Если бы бюджет фильма «Код да Винчи» был на $15 млн больше, а сам фильм — сиквелом и длиннее на три минуты, его кассовые сборы выросли бы на 25%. Спрогнозировать финансовый успех можно для любой киноленты. Делать это способен искусственный интеллект — нейросетевая модель, разработанная исследователями ВШЭ.
На коммерческий успех фильма влияет множество факторов — от бюджета и жанра до наличия спецэффектов, уровня актеров, возрастных ограничений, количества экранов.
Предсказать, что и в какой мере скажется на результатах проката, сложно, но благодаря развитию современных технологий — возможно. Профессор Леонид Ясницкий предлагает использовать для этого метод нейросетевого прогнозирования. Ученый создал экономико-математическую модель, основанную на нейронной сети, и с ее помощью вычислил зависимость кассовых сборов от различных параметров фильма.
Было взято 20 параметров:
Применительно к модели эта двадцатка стала 20-ю входными переменными (нейронами), а выручка от проката (мировые кассовые сборы) — единственной невыходной, то есть результатом моделирования.
Нейросетевая модель была обучена (ее переменные подстроены под конкретную задачу) и реагировала на виртуальные изменения каждого из 20 нейронов. Она вела себя так, как вела бы себя моделируемая область, то есть кинобизнес. Эту адекватность подтвердили тесты на фильмах США с кассовыми сборами в диапазоне от $1–3 миллиона.
Поочередно исключая входные переменные (параметры фильма), исследователи наблюдали за погрешностью тестирования: чем она выше, тем больше параметр влияет на кассовые сборы.
Самыми значимыми оказались бюджет киноленты, ее продолжительность и является ли фильм сиквелом (следующей серией франшизы). В меньшей степени важны основа сценария, год создания и возраст режиссера.
Источник: расчеты авторов исследования
Нейросетевая модель позволяет не только строить прогнозы, но и менять их в наиболее благоприятную для кинобизнеса сторону.
«Варьируя входные параметры и производя вычисления, можно сформировать конкретный список рекомендаций, способствующих увеличению кассовых сборов и прибыли», — говорит Леонид Ясницкий.
Для проверки этого утверждения были проведены виртуальные компьютерные эксперименты над двумя фильмами с разными бюджетами и кассовыми сборами: «Код да Винчи» и «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза».
В действительности:
бюджет картины — $125 млн, кассовые сборы в мире — $758,2 млн.
Прогноз нейросети:
при ступенчатом росте бюджета на $5–30 млн фильм собрал бы в прокате на $12–92 млн больше, прибыль (разность между кассовыми сборами и бюджетом) выросла бы на $7–62 млн;
увеличение продолжительности картины на 5–15 минут равен росту сборов на $3–16 млн;
если бы фильм являлся продолжением, его «касса» составила бы не $758, а $900 млн (считается, что на сиквелы зритель идет охотнее, чем на фильмы с абсолютно непредсказуемым сюжетом).
Рекомендации по итогам прогноза:
увеличение бюджета на $15 млн и продолжительности фильма на три минуты, а также продолжение франшизы (фильм как сиквел) дали бы кассовым сборам еще 25%.
В действительности:
бюджет — $115 млн, кассовые сборы в мире — свыше $1 млрд.
Прогноз нейросети:
рост бюджета на $5 млн увеличил бы на такую же сумму кассовые сборы, но не сказался бы на прибыли;
при дальнейшем росте бюджета сборы остаются прежними, а прибыль сокращается;
даже малейшее уменьшение бюджета несет значительные потери «кассы» и прибыли.
Рекомендации по итогам прогноза:
при планировании фильма сумма его бюджета, как и другие параметры, была выбрана оптимально, что обеспечило коммерческий успех картины.
Таким образом, эксперименты показали, что виртуальное увеличение бюджета по-разному сказывается на прогнозируемых кассовых сборах и величине прибыли — ведет либо к их увеличению, либо к замедлению или падению роста. Зная это и используя предложенную модель, принимать оптимальные бизнес-решения можно еще на этапе планирования будущих фильмов.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!