Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Неизмеримая твердость характера

Неизмеримая твердость характера

Последние десять лет не только в науке, но и в практической психологии, а также в сфере отбора персонала популярностью пользовался личностный опросник  Grit Scale («Шкала Грит»). C его помощью измерялась черта характера «grit», соединяющая в себе, с одной стороны, настойчивость в достижении целей, а с другой — устойчивость интересов человека во времени. Ученые НИУ ВШЭ нашли способ доказать, что «грит» не является самостоятельной личностной чертой, а опросник измеряет две независимые характеристики. Результаты исследования опубликованы в журнале European Journal of Psychological Assessment. 

Около десяти лет назад американская исследовательница Анжела Ли Дакворт ввела в оборот психологов название новой черты характера – «грит» (grit), что в переводе с английского означает твердость характера, выдержка. Вместе с коллегами Дакворт разработала личностный опросник Grit Scale. Оказалось, что обладатели высоких баллов по «Шкале Грит» демонстрируют более высокие достижения в самых разных областях знания (военное дело, медицина, наука, спорт), чем люди с низкими баллами, даже при равном интеллекте и социальном статусе. В некоторых случаях выраженная черта «грит» была важнее для академических и профессиональных успехов, чем интеллект.

Методика мгновенно получила широкую популярность. За десять лет существования «Шкалы Грит» было проведено много исследований с ее использованием. Чертой «грит» объясняли самые разные достижения и успехи. Она вошла в повседневный словарь не только психологов-ученых, но и психологов-практиков. Сам опросник доступен и прост — 12 утверждений в длинной версии и шесть в короткой. Это способствовало его широкому применению в оценке персонала. В серии публикаций авторы концепции продемонстрировали надежность и внутреннюю валидность своего опросника, измеряющего «грит» как личностную черту. Иными словами, они показали, что две составляющие «грит» — настойчивость и устойчивость интересов — проявляются вместе и стабильно.

Тем не менее, со временем появились данные, которые поставили под сомнение существование черты «грит». Так, в исследовании, выполненном на филиппинской выборке студентов, Джесус Дату и его коллеги показали, что «Шкала Грит» действительно измеряет устойчивость интересов и настойчивость, но что эти черты не образуют никакой доминирующей или общей характеристики, а ведут себя как две независимые черты. Только настойчивость предсказывала успешность в обучении, вовлеченность в процесс учебы и психологическое благополучие, тогда как устойчивость интересов не играла в этом никакой роли. Она наоборот встречалась чаще у студентов с низкой вовлеченностью в университетскую жизнь и учебу. Авторы работы предположили, что такое противоречие с изначальными данными, возможно, связано с тем, что Дакворт работала с выборками, принадлежащими «западной культуре», а филиппинские студенты к ней не принадлежали. Другие исследования, проведенные затем на разных, в том числе и на американских выборках, также показали, что настойчивость в достижении цели и устойчивость интересов ведут себя независимо. Однако объяснить причину расхождения полученных данных с результатами команды Дакворт было сложно.

В довершение ко всему и физиологи обнаружили независимость настойчивости и устойчивости интересов. У людей с высокими баллами по настойчивости во время решения трудной задачи симпатическая и парасимпатическая нервная система взаимно активируют друг друга, тогда как высокие баллы по устойчивости интересов были связаны с низкой активацией симпатической нервной системы, а с парасимпатической системой вообще не имели никакой связи.

По словам исследователей из ВШЭ, важное ограничение предыдущих исследований заключалось в методах анализа данных. «Все авторы использовали методы «классической теории тестирования», которые при своих преимуществах не могли отделить особенности теста от особенностей испытуемых. Это разделение очень важно, — поясняет один из авторов статьи старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Юлия Тюменева. — Если мы, к примеру, проводим математический тест в группе испытуемых и получаем низкие баллы, то это тест был трудный, или это наши испытуемые плохо знали математику? Для ответа на такие очень важные вопросы используются методы «современной теории тестирования» (IRT). Они более сложные, для них требуются специальные компьютерные программы, их применению нужно долго учиться. Но в итоге IRT позволяет «расклеить» характеристику теста и характеристику тестируемых».

Поскольку в ситуации с «грит» нужно было как раз определить, в чем проблема — черта не существует или опросник ее не измеряет — у исследователей из Института образования ВШЭ возникла идея применить методы IRT. Благодаря тому, что в университете запускался лонгитюдный проект по оценке образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов с использованием «Шкалы Грит», авторы получили данные на очень большой выборке. И это существенно для применения IRT.

После сложного и многоэтапного анализа исследователи пришли к выводу, что  нет никаких свидетельств, что «грит» как единая личностная черта существует. Скорее опросник измеряет две независимые черты: настойчивость в достижении цели и устойчивость интересов.

Эти черты  действительно могут встречаться вместе в одном человеке, как, например, здоровье может сочетаться с добротой, а ум с красивой внешностью. Такой человек будет долго и настойчиво добиваться одной и той же цели, не теряя к ней интереса. Но точно так же эти черты могут встречаться и по отдельности. У одних людей настойчивость проявляется довольно ярко, но потом они теряют интерес к этой цели, а через какое-то время добиваются новой и с неменьшей настойчивостью. У других людей интересы могут годами быть одними и теми же, но при этом никаких особых целей они не ставят и, соответственно, никакой настойчивости не демонстрируют.

«Публичное раскручивание идеи «грит» может приносить ощутимые дивиденды от продажи соответствующих тестов и диагностических услуг, — отмечает Юлия Тюменева. — Ученые, к сожалению, не могут одними своими исследованиями остановить недобросовестных предпринимателей. Но что они могут, так это информировать широкую публику о том, что на сегодняшний день им удалось обнаружить, а что опровергнуть. И это стоит их труда». IQ

Авторы исследования:

Юлия Тюменева, старший научный сотрудник Международная лаборатория анализа образовательной политики
Елена Карданова, директор Центра мониторинга качества образования 
Юлия Кузьмина, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования
Автор текста:Мезенцева Людмила Викторовна,29 августа, 2017 г.