Картины художников-модернистов самые дорогие из продаваемых на аукционах. Вместе с произведениями азиатского искусства они дают свыше 50% выручки мирового арт-рынка. Но рынок — это не только лидеры. Что происходит с полотнами, не купленными на первых торгах? В каких странах покупают больше всего картин? Исследовательницы ВШЭ Людмила Леонова, Анна Новак и Анна Водопьянова проанализировали современный арт-рынок.
Приоритет модернистов (годы рождения живописцев: 1860–1920) во главе с Пабло Пикассо исследователи определили на основе 10-летних (2005–2014 гг.) данных аналитического агентства Artprice (ежегодные рейтинги 500 художников по результатам аукционных торгов).
С 2009 года среди самых успешных появляется все больше китайских мастеров. В 2014-м на Китай пришлась треть мировых продаж в сегменте изобразительного искусства ($5,66 млрд из $15,2 млрд). Меньше всех представлены старые художники (до 1760 года рождения) и импрессионисты (1760–1859), большинство работ которых принадлежит галереям и музеям. Рынок насыщен произведениями поствоенного периода (художники 1921–1945 годов рождения) и современного искусства (моложе 1945-го).
Группы |
Совокупный объем продаж, $ |
Количество лотов |
Модерн |
3 602 108 611 |
18 234 |
Азиатское искусство |
2 843 882 928 |
25 803 |
Поствоенное искусство |
1 839 040 603 |
9 478 |
Современное искусство |
774 973 792 |
2 229 |
Импрессионисты |
743 978 073 |
1 283 |
Старые мастера |
310 869 600 |
1 029 |
Источник: расчеты авторов исследования на основе данных Artprice
Для детального анализа стоимости, масштабов и скорости продаж из всех видов произведений был выбран наиболее востребованный — картины маслом. Изучено свыше 500 тысяч работ из мировой базы аукционов за 2005–2015 годы. В выборку вошло 23 страны, в основном европейских. В большинстве из них (Европа, Австралия, Аргентина) полотна уходят с торгов по цене среднего сектора арт-рынка ($10–100 тысяч).
В высоком секторе ($100 тысяч и выше) — США, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания. Средняя стоимость в шести странах, в том числе в России, не переходит рубеж в $10 тысяч.
«Страны, в которых продано наибольшее количество картин, не обязательно имеют самые высокие цены», — отмечается в исследовании. К примеру, в Бельгии средняя стоимость не более $5,5 тысяч, в то время как выставленных лотов достаточно много: 22 123 за 11 лет. Исключением (максимальные показатели и цены и числа произведений) являются США. По количеству также лидируют Франция и Великобритания (95 917 и 95 309, в США – 126 581).
Оценить скорость продаж и влияющие на нее факторы помогла построенная «модель выживания» (анализ взаимосвязи цены и момента реализации для повторно торгуемых картин — около 30 тысяч наблюдений). По результатам получилось следующее:
шансы продажи увеличиваются со временем. Доля непроданных полотен начинает существенно сокращаться через год после неудачного выставления. Вероятность, что картина уйдет за год более чем в сто раз превышает перспективу покупки в течение месяца;
направление в искусстве, к которому принадлежит работа, на скорость продаж не влияет;
задержавшееся в лотах произведение будет продано быстрее, если упоминается в специализированной литературе, участвовало в выставках, а его автор входит в топ-100 рейтинга Artprice;
по сравнению с Европой и Америкой, в Азии картины покупают быстрее;
картины во всех ценовых секторах расходятся приблизительно одинаково: примерно к шестому году количество резко уменьшается, и потом оставшиеся продаются медленнее.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!