Почти две трети предприятий обрабатывающей промышленности в России, прежде всего высокотехнологичные и успешные, значительно зависят от импорта и чувствительны к любому его ограничению, выяснили Юрий Симачев, Михаил Кузык и Николай Зудин. В исследовании «Импортозависимость и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса» они проанализировали итоги опроса руководителей 658 частных и государственных компаний*.
Как показали результаты опроса, продуктами, технологиями и услугами, приобретенными за рубежом, пользуется 85% промпредприятий.
Три четверти компаний в той или иной степени зависимы от импорта, более трети — сильно либо критически. При этом примерно в половине случаев высокая степень зависимости сочетается с небольшой долей импорта в себестоимости выпускаемой продукции.
Максимально импортозависимы:
Минимально импортозависимы:
Уровень зависимости компаний от импорта по отраслям, %
Источник: составлено авторами исследования.
Слабее зависят от импорта и меньше его используют:
Самые импортозависимые — предприятия высокотехнологичной сферы, успешные компании — экспортирующие свою продукцию и опережающие предприятия близкого профиля по уровню технологического развития. Также от зарубежных партнеров существенно зависят фирмы, испытывающие жесткую конкуренцию со стороны импорта, и производители потребительской продукции, вынужденные идти за спросом населения. Все они наиболее уязвимы для любых ограничений импорта, внешних и внутренних.
Наиболее часто за границей приобретаются машины и оборудование. Реже всего — так называемые неовеществленные технологии: идеи, знания, патенты, лицензии, ноу-хау, услуги.
Зарубежные машины и оборудование масштабно используют во всех без исключения отраслях, подчеркивается в исследовании. Однако для каждой есть своя специфика. Например, легкая и фармацевтическая промышленность особенно зависимы от поставок сырья и материалов; станкостроение и автомобилестроение — модулей и агрегатов; производители медтехники, электроники и средств связи — элементной базы.
Самой распространенной причиной импорта руководители предприятий называют проблемы с российскими аналогами: отсутствие на рынке, низкое качество, неполное соответствие современным технологическим требованиям.
Основные причины использования импорта по отраслям, %
Источник: составлено авторами исследования.
Большинство компаний, так или иначе, стремятся снизить зависимость от импорта. Чаще других это делают крупные игроки, фирмы, конкурирующие с другими российскими производителями, и экспортеры своей продукции.
Самая популярная стратегия, особенно у компаний с госучастием, — расширение закупок у отечественных поставщиков. Ее в первую очередь выбирают металлургиеские предприятия, производители готовых металлоизделий и железнодорожной техники.
Значительно затратнее, а потому меньше распространено, открытие собственных импортозамещающих производств. Производители медтехники, контрольно-измерительных приборов и авиастроения чаще других организуют их самостоятельно. Автомобильные компании, производители железнодорожной и вычислительно техники — совместно с зарубежными партнерами.
Действия компаний по снижению импортозависимости
(по частоте упоминания руководителями предприятий, использующих импортные продукты, технологии и услуги, %)
Источник: составлено авторами исследования.
Отсутствие отечественных аналогов делает невозможным для промпредприятий отказ от импорта, считают ученые. По их мнению, нужно не быстрое и фронтальное сокращение закупок за рубежом, а создание местных конкурентоспособных производств с ориентацией на мировой рынок.
Универсального рецепта ликвидации зависимости от зарубежных технологий и комплектующих нет: разные отрасли и продукты нуждаются в неодинаковых моделях импортозамещения. Поэтому государству придется использовать различные механизмы: от стимулирования закупок отечественной продукции и помощи в ее выпуске до поддержки научных исследований и распространения информации о передовых технологиях.
При этом прямое принуждение к импортозамещению чревато негативными экономическими последствиями, уверены исследователи. «Попытки навязать компаниям отечественные продукты и технологии — административными методами, с помощью таможенно-тарифного регулирования либо иным образом — почти неизбежно приведут к снижению конкурентоспособности, причем в первую очередь у компаний-лидеров», — предупреждают ученые.
IQ
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
*Опрос руководителей российских промпредприятий проведен в сентябре–октябре 2015 года Информационно-аналитическим центром «Статистика России» по заказу Межведомственного аналитического центра. Итоговая выборка исследования составила 658 компаний-участников опроса из 15 отраслей промышленности. Примерно половина компаний относится к машиностроительному комплексу, свыше четверти — к высокотехнологичным секторам (производство фармацевтической продукции, вычислительной техники, оборудования для обработки информации, радио, телевидения и связи, медтехники, контрольно-измерительных приборов и летательных аппаратов).
Статья по результатам исследования опубликована в журнале «Форсайт» (№ 4, 2016 г.).
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!