Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Малыми жертвами

Малыми жертвами

Ученые НИУ ВШЭ оценили, как доверие влияет на  участие россиян в благотворительности. Исследование показало*: чаще жертвуют деньги те, кто верит только своему личному окружению и некоммерческим организациям, а не людям в целом.

Не слишком доверчивые россияне

Российское общество не отличается высоким уровнем доверия. В 2015 году лишь четверть взрослого населения (18+) считала, что большинству людей в целом можно доверять. 64% доверяли определенным людям – из своего ближайшего окружения. 38% – негосударственным некоммерческим организациям (НКО).

Первый вид доверия (людям в целом) социологи называют социальным (обобщенным). Оно не связано с конкретной ситуацией или человеком и в мониторингах фиксируется через ответ на вопрос: «Как вы считаете, большинству людей можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными?»

Второй (доверие людям из ближайшего окружения) именуется межличностным («Если говорить о людях, которые окружают лично вас, то большинству из них можно доверять или в отношениях с ними следует быть осторожными?»).

Доверие к НКО – разновидность доверия институционального, то есть к организациям (правительству, бизнесу, профсоюзам и проч.)

Альтруизм для миллионов

С годами ситуация меняется: россияне учатся понимать друг друга, градус осторожности в отношениях с посторонними снижается. Однако скорость перемен невысока.

По данным мониторинга Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, за пять лет (2009–2015) социальное доверие приросло только на 7%, межличностное на 6%, а доверяющих НКО стало больше всего на 2%. В последнем случае, очевидно, не обошлось без негатива, выплеснувшегося на НКО в связи с изменением Закона о некоммерческих организациях и спорами о них как об иностранных агентах (именно тогда мониторинг зафиксировал обвал доверия населения: с 52% в 2012 году до 38% к 2015-му).

Вместе с тем невысокий уровень доверия в отношении людей и организаций не мешает гражданам быть альтруистами и участвовать в благотворительности. В стране свыше 11 тысяч благотворительных организаций, около 62,5 млн человек старше 18 лет имеют опыт пожертвования денег, около 32 млн – времени.

Если верить в НКО

Как связаны доверие и благотворительная активность? Доверяющие кому и чему (посторонним людям, своим близким или НКО) чаще становятся жертвователями? Как показали результаты всероссийского опроса, проведенного в рамках исследования, больше всего участвующих в благотворительности в числе тех, кто доверяет НКО: дают деньги 68% из них, работают на добровольной основе без вознаграждения 30%.

При этом интересно, что среди различных некоммерческих организаций те из них, кто ориентирован непосредственно на благотворительность (фонды помощи детским приютам, жертвам насилия, наркозависимым, беженцам, бездомным и т.п.), в рейтинге доверия россиян занимают не первые позиции (им доверяют 6% населения).

На втором месте – доверяющие людям из ближайшего окружения. Благотворителей среди них 60% (деньги) и 28% (время).

Наконец, меньше всего филантропов среди доверяющих людям в целом – соответственно 56% и 24%. Объяснить это противоречие, по мнению ученых, вероятно, можно тем, что доверяют и дают деньги не одни и те же, то есть представители разных социальных слоев. Когда у человека меньше ресурсов (образование, доход), он больше готов верить окружающим, через доверие «транслируя» собственную потребность в помощи и поддержке. А в благотворительности чаще участвуют высокоресурсные группы – активного возраста, с хорошим образованием, профессиональным статусом и достатком. 

Взаимосвязь доверия и участия россиян в благотворительности

(участвуют в благотворительных практиках, %)

Источник: мониторинг Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2015

IQ

* Исследование основано на данных всероссийского опроса населения РФ 18 лет и старше, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ осенью 2015 года в рамках проекта «Мониторинг состояния гражданского общества».  Объем выборки – 1500 человек. Метод сбора данных – личное интервью по месту жительства респондента. География – 104 населенных пункта 53 субъектов Российской Федерации.
 

Авторы исследования:

Ирина Мерсиянова, к. соц. н., директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Ирина Корнеева, научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ


См. также:

Кому помогают российские пенсионеры

Кто финансирует благотворительность

Зачем волонтеры помогают людям

Как малый бизнес принуждают к благотворительности

Государство и НКО активизируют партнерство

Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,24 августа, 2017 г.