Оправдаться, поделиться радостью, самоутвердиться и вылить агрессию — вот далеко не полный перечень мотивов использования наклеек на автомобилях. На дороге, как и в интернет-пространстве, человек имеет возможность оставаться анонимным. Поэтому в ход нередко идут чрезмерно ироничные, шутливые или слишком агрессивные автомобильные надписи, пришла к выводу в ходе исследования «Наклейки на автомобилях как особая форма речевого взаимодействия на дороге» Елена Никишина.
Результаты исследования были представлены
на XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ
Спрос на автомобильные наклейки в последнее время возрос, поэтому их производство поставлено на поток. В них выражаются основные тенденции коммуникации в городском пространстве, отмечает Елена Никишина. Материалом исследования послужили наклейки-реплики нерекламного характера. Всего были проанализированы тексты около 100 наклеек. Часть из них были «списаны» с автомобилей, которые встречаются на дорогах Москвы и области, часть — с фотографий из интернета, сделанных автолюбителями, а остальные — с наклеек из интернет-магазинов, занимающихся изготовлением и продажей автомобильных стикеров.
Автор выделила три роли, в которых выступают участники коммуникативной ситуации «общение на дороге»: «водитель-водитель», «водитель-сотрудник ДПС», «водитель-пешеход». Самая распространенная ситуация — общение между водителями. Одной из характеристик этого общения выступает конкуренция по двум основным параметрам: компетенция в управлении транспортными средствами и престижность марки автомобиля.
Правда, понятие «конкуренция» в данном случае достаточно условно. Активность и демонстративность проявляют именно те водители, которые находятся в наиболее уязвимом положении — неопытные и владельцы непрестижных марок автомобилей.
Неопытные водители используют разные коммуникативные стратегии, отмечает исследователь. Это и оправдание, и предупреждение, и самоутверждение, и шутливые угрозы.
Паркуюсь как могу!; Я не пьяный! Я объезжаю ямы!; Могу учудить!; Осторожно! Путаю педали!; Осторожно! Люблю целоваться! (Явная отсылка к рок-песне «иномарки целуются»); Извините! За рулем девушка! Нервные клетки не восстанавливаются!; Не волнуйтесь! За рулем уже 5-й день!; Целуюсь лучше, чем паркуюсь!; Студент!; За рулем блондинка!; Я учусь, имейте совесть!; Голоса в моей голове заставляют меня ехать именно так.
В рамках такого типа наклеек, как отмечает автор исследования, не может не обращать на себя внимание очевидный сексизм: женщины по умолчанию считаются неопытными водителями. Наряду с речевыми наклейками этот стереотип имеет устоявшееся невербальное воплощение — стикер в виде дорожного знака с женской туфелькой.
Приличный стаж и опыт водители не демонстрируют, но нередко выступают в роли блюстителей соблюдения ПДД, что отражается в надписях с советами, наставлениями и реже угрозами, например: «Не води свой автомобиль быстрее, чем летает твой ангел хранитель!».
Что касается конкуренции между обладателями дорогих и бюджетных машин, то владельцам последних нередко присуще стремление оправдаться за несоответствие уровня своего автомобиля общепринятым стандартам. Это выливается в реплику-самоутверждение, смысл которой можно передать пословицей: «Мал золотник, да дорог».
© Flickr, Alexander Kostyuchenko
«Зато не в кредит» (о старой разбитой российской машине); «Зато не пешком!» ; «Ад был переполнен, пришлось вернуться назад! »; «Газель», на которой вверху крупно написано: «Мерседес» , ниже и чуть мельче: «болел в детстве много », на Оке — «Вырасту — джипом стану!»; На УАЗе — «Меня не возьмет никакая зараза, я русский мужик, я водитель УАЗа» .
Таким же образом обыгрываются приобретенные недостатки автомобилей: «Чак Норрис was here!», «Моль погрызла!», «В салки больше не играю!», «Чистый джип — позор хозяина! » .
Владельцы дорогих автомобилей практически не делают акцента на статусе своих автомобилей за редким исключением: «Размер имеет значение!»; «Двухлитровым должен быть только пакет сока».
Помимо дорожной тематики автомобильные наклейки могут содержать информацию о частной жизни владельца, а также политический и патриотический дискурс. Что касается частной жизни, то нередко водители делятся положительными эмоциями («Урааа! Я стал папой!») или сообщают, кто и куда едет в автомобиле («Ребенок в машине » ; «Хреначу на дачу»). С помощью автомобильных наклеек даже делают предложение руки и сердца: «Любимая, выходи за меня замуж!».
© Flickr, fotopav_76
Однако многие автомобильные стикеры излучают агрессию, особенно отражающие политический дискурс, например, «Обама пЛОХой!». «Вообще, можно сказать, что интеракция на дороге балансирует между двумя основными формами общения: игровой, шутливой формой и агрессией», — отмечает автор исследования. Нередко агрессия выражается в виде прямой или ироничной угрозы: «Еще раз посигналишь, вообще никуда не поеду!»; «Обгоняй! Кто-то ждет твои почки!».
Повышенная агрессия в коммуникации на дороге вероятно связана с анонимностью, считает Елена Никишина. Водитель транспортного средства обезличен в системе трафика. Том Вандербильт в своей книге о психологии поведения на дорогах проводит такую параллель: «Быть участником дорожного движения — все равно что выходить в интернет-чат под псевдонимом. Мы свободны от своей личности, нас окружают люди, известные лишь под «никами» (на дороге — спрятавшиеся за номерными знаками)».
Как и в чатах, никто не отвечает за свои слова, можно написать неприятные сообщения и тут же отключиться, выйти из системы. В некоторой степени это верно и для всего городского пространства, отмечает Елена Никишина.
IQ
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!