторых студиях участники и танцевали, и сожительствовали. Так что, иногда танцстудии больше походили на коммуну, нежели пропагандируемый властью официальный коммунизм.

 


The Dancing Goddesses:
Folklore, Archaeology, and the Origins of European Dance
Elizabeth Wayland Barber

Многие древние народы, от южной Греции до Русского Севера, поклонялись «танцующим богиням» — женским языческим божествам, как правило, изображавшимся в танцевальной позе. Эти божества связаны с культами плодородия, урожая, деторождения, семьи. Элизабет Барбер, специалист в области танцев южных славян, написала книгу на пересечении археологии, фольклористики и исследований движения и танца. Читается книга как детектив, в котором читателю постепенно открывается значение «танцующих богинь».


Запись танца.
Элементарные основы записи движений
по системе Рудольфа Лабана. Labanotation
Н.А. Вихрева

Тех, кто еще сомневается, что существует наука о танце, может переубедить существование различных языков и систем записи танца. Их не уничтожило даже появление видео. Записывая хореографию с помощью специальных знаков, танцовщик и хореограф не просто фиксируют движения, а подвергают их анализу. В прошлом солистка балета, Надежда Алексеевна Вихрева, посвятила проблемам записи танца почти сорок лет. В книге представлены разные языки танцнотации, от Мишеля Тулуза (XV век) до супругов Бенеш (XX век).


The Oxford Handbook of Dance and the Popular Screen

Книга из оксфордской серии учебников посвящена танцу на экране: в кино, на телевидении, в видео на YouTube, в рекламных роликах и музыкальных клипах. Феномен попкультуры подвергается в книге критическому анализу. Авторы задаются множеством системных вопросов. Каково место танца в «устройстве» фильма? Какой тип тела и какая хореография востребованы на экране? Как это влияет на восприятие танца вообще? Как идентичность танцовщиков — расовая, гендерная, национальная, сексуальная — включается или не включается в нарративы, связанные с танцем? Какие типы телесного труда: тренировка, обучение танцу, репетиция — присутствуют или игнорируются в индустрии танца на экране?


Тальони. Феномен и миф
Инна Скляревская

Книга Инны Скляревской, петербургского историка и критика балета, — о блестящей танцовщице эпохи романтизма Марии Тальони. Беспрецедентная слава этой балерины и уникальность ее искусства породили особый миф Тальони. Автор деконструирует этот миф, делая это тщательно, осторожно и с любовью к балету эпохи романтизма. Ее цель благая — восстановить истинное хореографическое содержание танца Тальони.

Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн

Салли Бейнс

Автор книги Салли Бейнс описывает нью-йоркскую танцевальную сцену 1980-х годов, где создавался так называемый «танец постмодерн». Автор рассказывает о танцовщиках, центром притяжения для которых стала Judson Memorial Church – протестантская церковь на границе Гринвич Вилледж на Манхэттене. Там встретились и танцевали вместе Ивонн Райнер, Симона Форти, Стив Пэкстон, Триша Браун и другие художники танца, без которых сейчас невозможно представить это искусство.
IQ

Автор текста:Сироткина Ирина Евгеньевна,10 июля, 2019 г.