IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу ВШЭ* о юридическом регулировании новых технологий. В первой статье говорили о проблемах искусственного интеллекта. Сегодня — о беспилотных автомобилях.
В марте 2018 года в Темпе (Аризона, США) произошло первое смертельное ДТП с участием беспилотника. Volvo с автоматическим управлением, тестируемым компанией Uber, сбил переходившую дорогу 49-летнюю женщину. Вины транспортного средства и находившегося за рулем оператора полиция не усмотрела: столкновение спровоцировал пешеход. Сама машина необходимость экстренного торможения обнаружила до столкновения, но остановиться не смогла, так как аварийные тормоза не были включены инженерами.
Uber и родственники погибшей заключили досудебное соглашение. Инцидент исчерпан. Но остается вопрос, который, по мере выхода беспилотников в массовое производство, будет все актуальнее: как квалифицировать поведение такого транспорта на дорогах с юридической точки зрения.
Пока беспилотные транспортные средства колесят по миру в тестовом режиме. В разных странах, прежде всего в США, Германии, Великобритании и Японии проводят испытания на закрытых полигонах и на общих дорогах. Но уже после 2025 года на рынке ожидают появления автомобилей с высокими степенями автономности, то есть управляемых почти или полностью без участия человека. Именно их эксплуатация и потребует основных изменений в законодательном регулировании.
Высокие степени автономности — это последние уровни в классификации автоматизации транспорта, предложенной Сообществом автомобильных инженеров SAE International. Всего уровней шесть (от нулевого до пятого):
0. Нет автоматизации. Транспорт не контролируется автоматическими системами.
1. Помощь водителю. Присутствуют некоторые режимы автономного управления: круиз-контроль, автопарковка, предупреждение о сходе с полосы движения. Аварийный ручной режим при отказе автоматики.Предполагается, что законодательство в отношении беспилотных транспортных средств будет развиваться в зависимости от степени автономности: без кардинальных изменений для частично беспилотных до пристального внимания к машинам 4 и 5 уровней. «В странах, где ожидается использование последних, потребуется комплексный пересмотр правовой базы, в первую очередь в части вопросов регулирования искусственного интеллекта, информационной безопасности, страхования, ответственности за дорожно-транспортные происшествия, условий доступа самоуправляемого транспорта на дороги общего пользования», — комментируют авторы доклада (над разделом, посвященным «беспилотному» рынку, работали директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) НИУ ВШЭ Михаил Блинкин и научный сотрудник ИЭТиТП Александр Рыжков).
Отдельные практики регулирования появляются в развитых странах со второй половины 2010-х годов. Это не законодательные акты, а специальные отчеты с обозначением направлений госполитики. Один из первых опубликован в США в сентябре 2016-го. Документ («Federal Automated Vehicles Policy: Accelerating the Next Revolution in Road Safety»), выпущенный национальным департаментом транспорта, в основном расставляет приоритеты в безопасности, прописывает необходимость длительного диалога с производителями, учеными и общественностью.
В 2017 году в Германии Комиссия по этике при федеральном Министерстве транспорта и цифровой инфраструктуры разработала рекомендации по автоматизированному вождению. В основу свода из 20 этических норм положен постулат о ценности человеческой жизни, в частности:
автоматический транспорт оправдан только в том случае, если будет вызывать меньше аварий, чем управляемый водителем;
в опасных ситуациях первостепенное значение имеет жизнь человека без приоритета его личных черт — возраста, расы, пола (машина не может сбить одного, чтобы спасти другого);Ответственность за причиненный ущерб возлагается на производителей и водителей беспилотных автомобилей. Последние, по закону, принятому в Германии в начале 2017 года, обязательно должны находиться за рулем — это правило действует и в большинстве штатов США.
Помимо государственных стратегий и этических кодексов, в разных странах появляются правовые акты, регламентирующие доступ беспилотников на автотрассы общего пользования: внесение изменений в закон о дорожном движении Германии, одобрение палатой представителей законопроекта, упрощающего появление автономного транспорта в тестовом режиме на дорогах США.
Постепенно подготавливаются требования к инфраструктуре, приспособленной для самоуправляемого вождения: адаптация дорожного полотна, разметки, знаков, светофоров, парковочных мест, развитие технологий передачи данных для обмена информацией автомобилей с объектами инфраструктуры и проч. К примеру, в США такая инициатива сформирована Национальной лигой городов (NCL), объединяющей 19 тысяч населенных пунктов.
В РФ инфраструктуру для беспилотного вождения готовит Росавтодор. По проекту «Краван» государство намерено обеспечить ею федеральную дорожную сеть, включенную в международные коридоры, к 2035 году.
До этого же времени рассчитана принятая в марте 2018-го дорожная карта по совершенствованию законодательства в области беспилотного транспорта (план мероприятий по реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет»).
Документом признается отсутствие в России правового регулирования и технических стандартов, необходимых для развития рынка. Исправить ситуацию правительство намерено 75-ю мероприятиями, среди которых:
установление российских (или закрепление в РФ соответствующих международных) требований безопасности и методов ее оценки для беспилотных транспортных средств;
разработка подходов к обучению водителей управлению автомобилями с высокой степенью автоматизации управления;Все вышеперечисленное задумано осуществить уже в ближайшие два года. Отредактирует ли планы привычно непредсказуемая российская реальность, покажет время. А пока разработчики отечественных автороботов действуют в существующих условиях. Из недавних новостей — начало финальной работы над созданием беспилотного грузовика на заводе «КамАЗ» (партии до пяти штук планируется выпускать в 2019–2021 годах, с 2022-го возможна серийная сборка); заключение соглашения о сотрудничестве в области внедрения роботизированного транспорта в Москве (столичное правительство, «КамАЗ», научный центр «НАМИ» и компания «Яндекс»); соглашение между «Яндексом» и правительством Татарстана, в результате которого самоуправляемое такси (с водителем за рулем) стало частью городской среды: жители Иннополиса, согласившиеся принять участие в тестировании, могут пользоваться автомобилем для ежедневных поездок.
IQ
* Аналитический доклад «Мировое экономическое развитие в условиях технологических вызовов: новые потребности в законодательном регулировании и отдельные практики» подготовлен экспертами НИУ ВШЭ по заказу Государственной Думы РФ для международного форума «Развитие парламентаризма». В подготовке принимали участие представители ведущих научных подразделений университета: Института «Центр развития»; Института статистических исследований и экономики знаний; Института права и развития ВШЭ-Сколково; Института проблем правового регулирования; Института экономики транспорта и транспортной политики; Института образования.
Авторы доклада: В. Миронов, А. Соколов, Я. Радомирова, Т. Мешкова, Я. Моисеичев, М. Карлюк, А. Дупан, Ю. Бикбулатова, К. Молодыко, М. Башкатов, Е. Галкова, М. Блинкин, А. Рыжков, А. Иванов, Д. Каталевский, С. Янкевич, Н. Княгинина, Ю. Симачев.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!