Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Какие социальные услуги появились для семей с детьми

Какие социальные услуги появились для семей с детьми

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ольга Савинская, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Анна Истомина, аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Как быстрее получить материальную помощь, где найти «бабушку на час» для присмотра за малышом, как поддержать социализацию ребенка-инвалида, где найти поддержку при конфликте в семье... Таких безотлагательных вопросов у родителей множество. Книга «Новые социальные услуги для семей с детьми в Москве: потребности и практика реализации» (М.: Акварель, 2016) дает на них объективные ответы. В них учтены точки зрения всех вовлеченных в социальную помощь: от экспертов и работников социальных служб до самих семей с детьми. Ольга Савинская, Анна Истомина и выпускница НИУ ВШЭ, социолог Ксения Чалых провели десятки интервью, опросы и фокус-группы с тем, чтобы сложилось объемное, многостороннее видение родительских проблем.

Таких проблем немало. Семьи с детьми — одна из самых социально уязвимых категорий населения. Дело не только в нехватке денег (см. Семьям с детьми трудно делать сбережения) или отсутствии своего жилья. Дети нуждаются в лечении и отдыхе, им необходимы хорошие школы и кружки. Особая статья — присмотр за малышами, которые не попали в ясли. У многих матерей нет выхода — нужно идти работать. Остается вопрос: с кем оставить ребенка.

И тут книга служит ориентиром. Ее авторы информируют о тех не всегда очевидных социальных опциях, которые есть в столице для очень разных семей. Прежде всего — многодетных, родителей детей-инвалидов, малоимущих, одиноких матерей. Для остальных читателей — социальных работников, педагогов, юристов, психологов — книга также будет руководством к действию. Авторы изучили разные варианты помощи (со стороны государства и некоммерческих организаций, в разных форматах и пр.) и продумали, как ее можно совершенствовать.

Помощь не для всех

Желаемое и действительное в поддержке материнства очевидно различаются. Многие семьи лишены столь нужной им помощи из-за банальных бюрократических препятствий. Сбор справок и бег по инстанциям отбирают массу времени и сил. Такие «марафоны» для многих нуждающихся просто невозможны. Кому-то не с кем оставить детей, кому-то не по карману постоянные поездки с «прошениями». Да и чисто психологически тяжело постоянно пребывать в роли «просителя». Многие семьи не выдерживают и отказываются от помощи (будь то денежное подспорье, вещи или продукты).

Создает проблему сам принцип предоставления помощи — заявительный, считают исследователи. Он отсекает часть нуждающихся в поддержке. Дело в том, что люди не всегда осознают свои потребности и «не только не обращаются за социальными услугами, но и отказываются от какой-либо помощи и вмешательства». Между тем, часто такие семьи находятся в социально опасном положении. Выход — более простая процедура рассмотрения заявления на срочную социальную помощь, убеждены авторы книги.

Еще одна проблема: «обычные хорошие дети» из малообеспеченных семей нередко тоже лишены поддержки. Дело в формулировке закона, на основании которого возможна социальная помощь, говорят опрошенные работники социальной службы. «В основном это трудности с социальной адаптацией», — поясняет один из респондентов. Тем самым «дети из благополучных семей с низким достатком, которые хотели бы получать услуги, по закону не могут быть признаны нуждающимися».

Пригодятся многопрофильные социальные службы

У семей с детьми есть и более «точечные» проблемы. Например, где найти недорогого логопеда или детского психолога, где пройти лечебный массаж. Эти специалисты в школах и детсадах нарасхват, а частные услуги стоят дорого. Выходом могли бы стать многопрофильные социальные службы — с соответствующими ставками.


Социально-трудовое «амплуа» таким службам, возможно, тоже бы пригодилось. В этом убеждает опыт НКО — например, в ситуации, когда старшие дети в многодетной семье хотят материально помочь близким, но еще не имеют работы. Можно обучать их профессиям. Некоторые некоммерческие организации даже готовят детей к сдаче ЕГЭ, а следовательно — к поступлению в вуз и устройству на работу. По сути, это социальный лифт для подростка.

Востребованы «бабушки на час»

Педагоги из социальных служб — «приходящие няни» — теоретически помогли бы многим семьям. Например, матери нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Группы кратковременного пребывания в детском саду есть не всегда, а няни на полный день запрашивают немалую сумму.


И все же «социальные бабушки» (они же «няни на час») пока еще вызывают скепсис. Пускать в дом незнакомого человека, доверять ему ребенка многим матерям кажется рискованным. Решение предложили сами семьи. Они готовы приводить детей в центры социальной поддержки, чтобы педагоги занимались с ними прямо там (это так называемые полустационарные услуги). Такую работу можно было бы предложить, например, молодым пенсионерам с педагогическим, психологическим, медицинским образованием и опытом работы с детьми.

Одновременно с этим нужно развивать надомные услуги семьям и сервис сопровождения ребенка по городу, убеждена Ольга Савинская. Особенно это касается детей мегаполиса, которые осваивают очень насыщенное городское пространство. «Ребенок развивается значительно успешнее, когда социальные услуги вписываются в его мобильный образ жизни и формируют в нем чувство принятия города, его многообразия», — говорит эксперт.

Такой мобильности детей, их привыканию к мегаполису содействовало бы и социальное такси. Пока этим недорогим и удобным сервисом больше пользуются пенсионеры. Нужно расширить список ситуаций, в которых оказывалась бы эта услуга, считает Савинская. «На таком такси можно было бы, например, доставить ребенка-инвалида в социальный центр для празднования дня его рождения, — говорит эксперт. — Основной принцип развития этой услуги — чуткое реагирование на потребности семьи и детей».

Кружки для ребят, реабилитация инвалидов, лечебная гимнастика — все это вопросы, на которых у социальных служб есть ответы. Правда, не у всех. Там, где государственные службы пробуксовывают, помощь могут оказать благотворительные организации.

Полезный опыт негосударственных служб

В книге дан обзор любопытных социальных практик НКО. Среди них:

  • помощь в лечении детей: снабжение медикаментами, применение нетрадиционных методов (например, иппотерапии — лечебной верховой езды).
  • поддержка социализации детей-инвалидов. Есть организации, которые последовательно курируют развитие ребенка — помогают в выработке двигательных, коммуникативных и других навыков. В обычных школах запущены проекты инклюзивного образования, например, для детей с аутизмом. Такие ребята постепенно адаптируются к «стандартной» школьной среде.
  • организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями. В такие лагеря приезжают всей семьей: родители получают консультации специалистов, дети ходят в походы, участвуют в соревнованиях и пр.
  • арт-терапия для ребят с особенностями развития. НКО предлагают детям занятия живописью, керамикой, лепкой. Практикуются занятия по архитектуре и дизайну, музыке, литературе, флористике, театру. «Вы и не догадаетесь во время школьного спектакля, что среди артистов есть ребята с серьезными диагнозами», — поясняет один из сотрудников благотворительного фонда. Детей также вывозят на выставки, фестивали и концерты.
  • кружки и секции: занятия по боевым искусствам, танцы, граффити, изучение иностранных языков и пр.

Многие такие практики — региональные или межрегиональные. О них интересно узнать москвичам. В свою очередь, читателям из других городов полезно знать о столичных практиках. В идеале, немало проектов можно было бы тиражировать. Причем в улучшенном виде: в конце книги авторы дают  рекомендации, как сделать помощь семьям более доступной и действенной.

См. также:

Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства

Зачем волонтеры помогают людям

Социальная работа в приходах становится профессией

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,16 января, 2017 г.