«Направлять» социальное самочувствие населения в ту или иную сторону способны жизненно важные события — вступление в брак, развод, появление ребенка, нахождение и потеря работы, выяснила Анна Зудина в исследовании «Что скрывается за «средними» самооценками? Анализ траекторий социального самочувствия россиян в 2000–2014 гг.»*
Вступление в гражданский или официальный брак корректирует социальное самочувствие человека (отношение к своему положению в обществе и удовлетворенности жизнью в целом). У людей с низким уровнем самовосприятия самооценка начинает расти. У тех, кто ставит себя на верх социальной лестницы, — остается прежней.
Для женщин вступление в брак во многом ассоциируется с экономической поддержкой и финансовой стабильностью. Для мужчин — с успешным преодолением «жизненного этапа, связанного с ответственностью и зрелостью». Поэтому вышедшие замуж начинают выше оценивать свое материальное положение, а женившиеся — уважение к себе со стороны других.
Самовосприятие мужчин меняется с появлением ребенка — улучшаются их самооценки удовлетворенности жизнью. Женщины в этот момент к самоанализу склонны меньше, так как глубже вовлечены «в процесс подготовки к появлению нового члена семьи».
Браки, разводы и рождения детей ярче отражаются на самооценках тех, кто ощущает себя наименее благополучным. Рост карьеры, дохода и прочие обстоятельства, способные добавить позитива их самовосприятию, вероятно, редки, предполагает автор исследования, «потому они придают большее значение изменениям в своей личной жизни».
В целом последние пятнадцать лет средние показатели социального самочувствия россиян, даже наиболее благополучных, остаются достаточно низкими и мало подвержены динамике.
По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, самооценка материального положения не превышала 4,1 балла по девятибалльной шкале. Максимум удовлетворенности жизнью — 3,3 балла по пятибалльной.
Выше всего, и то лишь до 6,5 из 9 баллов, поднимались оценки самоуважения. «От представления об уважении к себе люди, судя по всему, отказываются в самую последнюю очередь. Каким бы бедным человек себя ни ощущал, он будет считать, что его уважают», — комментирует исследователь.
«До недавнего времени у нас не было возможности заглянуть внутрь этого среднего уровня и понять, из каких «подводных течений» он складывается», — отмечает Анна Зудина. Новое исследование позволило выяснить, что надежным показателем социального самочувствия эти средние оценки не являются. Самовосприятие отнюдь не «законсервировано». Доля участников опросов, ежегодно меняющих представления о себе под воздействием разных обстоятельств, достаточно велика, а так называемые мобильные траектории социального самочувствия (предполагающие его улучшение или ухудшение) характерны примерно для половины населения России.
IQ
* Эмпирическую базу исследования составляют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за 2000–2014 годы. Объем выборки на протяжении большей части анализируемого периода составлял около 4 тысяч домохозяйств, в 2010 году он был увеличен в полтора раза.
автор исследования:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!