Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Список литературы: публичная история

Список литературы: публичная история

В новом выпуске рубрики «Список литературы» младший научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ Александра Колесник рассказывает о работах и ресурсах, посвященных публичной истории. 


The Presence of the Past: Popular Uses of History in American Life
Roy Rosenzweig and David Thelen

Это одна из самых знаковых работ, повлиявших на формирование публичной истории в США. Исследование американских историков Роя Розенцвейга и Дэвида Телена посвящено двум проблемным вопросам: как формируются обыденные представления о прошлом и посредством каких практик это знание воспроизводится или трансформируется. Ученые провели 1500 телефонных интервью, по результатам которых выяснили, как американцы обращаются к прошлому в своих повседневных практиках. Авторы пришли к заключению, что прошлое в широком смысле — это важная составляющая жизни сотен людей: кто-то ведет дневники, бережно хранит семейные фотографии, кто-то тщательно следит за всеми национальными праздниками, кто-то регулярно посещает исторические выставки. Розенцвейг и Телен предложили типологизировать обыденное знание о прошлом, выделив несколько паттернов: личное и семейное прошлое, групповое, национально-государственное. Соответственно, для разных социальных групп разные паттерны оказываются более важными. Отдельно следует отметить, что авторы призывали историков признать значимость повседневного знания о прошлом, которое равноценно сосуществует с академическим (научным) знанием, и более тщательно его исследовать, что и составляет предметное поле публичной истории.


A Shared Authority: Essays on the Craft and Meaning of Oral and Public History
Michael Frisch (1990) 

Еще одна знаковая работа, оказавшая влияние на становление публичной истории. В сборнике представлены работы Майкла Фриша, посвященные трем пограничным направлениям: устной истории, документальной и публичной. Ключевой вопрос работы — как сделать историю прикладной и доступной для разных аудиторий. Ответ на этот вопрос автор видит в совмещении практик устной и публичной истории. Документальная история представляется своего рода смежным полем. Устная предполагает работу с разными аудиториями с целью записи их воспоминаний в формате свободного разговора. Историк в данном случае выполняет прикладную функцию — записывает и документирует прошлое разных социальных групп. В свою очередь, публичная история — это совместное производство исторического знания. И это ключевой тезис Фриша — публичная история является полем «разделяемой власти» (shared authority), когда историк не выступает в роли эксперта, он не производит и не транслирует знание самостоятельно, а делает это вместе с аудиториями.


People and Their Pasts: Public History Today
Paul Captain Ashton and Hilda Kean

Сборник, в целом, развивает идеи Майкла Фриша. Он посвящен, с одной стороны, разным региональным моделям публичной истории в Северной Америке, европейских странах и Австралии; с другой стороны, сфокусирован на системном описании поля публичной истории как дисциплины. Авторы на разных примерах рассматривают, как в публичном пространстве производится знание о прошлом и как оно представляется и апроприируется разными аудиториями. Отдельно исследуются механизмы формирования памяти через материальные объекты, конкретные места и эмоции. Пристальное внимание ученые уделили разным агентам, вовлеченным в производство и распространение массовых знаний о прошлом. Среди них — организаторы выставок, посетители музеев, туристы, локальные исторические организации, т.е. все, кто так или иначе взаимодействует с прошлым. 


Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture
Jerome de Groot

Исследование британского историка Джерома де Гру посвящено способам репрезентации прошлого в публичном пространстве. Ученый указывает на то, что в современном обществе история стала культурным продуктом и частью популярной культуры. С одной стороны, автор стремится понять, как историческое знание работает в современном обществе, с другой стороны, он доказывает, что изменения способов «взаимодействия» общества с собственным прошлым свидетельствуют о трансформациях культуры в целом. Что касается современности, Де Гру утверждает, что в последние годы в нашем взаимодействии с прошлым произошел важный сдвиг — то, как история сейчас представляется в публичном пространстве, в значительной степени обусловлено процессами потребления и коммодификации. И в этом отношении автор пытается проследить, как возможен и возможен ли перенос академического исторического знания в публичное пространство с учетом специфики современной культуры. К слову, одну из статей Джерома де Гру по этой теме можно прочитать на русском языке. 


The Oxford Handbook of Public History
James B. Gardner and Paula Hamilton (eds.)

