По одной из версий, принадлежащей французскому историку Филиппу Арьесу, детство в европейской культуре появилось только около XVII века. Это можно отследить по живописи и архитектуре того времени. Позже особый герой — ребенок — появляется и в литературе.
В общем, чем сложнее становился труд и отношения в обществе, тем больше времени требовалось на подготовку к работе и самостоятельной жизни, соответственно — тем позже люди становились взрослыми.
Понятие подросткового возраста, который в среднем длится с 12 до 18 лет, появилось лишь в XX веке. Тогда считалось, что это период жизни, за который человек обычно понимает какой он, кто его друзья, что он планирует делать в будущем.
В начале XXI века стали говорить о кидалтах — людях, порой старше 30 лет, которые все еще живут с родителями, учатся, выбирают дорогу в жизни.
Сегодня границы между детством и взрослостью очень подвижные, неявные. Одни умеет зарабатывать деньги, участвуют в социально-значимых проектах (спасают животных, помогают бедным, поддерживают стариков) уже в девять лет, другие этому не научились к своим 30 годам, но зато не общаются с родителями и имеют собственных детей.
Кого из этих людей считать взрослыми? Не понятно.
Однако, все, что описано выше, касается, в большей мере, европейской культуры. Важно понимать, что отличие ребенка от взрослого по-разному определяется не только в разные исторические периоды, но и в разных культурах. К тому же, всегда надо учитывать объективные условия жизни: сколько живут люди, как быстро стареет организм, как идут процессы физиологического созревания. Например, в некоторых африканских странах до сих пор распространены браки до 15 лет. Но это вовсе не означает, что такое применимо для других культур.
Текст впервые опубликован в паблике наших партнеров — медиа ЮНЕСКО о здоровом взрослении ДВОР.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!