Обучение в университете — это инвестиция, которая должна приносить отдачу. Размер зарплаты по окончании вуза и есть наиболее явная отдача. Илья Прахов на материале трех волн опросов* изучил, каких зарплат ожидают выпускники московских школ, поступившие в вузы, от работы по профессии, и что определяет их ожидания. Результаты исследования представлены в статье «Детерминанты ожидаемой отдачи от высшего образования в Москве», которая вышла в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 1 за 2017 год.
Высшее образование — это капитал, который должен работать, приносить доход в виде зарплаты. Студенты разных специальностей ожидают разных зарплат. На наибольший доход, по данным опроса, рассчитывают:
Намного скромнее ожидания у студентов-медиков (48,5 тысяч рублей в месяц), будущих педагогов (47,9 тысяч рублей в месяц) и представителей направления «Искусство и культура» (45,8 тыся рублей в месяц).
Ожидания студентов завышены, комментирует эксперт. Средняя зарплата молодого специалиста в Москве, по данным Мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов в 2014 году, составила 38,5 тысяч рублей.
Зарплата — это абсолютная отдача от полученного образования. Но важна и относительная отдача — процентное превышение зарплаты по окончании вуза над зарплатой в отсутствие диплома о высшем образовании. Эти «дивиденды» высшего образования варьируются в оценках студентов разных специальностей.
Максимальной относительной отдачи от своего образования ждут учащиеся технического профиля, а также будущие математики и специалисты в области естественных наук. «Эти студенты рассчитывают получать по окончании университета зарплату на 130% и 124% больше, чем получали бы, если бы не пошли в вуз», — подчеркнул Илья Прахов. Иными словами, они ожидают зарплату в 2,3 и 2,24 раза больше той, какой она могла бы быть, не имей они диплома.
Средняя относительная отдача, на которую рассчитывают учащиеся после вуза, составляет 117%. Это также означает более чем двойную разницу между зарплатой дипломированного специалиста и сотрудника без высшего образования (в оценках студентов).
О наименьшей отдаче от своего образования говорят педагоги (100%) и студенты направления «Искусство и культура» (90%).
Илья Прахов показал, что на зарплатные ожидания могут повлиять такие характеристики, как:
У юношей зарплатные амбиции традиционно выше, чем у девушек, отметил исследователь. Ребята из обеспеченных и образованных семей также ожидают большего. На более высокие доходы по окончании вуза также рассчитывают учащиеся государственных вузов. Такие университеты дают, как правило, более качественное образование, чем частные учебные заведения. Соответственно, выпускники госуниверситетов выше котируются на рынке труда и получают более высокие зарплаты.
Также на высокий доход претендуют студенты с опытом работы. Этот опыт дает им конкурентное преимущество на рынке труда.
В «уравнение» зарплатных ожиданий также был включен профиль обучения. Точкой отсчета стало направление «Науки об обществе» (это юриспруденция, психология, социология, история, политология и пр.). Среднее значение ожидаемой зарплаты по этому направлению близко к среднему значению по выборке в целом.
Будущие инженеры и экономисты ждут более высоких зарплат относительно этой точки отсчета, выяснил исследователь. Студенты культурологических направлений, наоборот, имеют наиболее скромные притязания.
На более высокую относительную отдачу от своего образования, по данным исследования, рассчитывают:
Эта группа опрошенных показала любопытный результат.
В абсолютном выражении — они ожидают зарабатывать больше по окончании вуза.
В относительном выражении — скромнее оценивают отдачу от высшего образования по сравнению с неработающими студентами.
Дело в том, что после вуза у трудоустроенных учащихся будет двойное преимущество: и диплом, и опыт работы. Это позволяет им надеяться на более высокие доходы. В то же время, сам опыт присутствия на рынке труда «корректирует» их ожидания. Они знают ситуацию с зарплатами не понаслышке и составляют для себя более реалистичные прогнозы.
IQ
*В работе использованы данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии». Первая волна опроса была проведена в 2012/2013 учебном году, когда московские школьники учились в девятом классе (итоговая выборка — 274 школы). Вторая волна реализована в 2014/2015 учебном году, когда опрошенные уже учились либо в одиннадцатом классе, либо в заведениях среднего профессионального образования (СПО). Третья волна проводилась в 2015 году, когда учащиеся или поступили в вузы, или продолжали обучение в системе СПО, или работали. В итоге отобраны только те респонденты, которые учились в вузе на момент проведения опроса (1050 человек).
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!