Коллективная монография аккумулирует новейшие исследования в области публичной истории как дисциплины и как практики. Авторы освещают последние тенденции в публичной истории — популяризация графических романов на исторические темы и их использование в профессиональном историческом образовании; обучение навыкам видеосъемки и работе в видеоредакторах для подготовки качественных документальных фильмов; коммерциализация истории и взаимодействие с бизнесом; правовая сторона исторических практик; освещение «проблемного» или травматического прошлого. Говоря о современном состоянии поля публичной истории, Серж Нуаре и Томас Каван вводят понятие «глокализации» публичной истории, т.е. появление тем, практик и форм взаимодействия историков и разных аудиторий, специфических для отдельных регионов. Так, например, изучая «проблемное» прошлое, авторы освещают как европейские кейсы, связанные со Второй мировой войной, так и кейсы из других стран и регионов — работорговля в Гане, пытки в тюрьме Гуантанамо, геноцид в Камбоджи.


History on Film/Film on History
Robert A. Rosenstone (2006) 

Работа историка Роберта Розенстоуна стала одной из знаковых как для публичной истории, так и для визуальных исследований. С одной стороны, автор пытается понять, как сконструирован исторический фильм технически — как происходит смена кадров, как снимаются батальные сцены, как создаются исторические костюмы для актеров. Опираясь на свой опыт работы консультантом на съемках исторических фильмов, Розенстоун детально описывает процесс кинопроизводства с позиции профессионального историка. С другой стороны (и это особенно важно), он интересуется вопросом о том, как в фильме создается свой исторический нарратив, как фильм становится одним из способов конструирования и повествования истории.


The Power of Place: Urban Landscapes as Public History
Dolores Hayden

Одна из первых работ, посвященных соотношению публичной истории, урбанистики и ландшафтоведения. Историк и архитектор Долорес Хейден изучает способы конструирования истории разных сообществ в городском пространстве. Автор предлагает посмотреть на город и его историю (в качестве кейса выбран Лос-Анджелес) как на пространство неравенства и памяти разных этнических, расовых и гендерных сообществ, которые традиционно остаются в стороне (это «подавляемые» группы или subalterns). В случае с Лос-Анджелесом, например, долгие годы это были латиноамериканские и афроамериканские кварталы. Именно публичная история представляется способом диверсификации такого подхода. Хейден доказывает, что включение разных социальных групп в производство знания о городе позволит создать его многоголосную историю, а также трансформировать современное городское пространство и новые места, ориентированные на разных пользователей. 


Archaeology and Created Memory: Public History in a National Park
Paul A. Shackel

Исследование историка Пола Шекела посвящено популярной в западной публичной истории проблеме — конструированию тематических исторических парков. На примере такого парка в городке Харперс-Ферри (Западная Виргиния, США) автор показывает, какая работа разных институций предшествует созданию тематического парка. Во время Гражданской войны в США Харперс-Ферри был стратегически важным пунктом, из-за чего город неоднократно становился местом сражений северян и южан. Желая оформить законодательно историческое значение города, местные власти в 1963 году создали Национальный исторический парк Харперс-Ферри. На территории парка расположен реконструированный город XIX в. и природный заповедник. В работе Пол Шекел изучает проект тематического парка, демонстрирует, как проводились масштабные археологические работы по воссозданию исторического облика города с активным участием самих горожан, детально документирует все находки и пытается определить содержание понятия «созданной памяти» (created memory) в пространстве парка.


Beyond Preservation: Using Public History to Revitalize Inner Cities
Andrew Hurley

Историк Эндрю Херли обращается к проблеме «обновления» малых городов, которая с 1970-х годов с разной степенью интенсивности обсуждается в США. Автор предлагает обращаться к наработкам публичной истории в рамках реализации проектов «оживления» городов. Херли утверждает, что формирование городского наследия должно происходить на местном уровне с активным привлечением к дискуссии самих горожан, а проекты реконструкции и реставрации городов должны учитывать особенности локальной истории и локальных сообществ. Опираясь на многочисленные интервью и результаты анкетирований, автор демонстрирует, как альтернативная топография горожан может значительно обогатить представление о городе.


