АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В тех классах, где подростки и учителя осуждают проявления агрессии, издевательств и драк становится меньше. Они не воспринимаются как способ решения проблем, а агрессоры не превращаются в местных «звезд», пример для подражания. Если же в коллективе принято оскорблять и драться, то агрессивные подростки оказываются в центре внимания, выглядят «крутыми». С ними хотят дружить остальные. В итоге драчуны «заражают» своим поведением товарищей. Унижения и жестокости множатся и начинают считаться в коллективе нормой, отметили в статье «Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников», опубликованной в «Социологическом журнале», Валерия Иванюшина, Даниил Александров и Вера Титкова.
Исследование опирается на опрос 418 учащихся колледжей и техникумов* Санкт-Петербурга. Средний возраст ребят — 17 лет.
Не секрет, что самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива. Это касается прежде всего классов или учебных групп, которые сами заражены враждой и хамством. В такой страшной среде, где ценится грубая сила, дружба с агрессором считается выгодной. Она может защищать от нападок со стороны других обидчиков.
Однако на деле популярность агрессора — крайне опасная вещь. Она ведет к распространению жестокостей. Однокашники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления и драки — или «буллинг» (от англ. bully – «хулиган, задира») — входят в привычку, воспринимаются как норма.
Не удивительно, что в таком коллективе отсутствие агрессии считается «игрой против правил». Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям» — например, начинают травить. Тем самым создается самовоспроизводящийся механизм агрессии, поясняют авторы статьи.
Российские фильмы и сериалы о подростковой агрессии
«Чучело» (1983), режиссер Ролан Быков
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988), режиссер Эльдар Рязанов
работы Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь...» (2008) и др.)
«Розыгрыш» (2008), режиссер Андрей Кудиненко (римейк одноименного фильма Владимира Меньшова)
«Училка» (2015), режиссер Алексей Петрухин
«Любимая учительница» (2016), режиссер Леонид Белозорович
Доля подростков-агрессоров в школах США и европейских стран, согласно ряду исследований, достигает 20%. В российских школах — похожая картина. В настоящем исследовании доля таких подростков составила 18,6% от общего числа учащихся.
Юноши более агрессивны. Так, 90% девушек никогда не враждовали с одноклассниками. Среди представителей сильного пола таких — 69%.
Агрессия бывает вербальная (словесные оскорбления), физическая (драки) и смешанная. Она может быть прямой (насилие, запугивание и пр.) и косвенной (распространение слухов и пр.). Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности.
Наиболее распространена вербальная агрессия, физическая встречается реже, подсчитали авторы статьи.
Если рассматривать отдельно группу агрессоров, то в ней к словесным оскорблениям прибегали 50% девушек и 43% юношей. Смешанную агрессию применяли по трети представителей обоего пола. Издевались физически 16,7% девушек и 22,6% юношей. Таким образом, характеристики грубого поведения у учащихся обоих полов очень схожи.
Ученые также оценили популярность агрессоров среди сверстников. Ребята называли одноклассников, с которыми они общаются больше всего. Число полученных дружеских номинаций делилось на максимально возможное их число — получался показатель популярности.
Средняя популярность агрессоров превысила популярность неагрессивных подростков: 0,16 против 0,12. «Такой результат позволяет предположить, что грубое поведение не вызывает осуждения со стороны одноклассников, — комментируют исследователи. — Напротив, подростки, демонстрирующие буллинг, имеют много друзей».
Исследователи также изучили связь между популярностью агрессивных подростков и степенью недружелюбности среды. Классы были разделены на низкоагрессивные (около 10% хулиганов) и высокоагрессивные (доля таких ребят — примерно четверть).
В обоих группах агрессоры оказались популярнее среди сверстников, чем ребята без склонности к насилию. Но в высокоагрессивных коллективах хулиганы «котируются» еще выше. То есть общий психологический климат влияет на статус грубых подростков.
В классах, где распространены драки и унижения, неагрессивные ребята находятся в невыгодном положении. Гораздо меньшее число одноклассников называют их своими друзьями. Зато их антиподы выдвигаются в лидеры.
При этом агрессивные девушки имеют более высокий социальный статус в классах любого типа. Здесь возможно такое объяснение: буллинг среди девушек достаточно редок, он бросается в глаза. Это повышает узнаваемость таких студенток, интерес к ним.
У юношей ситуация иная. В классах с низким уровнем агрессии их статус не связан с поведением. Но в коллективах, где приняты издевательства, агрессивность явно добавляет «очки» молодым людям. По мнению ряда ученых, юноши воспринимают грубость как признак настоящего мачо, проявление брутальности и «крутизны».
Иными словами, молодые люди выбирают друзей в зависимости от среды. В низкоагрессивной обстановке с хулиганами особо не дружат.
С учетом этих особенностей, крайне важно неприятие агрессии в коллективе. Это блокирует ее распространение, заключают авторы статьи.
* Учащиеся техникумов и колледжей были выбраны исследователями потому, что в этой среде агрессия проявляется особенно отчетливо. Они происходят из семей с относительно низким социально-экономическим статусом. Между тем, в бедных слоях общества выше уровень насилия и антисоциального поведения. Агрессивный стиль поведения, усвоенный в семье, воспроизводится подростками и среди сверстников.
См. также:
Подростки выстраивают границы между личным и публичным
Подростки редко откровенничают в соцсетяхВ подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!