Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
рост социального капитала: дети находят новых друзей, учатся общаться;
повышение организованности и сосредоточенности;
снижение рисков бросить школу.
Ксения Тенишева показала, что посещение кружков, студий и курсов хорошо сказывается на школьной успеваемости. Самоощущения подростков и занятия вне класса тоже связаны. Те, кто участвует в них, более уверены в себе.
Работа опирается на опрос учеников девятых классов (14-15 лет) 129 школ Санкт-Петербурга, Пскова и малых городов Ленинградской области.
Число анкет — свыше 5400. Собрана информация об установках подростков относительно учебы, их оценках и внеклассных занятиях (последние объединены в крупные тематические категории: иностранные языки, спорт и пр). Уверенность ученика в своих силах предполагала самооценку по гуманитарным предметам, по математике, а также физическую самооценку.
В ряде исследований показано, что между школьными оценками и внеклассными занятиями есть корреляция. Сильные ученики после уроков чаще ходят в кружки и студии, слабые — по разным причинам проводят свободное время на улице.
На успехи в школе влияет любая дополнительная учеба, подчеркивают социологи НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Полезен и структурированный досуг (кружки, секции, курсы и прочие занятия с педагогом, по расписанию), и неструктурированный (самообразование, обучение через интернет, с друзьями, занятия с родителями и пр.).
Выяснилось, что больше всего школьные достижения связаны с изучением языков. Меньше – с внеклассными занятиями по школьным предметам и искусству, а также со спортом. Обучение вне кружков дополняет «положительный эффект структурированной деятельности», отмечает исследовательница.
Стоит посещать студии разной направленности. «Разнообразие видов занятий положительно связано и с успехами, и с самооценкой учащегося», — выяснила Тенишева.
Оптимально ходить в два разных кружка. Эти данные согласуются с другим исследованием. В нем установлено, что у школьников, посещающих хотя бы один вид занятий, явно выше средний полугодовой балл. Так, ученики, которые в свободное время были предоставлены сами себе, имели в среднем 3,93. А у подростков, участвовавших хотя бы в одном кружке, средний полугодовой балл составил уже 4,07. Ученики, которые посещали два вида занятий, показали результат 4,14.
Возможное объяснение состоит в том, что связь внеклассных уроков и школьных успехов детей опосредована академической самооценкой. Активная жизнь вне класса повышает самооценку, а она, в свою очередь, улучшает успеваемость.
В работе Тенишевой выявлены гендерные нюансы. У мальчиков физическая самооценка подрастает от любых внеклассных занятий (будь то спорт, математика или искусство). И эта самооценка оказывается связанной с уверенностью в своих силах по математике. Для девочек же кружки и секции никак не связаны с физической самооценкой.
Доступность внеклассных курсов различается по типам населенных пунктов. В мегаполисах она выше (хотя есть вариативность по районам; центр города обычно лучше обеспечен сервисами для детей). Средние и малые города предлагают меньше возможностей. Но, когда они есть и активно используются, то больше влияют на успеваемость подростков, чем в большом городе. Зато в Санкт-Петербурге на академических успехах сказываются спортивные тренировки.
Связь внеклассных занятий с уверенностью подростков может иметь профильный, «доменный» характер. Посещение кружка по математике повышает самооценку знаний в сфере точных наук и пр. По данным исследования,
в мегаполисе наблюдается именно такая картина;
в малых городах ситуация любопытнее: «любые внеклассные занятия повышают уверенность в себе во всех доменах, и все виды самооценки взаимосвязаны».
В большом городе, с обилием форматов внеклассной активности, участие в ней «не является маркером принадлежности учащихся к определенным статусным группам и просто повышает уверенность в себе в соответствующей сфере», поясняет автор. А в малых городах, где меньше сервисов для подростков, сам факт пользования ими может говорить о более высоком социальном статусе. Это позитивно сказывается на самооценке в целом — ученики придерживаются лучшего мнения о своих возможностях.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!