Public History: A Practical Guide
Faye Sayer 

Работа историка Файе Сэйер сфокусирована на комплексном описании практик публичной истории. В целом книгу можно рассматривать как подробный путеводитель по обширному полю прикладной публичной истории. Автор изучает традиционные занятия публичных историков и активности, связанные с разными медиа. К первым относятся, например, работа с музеями, подготовка выставок, сотрудничество с архивами и библиотеками, а также общественными фондами, занимающимися сохранением культурного наследия. При этом Сэйер детально прописывает процедуру подготовки музейных экспозиций с учетом современных технических возможностей и цифровых технологий, а также запросов потенциальной аудитории. Вторые включают разные формы коммуникации в публичном пространстве. К ним автор относит выступление на телевидении, радио, написание научно-популярных книг по истории, съемку документальных фильмов, ведение научных блогов.


Публичная история: дисциплина или профессия (в кн.: Науки о человеке: история дисциплин)

Ирина Савельева

Историк Ирина Савельева пытается ответить на вопрос, как характеризовать публичную историю: как академическую дисциплину или как сферу деятельности. Для этого автор детально обозревает предыдущие этапы формирования публичной истории в США и Великобритании в более широком интеллектуальном и культурном контексте. Савельева показывает, что идеи демократизации исторического знания, которые развивали публичные историки, в целом маркировали трансформацию предметного поля гуманитарных и социальных наук в 1970-е годы. Отдельно автор обращается к проблеме трансмиссии знания профессионального историка, т.е. способам перевода академического языка на язык публичных репрезентаций. К слову, в другой статье Ирина Савельева на материале интервью с российскими историками исследует, как именно ученые осуществляют смену научного языка и языка публичной истории. 


Публичная история: между академическим исследованием и практикой

Андрей Завадский, Егор Исаев, Артем Кравченко, Варвара Склез, Екатерина Суверина

Публичная история в России начала формироваться лишь несколько лет назад, в начале 2010 годов. В работе авторы пытаются проследить, в чем состоит специфика российской публичной истории, какие существуют центры и направления данной дисциплины, какие ключевые вопросы и задачи формулируют историки. Статья состоит из трех блоков: описания поля публичной истории в западных странах, лапидарного освещения проблемы публичной истории в российском контексте и краткого репортажа о, пожалуй, первой крупной конференции по данной теме «Прошлое – чужая страна? Публичная история в России», прошедшей в НИУ ВШЭ в 2016 году.


Прикладная история, или Публичное измерение прошлого (Неприкосновенный запас №83)

Феликс Аккерманн, Якоб Аккерманн, Анна Литтке, Жаклин Ниссер, Юлиане Томанн

Исследование сфокусировано на анализе немецкой модели публичной истории – так называемой «прикладной истории» (applied history), т.е. ориентированной на развитие навыков публичной коммуникации. Авторы описывают существующие в Германии учебные программы и научные центры по прикладной публичной истории, делая акцент прежде всего на сотрудничестве университетов, медиа и бизнеса. Так, отмечается возрастающее количество внеуниверситетских исторических агентств, которые, например, выполняют государственные и частные заказы по реализации разных поисковых и аналитических работ, а также научных исследований.


Научный блог-журнал Public History Weekly

Поскольку публичная история предполагает открытость и доступность исторического знания, логичным стало появление онлайн-платформ, где была бы представлена эта дисциплина. Public History Weekly — электронный журнал Международной федерации по публичной истории (International Federation For Public History), имеющий форму блога (или «научного блога», как заявляют создатели). Ученые публикуют небольшие исследовательские тексты на разные темы, представленные в доступной форме. При этом издание ориентировано на традиционный журнальный формат, а каждая публикация имеет свой номер. Периодически готовятся тематические блоки публикаций. Исследователей из разных гуманитарных и социальных дисциплин интересуют различные аспекты публичной истории — как проблемно-теоретические и методологические, так и конкретные кейсы.


Портал публичной истории

Ориентируясь на западный опыт, в 2015 году историки из Московской школы высших социальных и экономических наук запустили первую российскую онлайн-площадку по публичной истории — Портал публичной истории. На сайте регулярно публикуются краткие исследовательские тексты, посвященные формам публичной политики в России, историческим репрезентациям в культуре и вопросам памяти, а также интервью с российскими историками о проблеме публичной истории (особенно в российском контексте), репортажи прошедших и анонсы предстоящих научных мероприятий.
IQ

1 июня, 2018 г.